суббота, 18 сентября 2021 г.

Судьба великой гайдаевской троицы.

 

 

 

 

Великая гайдаевская тройка изначально была обречена, ибо Леонид Гайдай грезил о славе Ивана Пырьева. Он хотел стать и великим комедиографом, и человеком, который бы смог адаптировать великую русскую классику к большому экрану. Напомним, у Пырьева хорошо получалось и то, и другое. Но главное, Пырьев был великим наставником Гайдая. Это он наставил его на путь комедии.

Поэтому тройка для режиссера Гайдая была способом получить дальнейшую работу, закрепить за собой репутацию режиссера -постановщика. А уж затем снимать серьезные фильмы. Но знаменитая тройка стала для него главным детищем.

Скажу сразу же, Гайдай не был таким человеком, как Пырьев. Пырьев мог отстаивать молодых режиссеров, мог видеть в них гениальные зачатки. Гайдай же, ругал последними словами фильмы своих молодых коллег Меньшова и Шахназарова. Да фильмы не последние, а «Любовь и голуби», и «Мы из джаза», которые он называл неудачными комедиями. Обсуждать ему приходилось, поскольку Гайдай был одним из руководителей объединения, в которых эти фильмы создавались.

Любопытный факт, как только умер Пырьев, Гайдай вдрызг разругивается со своими соавторами сценария Слободским и Костюкевичем. И с момента смерти Пырьева у Гайдая исчезают удачные оригинальные комедии. Последняя суперудачная комедия «Бриллиантовая рука» снята еще при Пырьеве.

На самом деле, Пырьев поддержал Гайдая во всех его начинаний. Тройку он придумал после прочтения какого-то фельетона. Иван Парьев, как руководитель «Мосфильма» нашел формат, в котором была возможна реализация сценария про «Пса Барбоса» и «Самогонщиков». Короткометражку не имело смысла снимать самостоятельно, и эта короткометражка – часть одного киноальманаха «Совершенно серьезно», куда также вошли короткометражки нескольких режиссеров.

Также, Пырьев полностью поддержал Гайдая, когда тот захотел снять полный метр про положительного комедийного героя. Но именно Пырьев настоял, чтобы Гайдай включил туда новеллу с приключением знаменитой тройки.

К слову, и саму тройку в классическом составе создал Пырьев. Причем, в приказном порядке. Он издал приказ, что Гайдай должен снимать Евгения Моргунова. На роль Бывалого претендовали двадцать актеров, Гайдай видел в этой роли Пуговкина. Но Пырьев приказал снимать Моргунова.

Зачем и почему? Это до сих пор непонятно, ибо этот актер на тот момент не был известным, и снимался в основном в маленьких типажных ролях, и был далек от комедии.

К слову, Евгений Моргунова считают человеком, который разрушил знаменитую тройку. Отношения Моргунова с Гайдаем не сложились изначально. Моргунов обижался, что ему меньше всего уделяется внимания. Гайдай не любил наглого Моргунова с его выходками.

Моргунов имел право на обиду. Гайдай уважал Никулина и Вицина, Моргунова же терпел только ради знаменитого образа. Его терпения хватило на две полнометражные картины. Далее, он прост выгнал Моргунова с чернового просмотра «Кавказской пленницы». Говорят, он привел поклонниц на этот просмотр. Гайдаю это не понравился. Плохая примета, когда фильм видят посторонние люди, и он выгнал поклонниц, а вместе с ними, и Моргунова. И больше не снимал его ни в одной своей картине.

Для Моргунова – участие в гайдаевской тройки было звездным часом. Он много снимался и после, но вспомнить можно только роль в «Покровских воротах».

Никулин и дальше продолжал сотрудничать с Гайдаем. Сотрудничеству мешала работа в цирке. Но больше всего с Гайдаем сотрудничал Вицин.

Судьба актеров гайдаевской тройки сложилось по разному.

