Начну с того, что когда мое поколение начинало интересоваться политикой, примерно, в конце восьмидесятых годов, то про Николая Губенко, я мог получить только негативную информацию. Вся пресса, все каналы поддерживали в конфликте на Таганке Любимова, а Губенко считали реакционером и ретроградом, тогда как Юрий Любимов был светочем правды и свободы.
Но, более того, начав читать региональную прессу, я и там узнавал про Губенко много негативной информации.
Дело в том, что его последний фильм «Запретная зона» рассказывал про то, как устраняются последствия ивановского смерча 1984 году, и своим фильмом Николай Губенко задел много ивановских чиновников. Они обиделись на Губенко.
Именно с последним фильмом и связана история, как Губенко стал министром культуры. Дело в том, что в главной роли у него снимался Кирилл Лавров. Кирилл Лавров и выдвинул инициативу о назначении Губенко на пост министра культуры.
Сам Лавров затем сыграл вора, который борется с расхитителями народных ценностей.
А Губенко на своем посту был таким человеком, который не давал расхищать «достояние республики».
Эпоха перестройки, эпоха раздрая выдвинула много непонятных инициатив, направленных на то, чтобы художественные ценности нашей страны перетекали на запад, в коллекции частных коллекционеров. Естественно, за валюту.
И Губенко как подлинный рыцарь встал на защиту нашего достояния.
Разумеется, у него сразу же появилось много врагов, и много враждебных публикаций в прессе.
Прошло уже много лет, и сейчас можно понять, что за два года на посту министра культуры СССР Губенко сделал даже больше, чем мог. Если бы все чиновники были бы с такими взглядами, то жили бы мы в сказочной стране.
По сути, великий актер оказался, благодаря свой работе, вне своей работы. Ему было чуть за 50 лет, когда он ушел в чиновники, и он не снял больше ни одной картины, да и в кино работал только на озвучивание.
А он с юмором рассказывал в интервью, что было много людей, которые хотели его дружбы как министра культуры, и которые отказались с ним общаться, когда он перестал быть министром.
Нужно ли говорить, что фигура Николая Губенко до сих пор недооценена. Прежде всего, из-за политических оценок. Но политика уйдет, творчество останется, и останется кинематограф Губенко, кинематограф – чистый как родниковая вода.
И он, тесно работая с Шукшиным и Высоцким, не выдавал себя за их панибрата. Он всегда был взвешен в своих оценках. И, прежде всего, в оценках самого себя.
Нам будет не хватать этого выдающегося человека. Он всего лишь день не дожил до своих 79 лет.