суббота, 18 сентября 2021 г.

Юрий Белов: актер злоупотреблял алкоголем.

 


ЮРИЙ БЕЛОВ.

Он стал кумиром народа, можно так сказать, вслед за Гурзо. По крайней мере, хронологически.

И, как и Сергея Гурзо, его погубил алкоголь. Он тоже не прошел испытание медными трубами. У него тоже было амплуа «своего парня», простого и надежного. Такие и нужны тогда были нашему кино.

Неудивительно, что актер много снимался в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов. И большинство фильмов вошла в золотой фонд советского кино.

После каждых съемок бывали банкеты. И актер злоупотреблял алкоголем, но не больше других актеров. Его погубили роковые слова про Генсека, который он сказал за банкетным столом.

Все вроде бы были своими, но актер после этих слов тут же, загремел в психушку.

Есть версия, что попал он в психиатрическую клинику после неудачной попытки самоубийства.

Его состояние и так было не слишком стабильным до попадания в это заведение, а там актера просто сломали.

Он стал страдать амнезией, просто забывал текст роли, и главные роли для него были заказаны. В нашей стране к человеку, попавшему в психиатрическую клинику, относятся, как к некоему дурачку, и ставят клеймо "псих". Юрий Белов испытал на себе это отношение.

С 1972 года, и до конца своих дней он не сыграл ни одной главной роли. Да и эпизодических ролей было мало.

Актер работал в Театре киноактера, но денег там платили мало, и он подрабатывал частным извозом. Все эти годы он много пил. Только теперь уже пил по причине нереализованности в кино.

Любопытно, что последний раз он в снялся в фильме «Двое и одна», где снялись Бурков, Майорова. И двух его партнеров по съемкам этого фильма тоже погубила извечная русская привычка.

Сам Юрий Белов скончался 31 декабря 1991 года, и, разумеется, в те годы смерть актера прошла незамеченной зрителями. И как и многих актеров его вернул зрителю Леонид Филатов. И мы поняли, благодаря его передаче, что мы потеряли не просто хорошего актера, но и замечательного человека. Он не матерился, не делал в своей жизни никому зла, был примерным семьянином.

Сергей Гурзо - актер, который злоупотреблял алкоголем.

 


 

 

 СЕРГЕЙ ГУРЗО.

Наверное, нам сложно понять сейчас значение этого актера. Для зрителей начала и середины пятидесятых годов, он был и Шварцнеггером, и Гойко Митичем в одном флаконе. И, безусловно, он был одним из самых обожаемых актеров. Понять уровень обожания Сергея Гурзо сейчас сложно, ибо тогда все же зрители были немного другие. Фильмы с участием актера «Застава в горах», «Бедные люди» зрители смотрели и пересматривали. Главной ролью актера так и стала первая роль Сергея Тюленева в фильме «Молодая гвардия».

Но пик его карьеры продолжался всего лишь 8 лет.

А дальше режиссеры перестали приглашать актера именно из-за злоупотребления алкоголем. А злоупотреблять он начал именно из-за обожания зритель. Каждый хотел выпить со знаменитым актером, который еще и был фронтовиком, инвалидом войны.

Началом конца блистательной кинокарьеры стала картина «Дело было в Пенькове». Актер очень хотел получить эту роль. Но его оговорили перед Станиславом Ростоцким. Сказали, что актер много пьет, и постоянно срывает съемки. И тот не взял его на главную роль, сделав выбор в пользу Тихонова.

Тот был другом Гурзо, но Гурзо после этого прервал отношения с Тихоновым, обвинив его в том, что тот говорил его. Этой версии всю жизнь придерживался и сын Гурзо.

В реальности такой поступок совсем не похож на поступок Тихонова, который, например, хотел сыграть роль Гоши, он же, Гога, но не смел попросить о пробе у Меньшова. Но это в скобках.

Просто в своих неудачах люди порой видят козни и подножки близких людей. Таким был и Гурзо.

И началось падение некогда знаменитого актера.