Юрий Никулин, по праву, получил все почести, и всю славу. Он стал единственным актером во всей истории России, обращение о смерти которого для «дорогих россиян» озвучил сам Президент России. Чего уж говорить о том, что на его последнем юбилее танцевал мэр Москвы со сломанной ногой. А люди шли прощаться с Юрием Никулиным три дня, настолько много было желающих.

Моргунов был сам виноват в том, что отношения не сложились. Он эксплуатировал свой образ Бывалого, зарабатывал на нем, приплетал коллег, но никогда ничего не выделил им из своих трофеев. Хотя, очень часто он просил трофеи, и за себе, и за Труса, и Балбеса.

Кроме этого, он любил жестокие розыгрыши, и часто разыгрывал Никулина.

Он не получил звание "Народного артиста СССР" - единственный из всей тройки. Обижался на это.

Никулин пробовал общаться с Вициным, но тот был абсолютно нелюдимым человеком, и отношения тут тоже не сложились. Но они уважали друг друга.

Вицин и Моргунов были совершенно разными людьми. Вицин был бескорыстным человеком. Он не хотел даже, чтобы ему дома делали ремонт за бесплатно, и убивали тараканов.

Моргунов же любил все получать на халяву. После его смерти в квартире нашли склад ненужных вещей, которые он всегда тащил с концертов.

Никулин дружил со всей властью. Моргунов этого хотел, но власть не хотела дружить с ним. И полностью проигнорировала его похороны.

На похороны Вицин ни пришел ни к Никулину, ни к Моргунову. Не потому что не уважал их, а потому что считал тело только материальной оболочкой, и не считал смерть чем -то страшным.

К власти он относился равнодушно. Звание "Народного артиста СССР" он получил уже под занавес Советского Союза. Просто не придавал значения этим званиям.

К слову, Вицин - единственный человек, который мог останавливать съемки Гайдая, чтобы заняться йогой. Только ему это прощал Гайдай, понимая гениальность и уникальность этого актера.

Но Нонна Викторовна Мордюкова насмехалась. "Что ты, за мужик такой! Не выпьешь толком с тобой!".

Леонид Гайдай хотел сказать новое слово в кино. Но с экранизацией «Бега» не получилось. Новый директор «Мосфильма» отдал право на экранизацию пьесы Булгакова Алову и Наумову. Зато получилось с Ильфом и Петровым, и с тем же Булгаковым, и Зощенко. Сценарии этих фильмов были написаны Гайдаем с Вадимом Бахновым, который хорошо чувствовал, как нужно адаптировать эти произведения для экрана. Эти фильмы пользовались бешенным успехом.

Но Гайдая очень задело, что «Иван Васильевич» занял второе место по результатам проката, а первое место заняли «Джентельмены удачи», которые эксплуатировали идею комического трио.

Дальше Гайдай хотел экранизировать Гоголя, и потерпел на этой почве полный крах. «Инкогнито из Петербурга» оказались самой неудачной комедией Гайдая.

В целом, комедии Гайдая после «Инкогнито» пользовались успехом, но вряд ли их можно назвать триумфом, а Гайдай в середине, и в конце шестидесятых был кассовым лидером.

Любопытно, что и Моргунов, и Вицин до конца их дней, заботились о своих первых женах, которые были намного их старше. Такое вот совпадение.

Но в жизни актеров гайдаевской тройки было и еще одно общее совпадение. Все они ушли из жизни через два года после друг друга. В 1997 году ушел из жизни Никулин, в 1999 году Моргунов, и в 2001 году Вицин.

Гайдай так и не сыскал славы режиссера драматических фильмах.

Пытались задействовать эту тройку и другие режиссеры, но все это было не то, а просто эксплуатация полюбившихся зрителю образов. Но любопытен тот факт, что Рязанов задействовал тройку в полном метре на год раньше, чем Гайдай. Фильм «Дайте жалобную книгу» вышел в 1964 году. Тройка Никулин – Вицин – Моргунов все равно остается гайдаевской, хотя, к ее созданию причастен и Иван Пырьев, и сценаристы Костюковский и Слободской. И мы, зрители, все равно будем любить эту тройку, потому что она нам дарит радость и смех.


