воскресенье, 28 апреля 2019 г.

Фильм "Дюнкерк".

Сразу же, скажу, что в основе фильма лежит чисто англо - саксонская, если хотите, гуманистическая позиция, что нужно спасать своих, любого, даже самого рядового солдата. У нас некоторые патриоты смеются над этим фильмом, мол, облажались англичане в Дюнкерке, забывая о Киевском, Харьковском, Крымском котлах. У нас любят снимать фильмы про победы, забывая о поражениях. А любой солдат, павших в этих котлах, оставивший жизнь в этих поражениях, приближал нашу Победу. Но вряд ли об этом снимут когда - либо фильм.
Фильм представляет событие Дюнкерка как поражение целой нации. Но это поражение привело если не к победе, то точно к укреплению духа. Целая нация сплотилась в единое целое. И не будем вспоминать газеты "Правда" и "Красная звезда", которые восхищались победой немецкого оружия под Дюнкерком. Напомню, что немцы в тот год были основным стратегическим союзником.
Кристофер Нолан продолжил здесь историю с относительностью времени. Только в "Межзвездном" история с временем объяснялась теорией Энштейна, а здесь история со временем объясняется чисто кинематографическим аттракционом, и тем, что в воздухе время идет быстрее, чем на суши.
Он соединил здесь три истории, три маленькие точки одного большого события, и показал одно историческое событие глазами простых людей. И, безусловно, режиссер выполнил свою задачу. Он показал, что на войне самое страшное, быть может, даже не смерть людей, а неизвестное. В этой военной драме враг отсутствует. Его нет на экране. Режиссер воплощает здесь идеи своего соотечественника Хичкока. Иногда мы боимся не того, что видим, а того, что совершенно не видим. И здесь эта идея блестяще воплощена в жизнь.
Не говоря уж о том, что на войне порой гибнут не из-за жестокости врагов, а из-за трусости соотечественников. И режиссер эту трусость, если не оправдывает, то и не осуждает. Нам вообще легко осуждать трусов, сидя в теплых креслах, а они видели самое страшное, войну.
Это фильм, в котором нет антагониста в лице человека. Здесь антагонистом является время, которое постоянно убывает. И зритель должен физически ощущать, как мало времени для спасения, и как призрачный шанс на это спасение. Но даже этот призрачный шанс нужно использовать.
Фильм, в котором все равны перед фактором времени. И генерал, точнее, адмирал, и рядовой, и гражданский, и профессиональный военный.
Не буду говорить, что с точки зрения операторского искусства, и монтажа, это просто виртуозно снятое кино. Цветовая гамма, и цветовое оформление здесь очень напоминает спилберговское оформление в "Спасти рядовом Райана". Это цвет пляжей, и цвет туманов.
Режиссеру удалось создать актерский ансамбль, в котором все играют замечательное.
Можно не любить Нолана. Но сложно отрицать его значимость для современного кинематографа. И этот фильм становиться самой кассовой военной драмой в истории кино. И, наверное, самой необычной военной драмой.

суббота, 27 апреля 2019 г.

Фильм "Елена".

