Великая гайдаевская тройка изначально была обречена, ибо Леонид Гайдай грезил о славе Ивана Пырьева. Он хотел стать и великим комедиографом, и человеком, который бы смог адаптировать великую русскую классику к большому экрану. Напомним, у Пырьева хорошо получалось и то, и другое. Но главное, Пырьев был великим наставником Гайдая. Это он наставил его на путь комедии.
Поэтому тройка для режиссера Гайдая была способом получить дальнейшую работу, закрепить за собой репутацию режиссера -постановщика. А уж затем снимать серьезные фильмы. Но знаменитая тройка стала для него главным детищем.
Скажу сразу же, Гайдай не был таким человеком, как Пырьев. Пырьев мог отстаивать молодых режиссеров, мог видеть в них гениальные зачатки. Гайдай же, ругал последними словами фильмы своих молодых коллег Меньшова и Шахназарова. Да фильмы не последние, а «Любовь и голуби», и «Мы из джаза», которые он называл неудачными комедиями. Обсуждать ему приходилось, поскольку Гайдай был одним из руководителей объединения, в которых эти фильмы создавались.
Любопытный факт, как только умер Пырьев, Гайдай вдрызг разругивается со своими соавторами сценария Слободским и Костюкевичем. И с момента смерти Пырьева у Гайдая исчезают удачные оригинальные комедии. Последняя суперудачная комедия «Бриллиантовая рука» снята еще при Пырьеве.
На самом деле, Пырьев поддержал Гайдая во всех его начинаний. Тройку он придумал после прочтения какого-то фельетона. Иван Парьев, как руководитель «Мосфильма» нашел формат, в котором была возможна реализация сценария про «Пса Барбоса» и «Самогонщиков». Короткометражку не имело смысла снимать самостоятельно, и эта короткометражка – часть одного киноальманаха «Совершенно серьезно», куда также вошли короткометражки нескольких режиссеров.
Также, Пырьев полностью поддержал Гайдая, когда тот захотел снять полный метр про положительного комедийного героя. Но именно Пырьев настоял, чтобы Гайдай включил туда новеллу с приключением знаменитой тройки.
К слову, и саму тройку в классическом составе создал Пырьев. Причем, в приказном порядке. Он издал приказ, что Гайдай должен снимать Евгения Моргунова. На роль Бывалого претендовали двадцать актеров, Гайдай видел в этой роли Пуговкина. Но Пырьев приказал снимать Моргунова.
Зачем и почему? Это до сих пор непонятно, ибо этот актер на тот момент не был известным, и снимался в основном в маленьких типажных ролях, и был далек от комедии.
К слову, Евгений Моргунова считают человеком, который разрушил знаменитую тройку. Отношения Моргунова с Гайдаем не сложились изначально. Моргунов обижался, что ему меньше всего уделяется внимания. Гайдай не любил наглого Моргунова с его выходками.
Моргунов имел право на обиду. Гайдай уважал Никулина и Вицина, Моргунова же терпел только ради знаменитого образа. Его терпения хватило на две полнометражные картины. Далее, он прост выгнал Моргунова с чернового просмотра «Кавказской пленницы». Говорят, он привел поклонниц на этот просмотр. Гайдаю это не понравился. Плохая примета, когда фильм видят посторонние люди, и он выгнал поклонниц, а вместе с ними, и Моргунова. И больше не снимал его ни в одной своей картине.
Для Моргунова – участие в гайдаевской тройки было звездным часом. Он много снимался и после, но вспомнить можно только роль в «Покровских воротах».
Никулин и дальше продолжал сотрудничать с Гайдаем. Сотрудничеству мешала работа в цирке. Но больше всего с Гайдаем сотрудничал Вицин.
Судьба актеров гайдаевской тройки сложилось по разному.
Юрий Никулин, по праву, получил все почести, и всю славу. Он стал единственным актером во всей истории России, обращение о смерти которого для «дорогих россиян» озвучил сам Президент России. Чего уж говорить о том, что на его последнем юбилее танцевал мэр Москвы со сломанной ногой. А люди шли прощаться с Юрием Никулиным три дня, настолько много было желающих.