АРНИС ЛИЦИТИС - любимый актер из Латвии.

 


АРНИС ЛИЦИТИС.

Имя этого актера далеко не все знают, но все знали, что если его герой появляется на экране, то это будет обязательно злодей.

Но, как и в каждом правиле существует исключение. И это исключение, конечно же, честный старлей в «Ворах в законе». Его герой вызывал большое сочувствие и уважение своей позицией. Также, вспоминается Малх в картине «Русь изначальная», Гомулка в «Победе», честный полицейский в картине «Груз без маркировки».

Так что, ролей хорошей парней в фильмографии актера не так уж мало. Но одна только роль в картине «Одиночное плавание» стоит всех этих ролей. А таких плохишей было тоже немало. И за это амплуа зрители любили актера. И продолжают любить.

Просто это стереотип, что Лицитис играет исключительно плохих парней.

Не гнушался актер и совсем маленькими эпизодами.

В постсоветском кино актер снимается не так много, но его появление на экране запоминается порой больше, чем сами сериалы, в которых он снимается. Речь идет о картине «Красные горы», или «Ранетки». Порой участие актера является единственным светлым пятном в этих сериалах. Но это мое субъективное мнение.

Гунар Цилинский - великий актер из Латвии.

 


ГУНАР ЦИЛИНСКИЙ.

До Ивара Кальныньша самый любимый актер из Латвии. Самый титулованный. Актер имеет звание «Народного артиста СССР». Амплуа вроде бы четко обозначено: мужественный герой, таким, каким был Николай Кузнецов. Его он сыграл в картине «Сильные духом», и успех этой картины превзошел все ожидания. Это самая успешная кинокартина про разведчиков в советском кино, наряду с картиной «Щит и меч». Сценой с собакой и платком гордился бы сам Хичкок.

По сути, роль разведчика он играл и в дилогии про «Армию «Трясогузки». Сейчас эта детская картина забыта, а когда –то она пользовалась грандиозным успехом у детской публики. Кстати, снята картина еще до "Неуловимых".

Конечно же, актер играл много сотрудников милиции. Поскольку очень часто он играл их на Рижской, Одесской и Киевской киностудии, то его герои в конце ловили героев не только при помощи аргументов, но и при помощи приемов самбо. Это выгодно отличало их от "ЗнаТОКов"

Имеются в фильмографии актера и роли комедийного и пародийного плана. В той же картине «Театр».

Как и всякий прибалтийский актер, Гунар Цилинский играл много иностранцев. Но никогда не играл плохишей, а только хороших парней. Как правило, честных журналистов, которых губит капиталистическая система.

Ивар Кальныньш - великолепный актер из Латвии.

 

Латвийские актеры тоже были любимы в СССР. И сейчас они остаются любимыми. Безусловно, они тоже много изображали иностранцев. Такова судьба всех актеров, которые родом из Прибалтики. Конечно же, существовали исключение – это Гунар Цилинский, который создал на экране один из самых патриотических образов в советском кино.

В Латвии существовала самая большая и мощная киностудия во всей Прибалтики. Продукцию этой студию любили простые зрители. Также в Риге существовало несколько известных театров.

Немного политики. Казалось бы, получив свободу можно было бы развивать культуру и кино. Но много ли мы знаем теперь о латышском кино, тогда как в СССР фильмы Рижской студии собирали десятки миллионов зрителей. И это безо всякого преувеличения.

 

ИВАР КАЛЬНЫНЬШ.

Ныне самый известный латвийский актер. Обаяние ему придает небольшой акцент. В советском кино у актера не было четко очерченного амплуа.

Он был и иностранцем из числа наших врагов. Но каким –то уж больно незадачливым. Двух, созданных актером, героев – подводников, скорее, жалко. Один его герой в картине «Случай в квадрате 36 -80» облучился, и пытался сбежать с подлодки. Капитан из картины «Крик дельфина» и вовсе заразился от биологического оружия, и был объявлен мертвым, хотя еще был живым.

