пятница, 26 апреля 2019 г.

Фильм "Европа" .

Фильм "Европа" - один из первых фильмов Ларса фон Триера. Того самого - великого и ужасного. Этот фильм мрачная стилизация под ретродетектив с сочувствием в сторону поверженных нацистов. Первое, чем запоминается этот фильм, это серый и однотонный визуальный ряд, потрясающе красивый, с многочисленными вкраплениями более светлых тонов. Светлые тона появляются, когда в жизни героев происходит что-то важное. Безусловно, это очень стильный фильм. Тот же "Город грехов" фактически берет свое начало в фильме "Европа". Но это, как всегда, у режиссера, мрачное высказывание о жизни и смерти. И это высказывание о судьбе Европы. И тут автор полон мрачных тонов. В этой огромной Европе бегают мелкие людишки, и гибель для этих людишек только благо, раз они плывут в мировой океан, частью которого они станут.
Детектив, наверное, не самая важная составляющая фильма, но финальные сцены в поезде удерживают зрительское внимание, и заставляют биться сердце. Это еще и фильм о выборе, и о последствиях этого выбора. И о том, что любовь к женщине, не всегда благо. Иногда - это и проклятие. 
Весь пессимизм режиссера, который потом будет увеличиваться в других его картинах, заметен уже здесь. Человеческий род ничтожен на фоне огромной природы, звездного неба и мирового океана. Природой, искусством и нужно наслаждаться, это единственное утешение в этом мире. Люди не просто ничтожны, они все ужасные эгоисты, и движимы в своих поступка только эгоизмом.
Минус фильма - это не простое кино, это испытание для зрителя, непривычного к такому кино. Это, действительно, авторское высказывание. С другой стороны, просто нужно проникнуть в мир этого фильма, сделать это нелегко, но если проникнешь в суть метода режиссера, то сможешь насладиться его творением. В нем есть даже место юмору и сатире. Особенно, режиссер прикалывается над немецкой пунктуальностью, и сцены экзамена - одно из самых лучших мест в фильме. Какие к черту бомбы, когда у нас запланированы экзамены! Есть, как всегда, у режиссера и еврейская тема. Чувствуется, что она волнует режиссера. На нем, как на европейце, лежит чувство вины за то, что творилось в Европе в годы войны. И эти милые бюргеры, которые показаны в фильме, они не могут не нести ответственность. 
В фильме есть и тема оборотней. Но оборотнем становятся в ответ на жесткую реакцию на то, что вторят с твоей нацией. И нашлось в картине место антиамериканизму. В общем - то, самый негативный персонаж в картине, это американский полковник. 
В целом, фильм - событие в мировой культуре, которое нельзя не заметить. Фильм, который повлиял на всю мировую культуру, в том числе, и массовую. Просто авторское кино всегда идет в авангарде, а потом то, что кажется элементом авторского фильма спокойно переходит в масскульт.

четверг, 25 апреля 2019 г.

Фильм "Аритмия".

Фильм "Аритмия" - главный русский фильм 2017 года. Сразу же скажу, что это типичный фильм Бориса Хлебникова. Любой его фильм можно пересказать несколькими фразами. Вот они: обычный врач скорой помощи переживает личный и профессиональный кризис.Но, судя по всему, состояние кризиса у героя перманентное. Поэтому все возвращается на круги своя.
А осенний Ярик накрывает белый снег... 
А в наушниках орет Валентин Стрыкало... 
Тут все очень просто, если вы любите Хлебникова, фильм вам понравиться. Если нет, то вы вряд ли оцените этот фильм. 
Дополню еще и тот факт, что мода на медицинские сериалы перекочевала и в кино. Фильм обстоятельно подходит к медицинской тематике. Получается интересно. И эти вызовы, и этих пациентов может оценить и простой зритель, который никогда не был знаком с творчеством режиссера.
А еще к достоинству фильма я бы отнес то, что он без особых прикрас показывает наших современников. Вот такие они, простые россияне. Неплохие люди со своими проблемами.
Режиссер остался верен в себе и в выборе актеров. Здесь есть его любимый Яценко. А в эпизоде снялся Сытин. Состоялось и актерское открытие в лице Ирины Горбачевой. 
Очень неспешное и простое кино в жанре русский арт - хауз, самый громкий фильм этого года.

среда, 24 апреля 2019 г.

Фильм "Игрок".