Фильм "Елена" - нашумевший фильм Андрея Звягинцева, третий полный метр в фильмографии режиссера. Фильм, как не крути, очень верный в своих выводах. Совсем недавно был скандал, что бы людей из Бирюлева не пускать на Патриаршие пруды, мол, шумят, мусорят, портят весь пейзаж.
Так вот и этот фильм во многом именно об этом, о проблеме сегрегации, о том, что наше общество давно уже четко разделенно на бедных и богатых, и это два мира, которые далеки друг от друга. Очень интересным выглядит начало картины, когда героиня едет из элитного района в центре Москвы в Подмосковье с ее дешевыми панельными многоэтажками. Эта сцена выглядит будто спуск в ад Вергилия. И героиня буквально спускается из рая в ад. Она совсем случайно попала в свой рай, и она будет бороться любыми методами, что бы ее родственники тоже оказались в этом раю.
Любопытно, что они изображены очень неприятными людьми. Им нужно только пивко, да Малаховых с Сябитовой по телеку. И работать они не больно хотят, попу чесать гораздо легче. И они точно так же ненавидят тех, кто обосновался на Остоженке, и сами туда не против переселиться. Но и вторая сторона в лице дочери главного героя показана не с самой лучшей стороны. Они гедонисты, или просто эгоисты, как поясняет ее отец, люди привыкшие все брать, и не привыкшие ничего давать. Им никого не жалко, кроме себя. И свой мир, и свои устои они будут охранять. Кроме этого, они не на что не способны, ни сами заработать денег, ни даже детей родить. Их можно назвать новыми русскими паразитами.
Сложнее выглядят фигуры мужа и жены. Муж - новый русский, скорее всего, выходец из старой партноменклатуры, как водиться. Он обозначен очень скупо, но очень точно. Жена - не менее интересный тип. Она искренне любит своего мужа, но сына и внука она любит больше, и готова убить своего мужа ради того, что бы помочь им.
Собственно, фильм и есть история преступления. История убийства. Это вообще был бы криминальный триллер, но этот фильм снял Звягинцев и на картине лежит печать авторского кино с его невероятно замедленным темпом повествования, и с очень тягучими кадрами. Но кадры выстроены очень красиво, очень точно играют актеры, и звучит невероятная по своей энергетике музыка Филлипа Гласа. Поэтому фильм цепляет, фильм остается в памяти, потому что он отражает наше общество 5 лет назад, которое за эти пять лет нисколько не изменилось. 
Два мира, две судьбы, а выбор всегда один. И человек делает этот выбор.

Фильм "Коллектор".

Фильм "Коллектор" - пример фильма одного актера. То есть, на экране существует всего один актеры. Все остальные персонажи представлены в виде голосов. Иногда актеров можно узнать по голосу, а иногда и нет. Отличная роль Константина Хабенского, который и играет здесь основного героя. Фильм про то, как за одно мгновение может разрушиться уютный и построенный мир.
Главный герой - успешный коллектор, то есть, специалист по сбору долгов. Но в один миг против него опубликовали сфабрикованное видео, и его мир начинает рушиться на глазах. И оказывается, что вполне успешный человек оказывается совершенно одинок в большом городе. Фильм еще и про фатальное человеческое одиночество. Человек, окруженный людьми, оказывается одинок. И он сам должен искать выход из сложившегося положения. И на этом пути он не находит союзников.
Все действие происходит в роскошном офисе главного героя, который он должен покинуть по причине того, что его выгнали с работы. Действие движется только с помощью телефонных разговоров. По сути, никакого действия в кадре нет. Разве только главный герой ходит по офису. И он очень напоминает затравленного зверя в берлоге. Мрачноватость фильма подчеркивается и цветовой палитрой. Она мрачная и холодная. Ни одного яркого цветового пятна нет в фильме.
По сути, действие построено очень просто. Вначале происходит небольшая разминка, из которой мы узнаем, какими методами работает главный герой, и каких результатов он достигает. А уж затем начинается основное действие. Тут все четко по схеме. Герой узнает о неожиданно возникшем обстоятельстве, и всеми силами пытается его преодолеть. Но, по сути, он имеет дело с обстоятельствами непреодолимой силы - это разум сумасшедшей жены, брошенной мужем. И никакие логические аргументы не будут тут играть никакой роли.
Параллельно идет сравнение героя с той собакой, которую он подобрал утром. И которая сейчас умирает в полном одиночестве. Не случайно же герой называет собаку своим именем.
По жанру - это драма с крепким детективным элементом. Другое дело, что драмы человеческого характера здесь гораздо больше. В целом, очень любопытное кино. Хронометраж, кстати, совсем не большой, фильм длиться где -то час с небольшим.

пятница, 26 апреля 2019 г.

Фильм "Европа" .