Актер играл также иностранцев из числа дружественных нам. Например, немца, чемпиона мира по парашютному спорту в картине «Парашютисты». Он, хоть и дружественный нам, хоть и любит ефрейтора - десантницу в исполнении Александры Яковлевой, но та отвечает ему отказом. Нашей женщине было положено любить нашего мужчину!

Но более, всего его прославил образ героя – любовника, причем, как западного образца, так и вполне советского. Правда, с корнями в Прибалтике. Вспоминается незабвенный Герберт в «Зимней вишне», и знаменитая погоня на «мерседесе». Все женщине страны тогда говорили героини Сафоновой «Ну, и дура»! Но нашей женщине было положено любить нашего мужчину! Пусть и нет у него "мерседеса". Зато "жигули" быстрее "мерседеса".

Если говорить про западного героя – любовника, то сложно забыть его роль в картине «Театр». Кстати, ярко выраженное амплуа - героя любовника не такое уж частое в советском кино. У нас любили актеров или от сохи, либо интеллектуалов.

Есть отрицательные персонажи в карьере актера, но их меньшинство. Кальныньш - один из немногих прибалтийских актеров, которому доверяли роли офицеров КГБ, и вообще, честных и принципиальных героев, таких как, лесник в картине «Не стреляйте в белых лебедей».

Его много озвучивали в советском кино, но он и сам иногда озвучивал героев за других актеров.

Один из немногих актеров, который не просто снимается в российском кино, но и много участвует в различных реалити – шоу и снимается в рекламе. Его недавнее семидесятилетие было широко отмечено на нашем телевидении.

В советском кино его фамилию в титрах писали порой неправильно. Например, как ИВАРС КАЛЬНЫНЬ.


Актриса Зоя Федорова и ее убийство.

 


ЗОЯ ФЕДОРОВА.

Выдающаяся наша актриса, которая своей внешностью просто отразила параметры красоты 30 – 40 гг. Стоит ли говорить, что в нее влюблена была вся страна?

В нее влюбился американец Джексон Тейт. От которого Федорова родила дочь.

За связь с иностранцем Федорова и получила свой срок.

После отсидки она уже была более типажной артисткой, но очень яркой. Все роли не большие, но все запоминаются. Зоя Федорова много снимается. Ее любят зрители.

Кстати, свой срок Зоя Федорова отбыла во Владимирской тюрьме, а не в Колымских лагерях. И отбыла семь лет, хотя дали ей 25 лет.

Уже с ее сроком встает немало вопросов. Была ли Зоя Федорова агентом спецслужб? Если не была, почему ей довольно долгое время давали встречаться с Джексоном Тейтом? За связь с иностранцем могли Федорову осудить сразу же, а не после того, как Федорова родила от него дочь. Связь с иностранцем в те годы скрыть не возможно.

Почему ее в семидесятые годы три раза выпустили в США? Причем, разрешение на отъезд ей давали свободно. КГБ не предъявляло Федоровой никаких претензий.

Да и после заключения Зоя Федорова продолжила сниматься в кино. После эмиграции дочери, она тоже продолжила сниматься, и ездить за рубеж. Наконец, жила Федорова не в Бирюлево, а на Кутузовском проспекте, в одном из престижных домов. Жила не по чину, ибо была она всего лишь на всего Заслуженной артисткой РСФСР, и по чину ей была положена квартира, максимум, что на Соколе.

Все эти вопросы остаются без ответа.

11 декабря 1981 года актриса была убита в собственной квартире выстрелом в затылок.

Одно это обстоятельство дало сведению предполагать, что Федорову убил человек, который хорошо ее знал. К незнакомому человеку актриса бы не повернулась спиной. Да незнакомого человека она бы и не пустила в собственную квартиру.

Убита актриса была из редкого пистолета «зауер».

Есть несколько версий ее убийств.

Актриса была связана с бриллиантовой мафией. Якобы через актрису проходили украденные бриллианты, которые потом оказывались у Щелоковой и Брежневой. Безусловно, это одна из самых популярных версий. Актриса хранила в квартире бриллианты, которые и были похищены.