Моргунов был сам виноват в том, что отношения не сложились. Он эксплуатировал свой образ Бывалого, зарабатывал на нем, приплетал коллег, но никогда ничего не выделил им из своих трофеев. Хотя, очень часто он просил трофеи, и за себе, и за Труса, и Балбеса.
Кроме этого, он любил жестокие розыгрыши, и часто разыгрывал Никулина.
Он не получил звание "Народного артиста СССР" - единственный из всей тройки. Обижался на это.
Никулин пробовал общаться с Вициным, но тот был абсолютно нелюдимым человеком, и отношения тут тоже не сложились. Но они уважали друг друга.
Вицин и Моргунов были совершенно разными людьми. Вицин был бескорыстным человеком. Он не хотел даже, чтобы ему дома делали ремонт за бесплатно, и убивали тараканов.
Моргунов же любил все получать на халяву. После его смерти в квартире нашли склад ненужных вещей, которые он всегда тащил с концертов.
Никулин дружил со всей властью. Моргунов этого хотел, но власть не хотела дружить с ним. И полностью проигнорировала его похороны.
На похороны Вицин ни пришел ни к Никулину, ни к Моргунову. Не потому что не уважал их, а потому что считал тело только материальной оболочкой, и не считал смерть чем -то страшным.
К власти он относился равнодушно. Звание "Народного артиста СССР" он получил уже под занавес Советского Союза. Просто не придавал значения этим званиям.
К слову, Вицин - единственный человек, который мог останавливать съемки Гайдая, чтобы заняться йогой. Только ему это прощал Гайдай, понимая гениальность и уникальность этого актера.
Но Нонна Викторовна Мордюкова насмехалась. "Что ты, за мужик такой! Не выпьешь толком с тобой!".
Леонид Гайдай хотел сказать новое слово в кино. Но с экранизацией «Бега» не получилось. Новый директор «Мосфильма» отдал право на экранизацию пьесы Булгакова Алову и Наумову. Зато получилось с Ильфом и Петровым, и с тем же Булгаковым, и Зощенко. Сценарии этих фильмов были написаны Гайдаем с Вадимом Бахновым, который хорошо чувствовал, как нужно адаптировать эти произведения для экрана. Эти фильмы пользовались бешенным успехом.
Но Гайдая очень задело, что «Иван Васильевич» занял второе место по результатам проката, а первое место заняли «Джентельмены удачи», которые эксплуатировали идею комического трио.
Дальше Гайдай хотел экранизировать Гоголя, и потерпел на этой почве полный крах. «Инкогнито из Петербурга» оказались самой неудачной комедией Гайдая.
В целом, комедии Гайдая после «Инкогнито» пользовались успехом, но вряд ли их можно назвать триумфом, а Гайдай в середине, и в конце шестидесятых был кассовым лидером.
Любопытно, что и Моргунов, и Вицин до конца их дней, заботились о своих первых женах, которые были намного их старше. Такое вот совпадение.
Но в жизни актеров гайдаевской тройки было и еще одно общее совпадение. Все они ушли из жизни через два года после друг друга. В 1997 году ушел из жизни Никулин, в 1999 году Моргунов, и в 2001 году Вицин.
Гайдай так и не сыскал славы режиссера драматических фильмах.
Пытались задействовать эту тройку и другие режиссеры, но все это было не то, а просто эксплуатация полюбившихся зрителю образов. Но любопытен тот факт, что Рязанов задействовал тройку в полном метре на год раньше, чем Гайдай. Фильм «Дайте жалобную книгу» вышел в 1964 году. Тройка Никулин – Вицин – Моргунов все равно остается гайдаевской, хотя, к ее созданию причастен и Иван Пырьев, и сценаристы Костюковский и Слободской. И мы, зрители, все равно будем любить эту тройку, потому что она нам дарит радость и смех.