Фильм "Игрок" - отличный фильм режиссера Руперта Уайтта. Не самое известное имя, но именно он перезагрузил франшизу про умных обезьян. Этот его фильм рекламируется как криминальный триллер. И напряжение, действительно, есть. Но скорее всего оно ощущается в самом конце, а в основном фильм выглядит как криминальная драма про запутавшегося в долгах профессора. Вроде бы, все у него есть. Деньги, положение в обществе, какая - никакая, но слава. Но все это перечеркивается его страстью к игре. И вроде бы ему везет в самом начале, но под конец все заканчивается одним и тем же - герой полностью проигрывается. И ладно бы он проигрывал свои деньги. Он проигрывает деньги мафии. И не одной, а целых двух криминальных группировок. И выход у героя только один: взять деньги у третьего мафиози, и провернуть небольшую аферу. А под конец поставить все деньги на кон...
Удивительно, но у этого фильма вполне себе счастливый конец. И вполне понятный месседж: счастье не в деньгах, и не в игре, а в освобождении от зависимости. Герой освободился - и обрел счастье.
Фильм на удивление не спешный, автор не торопиться громоздить событие. Зато он уверенно и четко прослеживает религиозные аллюзии и акцентируется на религиозных ассоциациях. Все действие фильма не случайно разворачивается в семидневный срок, и эта цифра постоянно подчеркивается. А последний день становиться и днем первым для главного героя.
Мне удивительно только одно, что этот фильм обошли все главные кинопремии мира. Фильм вообще оскаровского формата, который любит такие позитивные истории андердогов. Плюс, это довольно точное исследование мира интеллигентного человека, который преподает литературы, и который четко знает, что литература нужна его студентам лишь для галочки, лишь для зачета. Он четко знает, что он живет в мире, где ценится не знание литературы, а марка автомобиля, на котором ты ездишь. Но он продолжает делать свое дело. И, в конечном итоге, это дело тоже дает свои результаты.
В картине собран отличный актерский состав. Марк Уолберг,  который в последнее время предпочитает студийные хиты, здесь сделал исключение. Также здесь играет Джон Гудмэн и Бри Ларсон, которые позже сыграли вместе в "Конге: Острове черепа". Но здесь также присутствует и еще одна девушка Конга - Джессика Ленг, вторая по счету девушка огромной гориллы, и просто отличная актриса.
Фильм про выбор, где каждый из вариантов может привести к худшему решению, а может привести к победе.

вторник, 23 апреля 2019 г.

Фильм "Письма мертвого человека".

Картине "Письма мертвого человека"  не повезло дважды. Во - первых, этот фильм широко пиарили советские власти. А это уже 1986 год, когда зритель не слишком посещал официально разрекламированные  фильмы. За примером далеко ходить не надо. В 1985 году жертвой подобной рекламы пал фильм "Иди и смотри".
Вторая причина, что у Ролана Быкова в один год вышли три фильма - шедевра. Но два фильма были из разряда "полочных" фильмов". Его было слишком много в тот год. Актер в этом не виноват. Но все фильмы продавливались властями, и зритель их просто не увидел. Одна из причина подобной рекламы была очень простая: второй человек в партии и государстве Громыко был консультантом этого фильма.
Наверное, третья причина в том, что это очень сложное, глубокое и страшное кино. Лично для меня сцена посещение детского ожогового отделения одна из самых страшных в мировом кино.  Хотя там ничего не показано. Лишь выражение лица героя Ролана Быкова.
С точки зрения идеологии - это наш ответ американским фильмам, в которых американцев легко и просто побеждали ядерную угрозу. Их было сразу же несколько в те годы. Не "Полицейский с Беверли - Хилза", ни "Охотники за приведениями", ни "Индиана Джонс" по кассе, но свою популярность они имели. Напомню, что в тот год взошла звезда Тома Круза, который мочил советских ассов на "Мигах". А годом раньше Рэмбо мочил наших.  Короче, новый виток холодной войны, которая могла закончиться горячей войной. 
Другое дело, что событие постапокалипсиса - это только фон, на котором ведется серьезный разговор о человеке и человечестве. О красивых словах и реальных делах. И о том, что маленькое доброе дело может спасти мир. И чем дальше развивается мир, тем больше евангельских ассоциаций.
Фильм не легкий. Сам сценарий очень прост. Главный герой пишет в своем уме письма своему умершему сыну. Но он верит, что он живой. Ибо отец и не может верить в смерть сына. А перед его глазами происходит закат цивилизации, погибающий в пламени ядерного апокалипсиса. Но на его глазах зарождаются ростки новой цивилизации, ибо пока путник идет в пути есть надежда. Она жива, и ее не может не быть.   
Не смотря на все условия появления этого фильма, это, безусловный шедевр мирового кинематографа, сравнимый с фильмами на подобную тему Крамера и Кубрика. Может быть, их превосходящий. Снял фильм Константин Лопушанский  - один из самых главных режиссеров мирового кино, находящийся во многом на обочине лишь из-за проблем с финансированием. Композитором стал Александр Журбин - легенда отечественной музыки. А сценарий написал Б. Н. Стругацкий, и это один из лучших фильмов, которые были сняты по его сценарию.