Причем, в качестве основных подозреваемых назывались два человека. Это Сергей Шевкуненко, которого актриса знала с самого его детства. И он проверялся оперативниками МВД на причастность к этому убийству. И подозрение оказалось полностью беспочвенным.

Также указывали на зятя Федоровой. Правда, версия с зятем и вовсе оказалась бредовой. Зять Федоровой – американец. И как всякий американец он находился под плотной опекой спецслужб, и тем более, он не мог нигде взять оружие.

Зоя Федорова привозила из США дефицитные вещи и их продавала. Возможно, ее снабжал вещами ее зять, пилот авиации, который часто был в Москве.

Но масштаб не тот. Торговка шмотками, которые тогда были в дефиците, и стоили дорого, и торговка бриллиантами. Похоже, что торговка бриллиантами – это все же, миф, который сотворила из Федоровой пресса. Зрители любят сенсации.

Есть еще версия, что Зоя Федорова собиралась уехать на постоянное место жительство к своей дочери. То есть, перебраться в США. И уже подготовила все документы на переезд.

А в США, чтобы выжить, и прожить достойно, она должна была продать свою историю. В том числе и то, что она была завербована спецслужбами, и, возможно, добывала важную информацию через Джексона Тейта, и его окружение.

И в этой версии, возможно, кроется правда. Только вопрос, почему спецслужбы, которые могли организовать отравление болгарского диссидента в Лондоне, так топорно сработали с Федоровой. Зачем нужно было убивать Федорову с помощью пистолета, когда все можно было сделать по чистому. Или сделать так, что бы все обвинение в убийстве легло хотя бы на того же Шевкуненко.

Правда, можно предположить, что эта была операция западных спецслужб. Их репутации сильно бы повредило, если бы мир узнал, что через Тейта, который стал потом адмиралом, утекала важная информация. Но опять же, очень грубая работа.

В любом случае, в деле об убийстве Федоровой перемешался как криминал, так и большая политика. И пока нет однозначного результата, это дело будет интересно публике. Но публика любит сенсации.

пятница, 17 сентября 2021 г.

Нужно ли смотреть фильм «Мажор. Фильм».

 


Нужно ли смотреть фильм «Мажор. Фильм».

 

В нашей киноиндустрии так принято превращать суперуспешные сериалы в полнометражные фильмы. 

Успеха на данной ниве никто особо не достиг. Фильм «Мажор. Фильм» не стал каким –то исключением: коммерческие показатели крайне скромные. Бренд сериала не завлек поклонников сериала в кинозалы. Кажется, что фильм получился провалом.

Но, на мой взгляд, нет, получилось вполне нет. Получилось вполне себе приятное кино, снятое чисто для развлечения на один раз.

Смотреть сериал можно вполне, даже если не видел ни одной серии сериала.

Сюжет простой, даже примитивный, я бы даже назвал, стандартный сюжет.

Но это стандартность компенсируется перестрелками, драками, красивыми и крутыми тачками, хорошей картинкой. Кажется, что смотришь совсем не отечественный фильм. Одним словом, снимать на западный манер  вполне себе научились. Понятно, что подражают западным образцам. Отсюда, и клиповый монтаж, и резкие кислотные краски, и такие же перестрелки с неубиваемыми ( до времени) персонажами. Такое же стремление вставить шутку в острый момент.  

Спецэффекты тоже научились рисовать на компьютере. И даже не слишком заметно, что нарисованные.

И даже скрытую рекламу в фильме обрамляют шуткой на грани фола. 

Темп фильма не дает задумываться над правдоподобностью происходящего.

И в этом коренное отличие сериала от фильма.

Фильм получился слишком комиксовым. В события сериала вполне можно поверить.

Здесь и герои, как в комиксе, получают свои суперспособности. Один суперсильный, другой метает ножи, третий – сечет в технике. Простые полицейские выглядят здесь, как команда спецназа, или тех же супергероев.