Сама Фурцева, в бытность министром культуры, занесла актера в список тех актеров, которых не положено было снимать. Он наговорил ей много слов, когда пришел просить квартиру.

В ту пору у актера уже была семья, а он, продолжал жить в коммуналке.

Фурцева отказала актеру в его просьбе. Причем, в очень неделикатной форме.

И тот сказал ей в глаза, что он про нее думает. Фурцева отомстила ему бюрократическим способом.

И кино закончилось для актера. Против танка не попрешь, как и против решения Фурцевой.

Опять же, эта история из области легенд. Возможно, актер объяснял этой историей то, что его не снимали в кино. А в кино не снимали актера, благодаря сложившейся репутации пьяницы, и человека, который может сорвать съемки.

Конечно, кино – дело государственное, но режиссер, съемочная группа рискует своими премиями, и гонорарами, если кино не будет снято в срок. Никто не хотел рисковать своими деньгами, ради знаменитого актера.

На жизнь Сергей Гурзо зарабатывал себе на концертах. И, кстати, очень неплохо.

Но и здесь алкогольная зависимость тоже сказалось. Иногда актер мог не выйти на сцену по причине своего пьяного состояния.

В прессе появился фельетон на эту тему. Тогда такие фельетоны были приговором. Гурченко и Бернес выстояли и после этих фельетонов. Но тут вопрос в силе характера. Гурзо не нашел в себе силы превозмочь свою зависимость.

И кино окончательно оказалось закрытым для актера. Актер пробовал себя в другом творчестве. Выпустил сборник стихов.

Пытался начать жизнь заново. Переехал в Ленинград, завел там новую семью, не разведясь со своей первой женой.

Но каждый раз получалось только хуже. Первая жена выписала его из квартиры, и актер оказался без места жительства.

Сергей Гурзо совершенно не следил за своим здоровьем. Он перенес много микроинсультов. Но не обращался к врачам.

В шестидесятые годы его перестали уже узнавать на улице. В сентябре 1974 года его сердце остановилось. Актер не дожил до своих сорока восьми лет всего несколько дней.

Ни одного объявления о смерти актера не было в печати, но зрители все равно пришли проститься с любимым актером.

Яркое начало, блистательные роли, и печальный конец.

Схожесть и разность судеб актрис Екатерины Деревщиковой и Нонны Мордюковой.

 


Схожесть и разность судеб актрис Екатерины Деревщиковой и Нонны Мордюковой.

 

Судьбы двух актрис поражают сходство и, затем, совершенно несхожестью судеб в дальнейшем.

В конечном итоге, Нонна Мордюкова стала большой звездой нашего кино, и остается ее доныне.

Екатерина Деревщикова тоже стала большой звездой, но сумела сохранить свой статус недолго. Только на протяжении нескольких лет.

Схожесть в том, что обе актрисы были ученицами Сергея Герасимова. И, по слухам, он увлекся каждой из своих учениц.

Именно Герасимов помог Деревщиковой получить роль в фильме «Каменный цветок».  Но это, опять слухи.

И тут уже не слухи, а свидетельства очевидцев. Во время съемок фильма Деревщикова начала вести себя как большая звезда. И дерзить Тамаре Макаровой, которая являлась ее курсовым мастером, а по совместительству, женой Герасимова.

Именно Тамара Макарова потребовала затем убрать актрису из ВКИГА. Она не сумела простить связи ученицы и собственного мужа.

И это была точка падения Екатерины Деревщиковой.

Она окончила Школу – Студию МХАТ. Но свой звездный статус удержать не сумела.

И свои дни она закончила забвение.

История отношений Нонны Мордюковой и Сергея Герасимова широко известна. Герасимов всерьез сватался к Нонне Мордюковой. То есть, повел себя вполне честно. Но она не любила Герасимова.

И это решило ее судьбу. Макарова поняла поведение Мордюковой. Она закончила ВГИК. После ВГИКА стала успешно сниматься.

Вышла замуж за Вячеслава Тихонова. Но брак ее был несчастлив. Как и у Екатерины Деревщиковой.