Фильм "Тень".

Фильм "Тень" - просто пример гениального фильма, где гениально в общем все. Тот самый случай, когда режиссер рассказывает не просто сказку, а притчу о том, каково быть людьми в этом мире, где проще и выгоднее оставаться тенью. Гениальная пьеса была гениальна адаптирована для экрана Дунским и Фридом. Любая фраза в картине наполнена смыслом, и это тот пример, когда, конечно же, притча будет интересна всем, но вот до конца оценить эту мудрость могут только взрослые. Даже история с заменой имени - это просто гениально, ведь главного героя зовут Христиан, то бишь христианин, и он меняет это имя, и христианство уходить на второй план. 
В этом фильме вообще много христианского. Собственно, даже начало вполне себе христианское. В некое неведомое королевство приезжает некий ученый с неведомой целью. Не очень понятно, он ученый по какой части, и вообще цель визита в это королевство неведомо. Королевство населено разными персонажами, но опять же по Библии, среди них только один праведник - дочь трактирщика Анунциатта. Исследовать имена - одно удовольствие, но оставим это тем, кому интересно. Анунциатта влюбляется в главного героя, а он находит принцессу, и в ту же ночь теряет собственную тень. И сам влюбляется в принцессу. И та вроде бы любит его. 
Это история двух праведников в крайне неправедном мире. Концовка довольно печальная: главные герои покидают королевство. Они не в силах ничего исправит. Но в других королевствах не такие ли дела творятся. Кстати, есть какая -то параллель с "Мастером и Маргаритой", где в аду гораздо лучше, чем в современной Москве.
Кстати, в фильме очень хорошо показано главное современное зло - коррупция. Вряд ли зрители 1971 года смогли оценить диалог двух министров, которым не надо проговаривать слова до конца. Они все понимают с полуслова.
В фильме очень хорошо показано, что коррупция - зло, но оно может породить еще большее зло. И не коррупция виновна в том, что не плохие в общем - то люди, начинают прислуживать злу. Зло есть в них самих, то есть, и в нас самих, просто часто мы бессильны с ним бороться, и всегда ожидаем того, кто победит, кто окажется сильнее, что бы стать сторону сильного.
В фильме, и в пьесе, заключена мысль против философии непротивления. Ведь главный герой и победил, когда он восстал, воспротивился злу. И он не победил его до конца, но он победил зло в самом себе, он оказался правым, и вышел из поединка победителем. А другие пусть задумаются над тем, как они живут. Печальным кажется тот мир, где гениальные ученые не делают своих открытий, просто потому что эти открытия никому не нужны, ведь живая вода может оживить только хорошего человека, значит, плохим людям она совершенно не нужна. а это и есть всесильные люди.
Фильм сделан в нарочито театральной манере, когда нет съемок живой натуры. От этого мир кажется еще более гротесковым. И еще более неживым, и от того страшным. Фильм хоть и наполнен юмором, хоть и смешной, но в общем -то и грустный. 
Наверное, только из-за авторитета режиссера Надежды Кошеверовой и разрешено было снимать этот фильм, который, конечно же, проходил по разряду детской сказки. Режиссер сумел собрать гениальный актерский состав. И тут была своя драматургия. Марина Неелова вытеснила Анастасию Вертинскую из театра, точнее, та сама ушла из театра. В картине Неелова снималась, будучи штатной ленфильмовской актрисой. Гениальны, впрочем, все. Людмила Гурченко вернулась в этой картине к зрителям после нескольких лет забвения. Олег Даль подтвердил свою репутацию гениального актера. Андрей Миронов, Владимир Этуш, Зинофий Гердт, Георгий Вицин, Сергей Филлипов - все эти актеры сыграли в этой картине свои лучшие роли. Подчас не очень большие по объему, но очень важные и интересные. И необычные. 
Можно сказать только спасибо режиссеру, которая сумела создать сложный и интересный фильм про то, что тени боятся всегда правды и света.