И главный герой хорош! Ладно скроен, хорошо выглядит, в любой схватке выходит победителем, и даже куртку ни разу не порвал, и белые штаны ни разу не запачкал. 

Актерам играть особо нечего. Но их можно понять. В конечном итоге, выглядит круто на экране, это тоже надо уметь. И у них получается.

Особенно, у Евгения Стычкина в роли крутого бандита.

Мне кажется, он тут всех переиграл, даже Павла Прилучного.

Агния Дитсковскиете со своей героиней проходит по фильму серой мышкой. Но это можно понять – это все же мужской фильм.

Что получилось в итоге?

Вполне себе неплохой боевик, в котором не стоит искать особого смысла, и за просмотром которого можно скоротать дождливый осенний вечер. 

Вполне можно посмотреть. Только нужно полностью абстрагироваться от сериала.

И да, это приквел к четвертому сезону сериала.

Соломон Михоэлс и его убийство.

 


Самые громкие убийства артистов.

Все убийства можно разделить по двум критериям. Два громких убийства, в которых замещена большая политика. Или кажется, что замещена большая политика. И убийства актеров, связанные с чисто криминальными причинами.

Убийства по политическим мотивам ( или убийства, которые кажутся таковыми) имеют гораздо больший резонанс. Про убийство Зои Федоровой и Соломона Михоэлса написаны книги, и сняты фильмы. В том числе, и художественные.

Например, братья Вайнеры написали книгу «Евангелие от палача», где есть косвенные признаки указывающие на убийство Михоэлса. А Юлиан Семенов написал книгу «Тайна Кутузовского проспекта», посвященного раскрытию убийства Зои Федоровой. Вначале разберем убийства по политическим мотивам.

 

СОЛОМОН МИХОЭЛС.

Безусловно, внимание к убийству Соломона Михоэлса, было привлечено во время перестройки. Тогда много появилось статей, раскрывающие «беззакония сталинских палачей». И убийство Михоэлса относиться к одной из тайн позднесталинской эпохи.

У меня даже возникает сомнения, было ли это убийство. Берия, по инициативе которого гибель Михоэлса названа убийством, до сих пор не реабилитирован. И у него в этом деле был свой корыстный интерес.

Обстоятельства дела следующие.

В ночь на 12 января 1948 года Михоэлс был сбит грузовиком в Минске. Похоронен со всеми почестями в Москве, как и полагается Народному артисту СССР. В газетах с прискорбием писали, что погиб выдающийся деятель искусства.

Его именем назван театр ГОСЕТ, которым при жизни руководил Михоэльс. Правда, через год театр распустили, но именно через год в СССР началась антисемитская компания.

Расследование Берии показало, что это было инсценированное убийство с подачи Виктора Абакумова.

До сих пор не ясно, зачем Абакумову, который тогда руководил МГБ было не просто убивать Михоэлса, а городить такой огород с его инсценировкой. Михоэлса можно было свободно отравить, и замаскировать это убийство под обычную смерть.

Похоже, вся эта история похожа на подковерную борьбу спецслужб.

Берии, который в апреле 1953 года возглавил МВД, нужно было добавить последний камень в обвинение Абакумова. Якобы, убийство Михоэлса, явилось частью антиеврейской компании, которая как раз и была свернута в апреле 1953 года.

Любопытно, что когда Берия через три месяца слетел со всех постов и оказался «врагом народа номер один», про дело Михоэлса замолчали. И всплыло оно уже в годы перестройки.

Антиеврейская компания имело место. Но было ли убийство Михоэлса связано с ней, не известно. Как и то, было ли само убийство. И уж точно не стоит винить Берию в убийстве Михоэлса, как это делают некоторые перестроечные авторы. Он уж точно не причем. И ни коим боком не причастен к этому убийству. Главой МГБ тогда был Абакумов.

В любом случае, страна потеряла великого актера и великого театрального деятеля.

Зрителям Соломон Михоэлс запомнился по роли зрителя в картине «Цирк». В конце сороковых эта эпизодическая роль была вырезана. Затем снова восстановлена.