Фильм "Европа" - один из первых фильмов Ларса фон Триера. Того самого - великого и ужасного. Этот фильм мрачная стилизация под ретродетектив с сочувствием в сторону поверженных нацистов. Первое, чем запоминается этот фильм, это серый и однотонный визуальный ряд, потрясающе красивый, с многочисленными вкраплениями более светлых тонов. Светлые тона появляются, когда в жизни героев происходит что-то важное. Безусловно, это очень стильный фильм. Тот же "Город грехов" фактически берет свое начало в фильме "Европа". Но это, как всегда, у режиссера, мрачное высказывание о жизни и смерти. И это высказывание о судьбе Европы. И тут автор полон мрачных тонов. В этой огромной Европе бегают мелкие людишки, и гибель для этих людишек только благо, раз они плывут в мировой океан, частью которого они станут.
Детектив, наверное, не самая важная составляющая фильма, но финальные сцены в поезде удерживают зрительское внимание, и заставляют биться сердце. Это еще и фильм о выборе, и о последствиях этого выбора. И о том, что любовь к женщине, не всегда благо. Иногда - это и проклятие. 
Весь пессимизм режиссера, который потом будет увеличиваться в других его картинах, заметен уже здесь. Человеческий род ничтожен на фоне огромной природы, звездного неба и мирового океана. Природой, искусством и нужно наслаждаться, это единственное утешение в этом мире. Люди не просто ничтожны, они все ужасные эгоисты, и движимы в своих поступка только эгоизмом.
Минус фильма - это не простое кино, это испытание для зрителя, непривычного к такому кино. Это, действительно, авторское высказывание. С другой стороны, просто нужно проникнуть в мир этого фильма, сделать это нелегко, но если проникнешь в суть метода режиссера, то сможешь насладиться его творением. В нем есть даже место юмору и сатире. Особенно, режиссер прикалывается над немецкой пунктуальностью, и сцены экзамена - одно из самых лучших мест в фильме. Какие к черту бомбы, когда у нас запланированы экзамены! Есть, как всегда, у режиссера и еврейская тема. Чувствуется, что она волнует режиссера. На нем, как на европейце, лежит чувство вины за то, что творилось в Европе в годы войны. И эти милые бюргеры, которые показаны в фильме, они не могут не нести ответственность. 
В фильме есть и тема оборотней. Но оборотнем становятся в ответ на жесткую реакцию на то, что вторят с твоей нацией. И нашлось в картине место антиамериканизму. В общем - то, самый негативный персонаж в картине, это американский полковник. 
В целом, фильм - событие в мировой культуре, которое нельзя не заметить. Фильм, который повлиял на всю мировую культуру, в том числе, и массовую. Просто авторское кино всегда идет в авангарде, а потом то, что кажется элементом авторского фильма спокойно переходит в масскульт.

четверг, 25 апреля 2019 г.

Фильм "Аритмия".

Фильм "Аритмия" - главный русский фильм 2017 года. Сразу же скажу, что это типичный фильм Бориса Хлебникова. Любой его фильм можно пересказать несколькими фразами. Вот они: обычный врач скорой помощи переживает личный и профессиональный кризис.Но, судя по всему, состояние кризиса у героя перманентное. Поэтому все возвращается на круги своя.
А осенний Ярик накрывает белый снег... 
А в наушниках орет Валентин Стрыкало... 
Тут все очень просто, если вы любите Хлебникова, фильм вам понравиться. Если нет, то вы вряд ли оцените этот фильм. 
Дополню еще и тот факт, что мода на медицинские сериалы перекочевала и в кино. Фильм обстоятельно подходит к медицинской тематике. Получается интересно. И эти вызовы, и этих пациентов может оценить и простой зритель, который никогда не был знаком с творчеством режиссера.
А еще к достоинству фильма я бы отнес то, что он без особых прикрас показывает наших современников. Вот такие они, простые россияне. Неплохие люди со своими проблемами.
Режиссер остался верен в себе и в выборе актеров. Здесь есть его любимый Яценко. А в эпизоде снялся Сытин. Состоялось и актерское открытие в лице Ирины Горбачевой. 
Очень неспешное и простое кино в жанре русский арт - хауз, самый громкий фильм этого года.

среда, 24 апреля 2019 г.

Фильм "Игрок".