Фильмы Владимира Зеленского.

Небольшой обзор, посвященный творчеству актера Владимира Зеленского.
Вот и свершилось.
Вчера комический актер, сегодня - Президент Украины.
Вспомним его творчество.
А оно совсем незамысловато.
Две трилогии.
Одна "Любовь в большом городе".
Вторая трилогия - "Восемь новых свиданий".  Причем, Оксана Акиншина не согласилась сниматься в последнем фильме из-за украинских событий.
Плюс, римейк "Служебного романа".
Плюс, дурацкий фильм про "Ржевского и Наполеона".
Вот и все.
Последний фильм Зеленского до российского зрителя не дошел. Из-за политики.
Теперь вот ждем, как он проявит себя в политике. Но это уже к кино отношения не имеет. 

Фильм "Монах и бес".

Фильм "Монах и бес" относиться к числу тех фильмов, которые нужно смотреть подготовленному зрителю. Редкий случай, когда важна идейная позиция автора. Непонимание многих зрителей идет как раз от незнания этой позиции.
Посыл картины крайне прост: все дороги ведут на небо. Даже бесовские дороги. Бес в картине становиться человеком, и начинает свою цепь мытарств, которые приводят его в монастырь. 
Фильм еще и про любовь. Бесы могут творить чудеса, но вот любовь не в их власти. Бес не может любить. А если он полюбит, то станет человеком. Это крайне спорная концепция, выдвинутая Оригеном, лежит в основе фильма. 
Фильм носит двухчастное название. И это очень верное название. И конкретное. Ибо фильм состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о человеке, одержимом бесом, вторая часть рассказывает о бесе, который стал человеком. Человек, одержимый бесом, может творить чудеса, но самое его большее чудо, которым не восхитятся люди, это когда человек одержит победу над бесом и заставит его испытать, что такое любовь. 
Фильм можно назвать художественной иллюстрацией к концепции Оригена, но иллюстрацией именно высокохудожественной. можно не соглашаться с авторами фильма, но чувствуется, что авторы живут этим и болеют этим.
И они умеют простым языком рассказывать о сложном.
Почему -то, когда говорят о литературных ассоциациях с этим фильмом, упоминают Гоголя, мне лично вспомнился Лесков. Очень необычный сказ, яркая речь, которыми разговаривают герои, все это напомнило мне этого автора. А разговор с бесом - это, конечно же, Достоевский с его Иваном Карамазовым. А также его роман "Бесы", где крайне много говориться об искусе, как легко стать жертвой этого искуса. Мы и сами порой рады искушатся. И самый главный искус - это тщеславие, ведь тщеславие - это любимый грех самого Сатаны, через который он и пал. 
Любопытно еще и то, что фильм называется именно "Монах и бес", потому что бес -это в прямом смысле существо бес. Без любви, без сущности и без своего тела. Не зря же герой говорит, что имя нам - легион. Авторы очень тонко чувствуют природу бесов. Это природа состоит в искушении. Вроде и неплохо стать святым и творить чудеса. Люди восхищаются такими чудесами. Но главное христианское чудо - это чудо любви.
Не случайно герой - человек, узнав славу у людей, умирает безвестным в каталажке. Он не узнан людьми, но узнан Богом. 
Любопытно и то, что на Кинопоиске картины причислена к жанру фантастики, хотя для христиан, которым является автор сценария, все это явь и реальность нашего мира. Тут уж все просто состоит в вере. Кто-то верит, кто-то нет. А вот юмора в картине много. И он очень светлый, и совершенно не пошлый.
Не буду говорить об актерских работах. Все играют просто блестяще. Для многих зрителей станет открытием актер Тимофей Трибунцев. Хотя, у него и были главные роли, но пока его сложно назвать звездой и медийным актером, но вот замечательным актером он был всегда. И этой ролью он это только подтвердил.
И в заключении о небольшом минусе. Спецэффекты недалеко ушли от сказок Роу. Удивляюсь, почему при таком заявленном бюджете, такие дешевые спецэффекты.
А в остальном, просто отличное кино, которым не так уж часто балует наш кинематограф.