Тут в жизни актрисы была схожесть. Все их отношения с мужчинами заканчивались разрывом.

И была еще одна схожесть. Увы, трагическая. У каждой актрисы был единственный сын. И каждый из сыновей рано покинул мир. Причем, каждый по роковой случайности. Сын Деревщиковой не лечил обыкновенную простуду, и она прогрессировала. Сын Мордюковой скончался от наркотиков. По крайней мере, таковы слухи.

Но схожесть во внешних обстоятельствах. А какая несхожесть в обстоятельствах профессиональной карьеры.

Мордюкова сумела выдержать испытание славой – самое трудное испытание. И выдержала она искушение Сергея Герасимова. Ей это обошлось дорого: она лишилась заветной роли, роли Аксиньи. Но отказ от предложения Герасимова не повлиял роковым образом на карьеру актрисы.

Гений всегда найдет дорогу.

Вполне возможно, что Деревщикова не была гением. Но была талантливой актрисой. Вот только в обстоятельствах с Герасимовым она не сумела повести себя правильно. Она не только стала любовницей режиссера. Но и сумела дерзко повести себя с женой, забывая о своем статусе. И заплатила за свое поведение. Вся ее дальнейшая карьера полетела под откос.

Вполне возможно, что она совершила один только поступок, сдерзила Тамаре Макаровой. Но этот поступок, эта дерзость определили всю жизнь актрисы.

Эта дерзость стала поворотной точкой судьбы актрисы. Она и сама об этом не знала. В тот момент она пребывала на вершине блаженства и успеха. Но судьба уже сделала поворот вниз. И никто этого не заметил.

Один поступок может изменить всю жизнь.

И только гении могут менять обстоятельства всей жизни.

Сложно говорить, что было бы, если бы Мордюкова приняла предложение Герасимова. Но я с уверенностью могу сказать, что в любом случае, мы бы имели великую актрису. Только с еще большим количеством ролей.

Мордюкова повела себя достойно, как человек. Она прошла испытание славой, быстрой карьерой, преодолела все на своем пути, и пришла к своему зрителю Пришла, чтобы остаться в его сердце навсегда.

Деревщикова же осталась звездой своей эпохи, которая сияла на звездном небосклоне совсем недолго.    

Судьба великой гайдаевской троицы.

 

 

 

 

Великая гайдаевская тройка изначально была обречена, ибо Леонид Гайдай грезил о славе Ивана Пырьева. Он хотел стать и великим комедиографом, и человеком, который бы смог адаптировать великую русскую классику к большому экрану. Напомним, у Пырьева хорошо получалось и то, и другое. Но главное, Пырьев был великим наставником Гайдая. Это он наставил его на путь комедии.

Поэтому тройка для режиссера Гайдая была способом получить дальнейшую работу, закрепить за собой репутацию режиссера -постановщика. А уж затем снимать серьезные фильмы. Но знаменитая тройка стала для него главным детищем.

Скажу сразу же, Гайдай не был таким человеком, как Пырьев. Пырьев мог отстаивать молодых режиссеров, мог видеть в них гениальные зачатки. Гайдай же, ругал последними словами фильмы своих молодых коллег Меньшова и Шахназарова. Да фильмы не последние, а «Любовь и голуби», и «Мы из джаза», которые он называл неудачными комедиями. Обсуждать ему приходилось, поскольку Гайдай был одним из руководителей объединения, в которых эти фильмы создавались.

Любопытный факт, как только умер Пырьев, Гайдай вдрызг разругивается со своими соавторами сценария Слободским и Костюкевичем. И с момента смерти Пырьева у Гайдая исчезают удачные оригинальные комедии. Последняя суперудачная комедия «Бриллиантовая рука» снята еще при Пырьеве.