Фильм "Игрок" - отличный фильм режиссера Руперта Уайтта. Не самое известное имя, но именно он перезагрузил франшизу про умных обезьян. Этот его фильм рекламируется как криминальный триллер. И напряжение, действительно, есть. Но скорее всего оно ощущается в самом конце, а в основном фильм выглядит как криминальная драма про запутавшегося в долгах профессора. Вроде бы, все у него есть. Деньги, положение в обществе, какая - никакая, но слава. Но все это перечеркивается его страстью к игре. И вроде бы ему везет в самом начале, но под конец все заканчивается одним и тем же - герой полностью проигрывается. И ладно бы он проигрывал свои деньги. Он проигрывает деньги мафии. И не одной, а целых двух криминальных группировок. И выход у героя только один: взять деньги у третьего мафиози, и провернуть небольшую аферу. А под конец поставить все деньги на кон...
Удивительно, но у этого фильма вполне себе счастливый конец. И вполне понятный месседж: счастье не в деньгах, и не в игре, а в освобождении от зависимости. Герой освободился - и обрел счастье.
Фильм на удивление не спешный, автор не торопиться громоздить событие. Зато он уверенно и четко прослеживает религиозные аллюзии и акцентируется на религиозных ассоциациях. Все действие фильма не случайно разворачивается в семидневный срок, и эта цифра постоянно подчеркивается. А последний день становиться и днем первым для главного героя.
Мне удивительно только одно, что этот фильм обошли все главные кинопремии мира. Фильм вообще оскаровского формата, который любит такие позитивные истории андердогов. Плюс, это довольно точное исследование мира интеллигентного человека, который преподает литературы, и который четко знает, что литература нужна его студентам лишь для галочки, лишь для зачета. Он четко знает, что он живет в мире, где ценится не знание литературы, а марка автомобиля, на котором ты ездишь. Но он продолжает делать свое дело. И, в конечном итоге, это дело тоже дает свои результаты.
В картине собран отличный актерский состав. Марк Уолберг,  который в последнее время предпочитает студийные хиты, здесь сделал исключение. Также здесь играет Джон Гудмэн и Бри Ларсон, которые позже сыграли вместе в "Конге: Острове черепа". Но здесь также присутствует и еще одна девушка Конга - Джессика Ленг, вторая по счету девушка огромной гориллы, и просто отличная актриса.
Фильм про выбор, где каждый из вариантов может привести к худшему решению, а может привести к победе.

вторник, 23 апреля 2019 г.

Фильм "Письма мертвого человека".

Картине "Письма мертвого человека"  не повезло дважды. Во - первых, этот фильм широко пиарили советские власти. А это уже 1986 год, когда зритель не слишком посещал официально разрекламированные  фильмы. За примером далеко ходить не надо. В 1985 году жертвой подобной рекламы пал фильм "Иди и смотри".
Вторая причина, что у Ролана Быкова в один год вышли три фильма - шедевра. Но два фильма были из разряда "полочных" фильмов". Его было слишком много в тот год. Актер в этом не виноват. Но все фильмы продавливались властями, и зритель их просто не увидел. Одна из причина подобной рекламы была очень простая: второй человек в партии и государстве Громыко был консультантом этого фильма.
Наверное, третья причина в том, что это очень сложное, глубокое и страшное кино. Лично для меня сцена посещение детского ожогового отделения одна из самых страшных в мировом кино.  Хотя там ничего не показано. Лишь выражение лица героя Ролана Быкова.
С точки зрения идеологии - это наш ответ американским фильмам, в которых американцев легко и просто побеждали ядерную угрозу. Их было сразу же несколько в те годы. Не "Полицейский с Беверли - Хилза", ни "Охотники за приведениями", ни "Индиана Джонс" по кассе, но свою популярность они имели. Напомню, что в тот год взошла звезда Тома Круза, который мочил советских ассов на "Мигах". А годом раньше Рэмбо мочил наших.  Короче, новый виток холодной войны, которая могла закончиться горячей войной. 
Другое дело, что событие постапокалипсиса - это только фон, на котором ведется серьезный разговор о человеке и человечестве. О красивых словах и реальных делах. И о том, что маленькое доброе дело может спасти мир. И чем дальше развивается мир, тем больше евангельских ассоциаций.
Фильм не легкий. Сам сценарий очень прост. Главный герой пишет в своем уме письма своему умершему сыну. Но он верит, что он живой. Ибо отец и не может верить в смерть сына. А перед его глазами происходит закат цивилизации, погибающий в пламени ядерного апокалипсиса. Но на его глазах зарождаются ростки новой цивилизации, ибо пока путник идет в пути есть надежда. Она жива, и ее не может не быть.   
Не смотря на все условия появления этого фильма, это, безусловный шедевр мирового кинематографа, сравнимый с фильмами на подобную тему Крамера и Кубрика. Может быть, их превосходящий. Снял фильм Константин Лопушанский  - один из самых главных режиссеров мирового кино, находящийся во многом на обочине лишь из-за проблем с финансированием. Композитором стал Александр Журбин - легенда отечественной музыки. А сценарий написал Б. Н. Стругацкий, и это один из лучших фильмов, которые были сняты по его сценарию.