Наверное, он самый известный, и самый сложный российский
режиссер. И этим он каким –то образом связывает Балабанова с Тарковским. Тот
тоже начинал, как режиссер фильмов, понятных даже самому маленькому зрителю, и
ушел в кинематограф со сложнейшими образами и многослойной мотивацией
персонажей.
Не случайно, первая ретроспектива фильмов Алексея Балабанова
будет проводиться на фестивале «Зеркало». Фестивале, который посвящен Андрею
Тарковскому.
Но сразу же, начинаются и различия.
Алексей Балабанов в отличии от Тарковского мало известен на
Западе. Тарковского спасало признание на Западе, его фильмы приносили твердую
валюту, поэтому государство ему многое позволяло, в том числе, и переснимать
дважды один и тот фильм.
Ни один фильм Алексея Балабанова не взял ни одного значимого
приза на западном фестивале. Более того, ни один фильм не участвовал ни в одной
конкурсной программе значимого западного фестиваля.
Многие говорили, что это связано с позицией режиссера. Мол,
она слишком сложна для Запада, и не приемлема. Не случайно, все режиссеры,
которые нашли там признание, имеют прозападную, часто либеральную позицию.
Мало признания нашли на Западе и те, кого считают
последователями Балабанова. Тот же Алексей Мизгерев и тот же Юрий Быков. Запад
не понимает реалии в их фильмах.
Зато Балабанов фактически сразу же был признан у себя на
Родине. В России признан критиками были его первые фильмы. Они совершенно не
зрительские, но уже в них сформировалось то, что называют режиссерским почерком
Алексея Балабанова.
Он был выходцем из документального кино. Его первые работы,
еще Свердловского периода, это документы эпохи. Первый же его художественный
фильм, снят без бюджета, всего за одну ночь.
Есть несколько случаев прихода документалистов из
документального кино в художественное кино. Наверное, случай с Балабановым не
самый яркий, поскольку он не был известным режиссером в этой области.
В сложные девяностые он снимал фильм по Кафке и Беккету. И
они не могли дойти до зрителя по разным причинам.
Зато стал народным фильм «Брат». И в этом фильме видны
многие черты Балабанова, как режиссера.
Герой – парий, изгой, сыгранный непрофессиональным актером,
минимализм в кадре, объяснимый в том числе и ограниченностью бюджета, много
проходов главного героя, невероятная работа с изображением, которую не
спутаешь, ни с каким другим режиссером, и музыка друзей режиссера.
В этом смысле «Брат – 2» был сознательным коммерческим
фильмом режиссера. Вообще –то, он хотел снять два фильма про Данилу. В одном
фильме Данила должен действовать в Москве, в другом фильме в Штатах. Но
ограниченность бюджета, к тому же тяжелый характер режиссера, и в результате мы
имеем дилогию, которая стала поистину народной.
Режиссер славился своим тяжелым характером. В частности, он
мог оскорбить локейшен – менеджера, и лишиться нужной локации, а бюджет
лишиться значительной части денег.
Но он умел и дружить. И дружить по – настоящему, искренне и
предано. И переживать уход своих друзей. Уход Сергея Бодрова он переживал очень
долго, почти ушел в затворничество.
Алексей Балабанов – еще и самый мистический режиссер. Список
актеров, которые ушли из жизни, крайне велик. Это и Сергей Бодров, и Алексей
Полуян, и Юрий Степанов, и Андрей Панин. Все это были любимые актеры
Балабанова. Они не предавали его.
Алексей Панин и Алексей Серебряков сейчас фактически стали
актерами, чье высказывания мы обсуждаем больше, чем их актерские работы.
Но Алексей Балабанов любил использовать непрофессиональных
актеров. И в двух его последних работах профессиональных актеров нет.
И снова о мистике. В фильме «Я тоже хочу» Алексей Балабанов
сыграл самого себя. И его герой умирает. И вскоре умер и сам режиссер. Будто он
срежиссировал свой уход.
Есть два режиссера Алексея Балабанова. Один веселый молодой
человек в конце девяностых годов. Он познал славу режиссера, не дожив до сорока
лет. И другой человек. Мрачный и немногословный, обросший бородой, и с вечной
тельняшкой. Будто он знает то, чего другие не знают.
И фильмы его делались все более и более не зрительскими.
Сюда можно включить и «Груз – 200».
Критики были в восторге. Но многие значительные
кинематографисты не приняли этот фильм. А еще больше зрителей говорили, что это
ерунда.
В скобках замечу, что меня самого отговаривали не покупать
этот фильм.
Балабанов прославился и актерами, которые отказывались у него
сниматься. В «Грузе – 200» отказался сниматься Евгений Миронов. Именно для него
была написана роль Журова. В фильме «Кочегар» роль заказчика писалась под
Константина Эрнста. Но сыграл ее Вячеслав Тельнов. Большой начальник в нашем
кино.
Сейчас по телевидению крутят только дилогию «Брат» и
«Жмурки». Остальные фильмы Балабанова – крайне редкие гости на нашем экране. И
получается, что самый знаменитый режиссер современности известен лишь отчасти.
И нам еще предстоит его открывать.