На самом деле, Пырьев поддержал Гайдая во всех его начинаний. Тройку он придумал после прочтения какого-то фельетона. Иван Парьев, как руководитель «Мосфильма» нашел формат, в котором была возможна реализация сценария про «Пса Барбоса» и «Самогонщиков». Короткометражку не имело смысла снимать самостоятельно, и эта короткометражка – часть одного киноальманаха «Совершенно серьезно», куда также вошли короткометражки нескольких режиссеров.

Также, Пырьев полностью поддержал Гайдая, когда тот захотел снять полный метр про положительного комедийного героя. Но именно Пырьев настоял, чтобы Гайдай включил туда новеллу с приключением знаменитой тройки.

К слову, и саму тройку в классическом составе создал Пырьев. Причем, в приказном порядке. Он издал приказ, что Гайдай должен снимать Евгения Моргунова. На роль Бывалого претендовали двадцать актеров, Гайдай видел в этой роли Пуговкина. Но Пырьев приказал снимать Моргунова.

Зачем и почему? Это до сих пор непонятно, ибо этот актер на тот момент не был известным, и снимался в основном в маленьких типажных ролях, и был далек от комедии.

К слову, Евгений Моргунова считают человеком, который разрушил знаменитую тройку. Отношения Моргунова с Гайдаем не сложились изначально. Моргунов обижался, что ему меньше всего уделяется внимания. Гайдай не любил наглого Моргунова с его выходками.

Моргунов имел право на обиду. Гайдай уважал Никулина и Вицина, Моргунова же терпел только ради знаменитого образа. Его терпения хватило на две полнометражные картины. Далее, он прост выгнал Моргунова с чернового просмотра «Кавказской пленницы». Говорят, он привел поклонниц на этот просмотр. Гайдаю это не понравился. Плохая примета, когда фильм видят посторонние люди, и он выгнал поклонниц, а вместе с ними, и Моргунова. И больше не снимал его ни в одной своей картине.

Для Моргунова – участие в гайдаевской тройки было звездным часом. Он много снимался и после, но вспомнить можно только роль в «Покровских воротах».

Никулин и дальше продолжал сотрудничать с Гайдаем. Сотрудничеству мешала работа в цирке. Но больше всего с Гайдаем сотрудничал Вицин.

Судьба актеров гайдаевской тройки сложилось по разному.

Юрий Никулин, по праву, получил все почести, и всю славу. Он стал единственным актером во всей истории России, обращение о смерти которого для «дорогих россиян» озвучил сам Президент России. Чего уж говорить о том, что на его последнем юбилее танцевал мэр Москвы со сломанной ногой. А люди шли прощаться с Юрием Никулиным три дня, настолько много было желающих.

Моргунов был сам виноват в том, что отношения не сложились. Он эксплуатировал свой образ Бывалого, зарабатывал на нем, приплетал коллег, но никогда ничего не выделил им из своих трофеев. Хотя, очень часто он просил трофеи, и за себе, и за Труса, и Балбеса.

Кроме этого, он любил жестокие розыгрыши, и часто разыгрывал Никулина.

Он не получил звание "Народного артиста СССР" - единственный из всей тройки. Обижался на это.

Никулин пробовал общаться с Вициным, но тот был абсолютно нелюдимым человеком, и отношения тут тоже не сложились. Но они уважали друг друга.

Вицин и Моргунов были совершенно разными людьми. Вицин был бескорыстным человеком. Он не хотел даже, чтобы ему дома делали ремонт за бесплатно, и убивали тараканов.

Моргунов же любил все получать на халяву. После его смерти в квартире нашли склад ненужных вещей, которые он всегда тащил с концертов.

Никулин дружил со всей властью. Моргунов этого хотел, но власть не хотела дружить с ним. И полностью проигнорировала его похороны.

На похороны Вицин ни пришел ни к Никулину, ни к Моргунову. Не потому что не уважал их, а потому что считал тело только материальной оболочкой, и не считал смерть чем -то страшным.

К власти он относился равнодушно. Звание "Народного артиста СССР" он получил уже под занавес Советского Союза. Просто не придавал значения этим званиям.

К слову, Вицин - единственный человек, который мог останавливать съемки Гайдая, чтобы заняться йогой. Только ему это прощал Гайдай, понимая гениальность и уникальность этого актера.

Но Нонна Викторовна Мордюкова насмехалась. "Что ты, за мужик такой! Не выпьешь толком с тобой!".

Леонид Гайдай хотел сказать новое слово в кино. Но с экранизацией «Бега» не получилось. Новый директор «Мосфильма» отдал право на экранизацию пьесы Булгакова Алову и Наумову. Зато получилось с Ильфом и Петровым, и с тем же Булгаковым, и Зощенко. Сценарии этих фильмов были написаны Гайдаем с Вадимом Бахновым, который хорошо чувствовал, как нужно адаптировать эти произведения для экрана. Эти фильмы пользовались бешенным успехом.

Но Гайдая очень задело, что «Иван Васильевич» занял второе место по результатам проката, а первое место заняли «Джентельмены удачи», которые эксплуатировали идею комического трио.

Дальше Гайдай хотел экранизировать Гоголя, и потерпел на этой почве полный крах. «Инкогнито из Петербурга» оказались самой неудачной комедией Гайдая.

В целом, комедии Гайдая после «Инкогнито» пользовались успехом, но вряд ли их можно назвать триумфом, а Гайдай в середине, и в конце шестидесятых был кассовым лидером.

Любопытно, что и Моргунов, и Вицин до конца их дней, заботились о своих первых женах, которые были намного их старше. Такое вот совпадение.

Но в жизни актеров гайдаевской тройки было и еще одно общее совпадение. Все они ушли из жизни через два года после друг друга. В 1997 году ушел из жизни Никулин, в 1999 году Моргунов, и в 2001 году Вицин.

Гайдай так и не сыскал славы режиссера драматических фильмах.

Пытались задействовать эту тройку и другие режиссеры, но все это было не то, а просто эксплуатация полюбившихся зрителю образов. Но любопытен тот факт, что Рязанов задействовал тройку в полном метре на год раньше, чем Гайдай. Фильм «Дайте жалобную книгу» вышел в 1964 году. Тройка Никулин – Вицин – Моргунов все равно остается гайдаевской, хотя, к ее созданию причастен и Иван Пырьев, и сценаристы Костюковский и Слободской. И мы, зрители, все равно будем любить эту тройку, потому что она нам дарит радость и смех.


АРНИС ЛИЦИТИС - любимый актер из Латвии.

 


АРНИС ЛИЦИТИС.

Имя этого актера далеко не все знают, но все знали, что если его герой появляется на экране, то это будет обязательно злодей.

Но, как и в каждом правиле существует исключение. И это исключение, конечно же, честный старлей в «Ворах в законе». Его герой вызывал большое сочувствие и уважение своей позицией. Также, вспоминается Малх в картине «Русь изначальная», Гомулка в «Победе», честный полицейский в картине «Груз без маркировки».

Так что, ролей хорошей парней в фильмографии актера не так уж мало. Но одна только роль в картине «Одиночное плавание» стоит всех этих ролей. А таких плохишей было тоже немало. И за это амплуа зрители любили актера. И продолжают любить.

Просто это стереотип, что Лицитис играет исключительно плохих парней.

Не гнушался актер и совсем маленькими эпизодами.

В постсоветском кино актер снимается не так много, но его появление на экране запоминается порой больше, чем сами сериалы, в которых он снимается. Речь идет о картине «Красные горы», или «Ранетки». Порой участие актера является единственным светлым пятном в этих сериалах. Но это мое субъективное мнение.

Гунар Цилинский - великий актер из Латвии.

 


ГУНАР ЦИЛИНСКИЙ.

До Ивара Кальныньша самый любимый актер из Латвии. Самый титулованный. Актер имеет звание «Народного артиста СССР». Амплуа вроде бы четко обозначено: мужественный герой, таким, каким был Николай Кузнецов. Его он сыграл в картине «Сильные духом», и успех этой картины превзошел все ожидания. Это самая успешная кинокартина про разведчиков в советском кино, наряду с картиной «Щит и меч». Сценой с собакой и платком гордился бы сам Хичкок.

По сути, роль разведчика он играл и в дилогии про «Армию «Трясогузки». Сейчас эта детская картина забыта, а когда –то она пользовалась грандиозным успехом у детской публики. Кстати, снята картина еще до "Неуловимых".

Конечно же, актер играл много сотрудников милиции. Поскольку очень часто он играл их на Рижской, Одесской и Киевской киностудии, то его герои в конце ловили героев не только при помощи аргументов, но и при помощи приемов самбо. Это выгодно отличало их от "ЗнаТОКов"

Имеются в фильмографии актера и роли комедийного и пародийного плана. В той же картине «Театр».

Как и всякий прибалтийский актер, Гунар Цилинский играл много иностранцев. Но никогда не играл плохишей, а только хороших парней. Как правило, честных журналистов, которых губит капиталистическая система.

Ивар Кальныньш - великолепный актер из Латвии.

 

Латвийские актеры тоже были любимы в СССР. И сейчас они остаются любимыми. Безусловно, они тоже много изображали иностранцев. Такова судьба всех актеров, которые родом из Прибалтики. Конечно же, существовали исключение – это Гунар Цилинский, который создал на экране один из самых патриотических образов в советском кино.

В Латвии существовала самая большая и мощная киностудия во всей Прибалтики. Продукцию этой студию любили простые зрители. Также в Риге существовало несколько известных театров.

Немного политики. Казалось бы, получив свободу можно было бы развивать культуру и кино. Но много ли мы знаем теперь о латышском кино, тогда как в СССР фильмы Рижской студии собирали десятки миллионов зрителей. И это безо всякого преувеличения.

 

ИВАР КАЛЬНЫНЬШ.

Ныне самый известный латвийский актер. Обаяние ему придает небольшой акцент. В советском кино у актера не было четко очерченного амплуа.

Он был и иностранцем из числа наших врагов. Но каким –то уж больно незадачливым. Двух, созданных актером, героев – подводников, скорее, жалко. Один его герой в картине «Случай в квадрате 36 -80» облучился, и пытался сбежать с подлодки. Капитан из картины «Крик дельфина» и вовсе заразился от биологического оружия, и был объявлен мертвым, хотя еще был живым.

Актер играл также иностранцев из числа дружественных нам. Например, немца, чемпиона мира по парашютному спорту в картине «Парашютисты». Он, хоть и дружественный нам, хоть и любит ефрейтора - десантницу в исполнении Александры Яковлевой, но та отвечает ему отказом. Нашей женщине было положено любить нашего мужчину!

Но более, всего его прославил образ героя – любовника, причем, как западного образца, так и вполне советского. Правда, с корнями в Прибалтике. Вспоминается незабвенный Герберт в «Зимней вишне», и знаменитая погоня на «мерседесе». Все женщине страны тогда говорили героини Сафоновой «Ну, и дура»! Но нашей женщине было положено любить нашего мужчину! Пусть и нет у него "мерседеса". Зато "жигули" быстрее "мерседеса".

Если говорить про западного героя – любовника, то сложно забыть его роль в картине «Театр». Кстати, ярко выраженное амплуа - героя любовника не такое уж частое в советском кино. У нас любили актеров или от сохи, либо интеллектуалов.

Есть отрицательные персонажи в карьере актера, но их меньшинство. Кальныньш - один из немногих прибалтийских актеров, которому доверяли роли офицеров КГБ, и вообще, честных и принципиальных героев, таких как, лесник в картине «Не стреляйте в белых лебедей».

Его много озвучивали в советском кино, но он и сам иногда озвучивал героев за других актеров.

Один из немногих актеров, который не просто снимается в российском кино, но и много участвует в различных реалити – шоу и снимается в рекламе. Его недавнее семидесятилетие было широко отмечено на нашем телевидении.

В советском кино его фамилию в титрах писали порой неправильно. Например, как ИВАРС КАЛЬНЫНЬ.