Фильм «Жалоба» - один из первых фильмов перестройки.
Фильм «Жалоба» ничем не запомнился зрителям. Однако он оставил свой след в истории кино.
Вышел фильм на экраны в 1986 году, когда критика еще была полузапрещена. И возможно только на переферийных киностудиях.
Фильм и был снят на Одесской студии. И критиковал систему здравоохранения, которая делает все, чтобы выдавить талантливых хирургов.
Ситуация в картине достаточно типична. Зато хорошо показывается механизмы, как из человека сделать стрелочника.
Ситуация самая банальная: на столе хирурга умирает пациент. И его родственники идут в прокуратуру. Та начинает свое расследование, и выясняет, как обстоят дела в медицине.
И оказывается не все там блестяще.
Карьеру там можно сделать не оперируя обреченных пациентов, а оперируя легких пациентов. А если ты оперируешь тяжелых пациентов, то легко получить по шапке. И стать козлом отпущения.
Показаны в картине и механизмы принятия решений. В частности, в медицинскую комиссию можно назначить хирургов. Формально все правильно. Но те хирурги не имеют специализации, и делают общие выводы.
Руководят медициной завистливые бюрократы, которые вставляют палки в колеса талантливым кадрам.
Талантливому хирургу дают работать, потому что он работает на кафедре в институте, а не в больнице.
Медицина отказывается от тяжело больных пациентов, потому что их смерть – это плохая статистика и лишние проблемы.
Мимоходом говориться про взятки, поборы, плохое обслуживание.
Все вроде бы, верно и правильно.
Но картина, на мой взгляд, не взлетела по одному обстоятельству: фильм - это некая полуправда.
Так, гонимый хирург неплохо живет. По советским меркам даже хорошо. У него машинка одного цвета. Он модно одет. Имеет квартиру. И ходит в универсам, забитый продуктами. Ему вставляют палки в колеса много лет. Но он продолжает успешно работать.
Забавно наблюдать и то, как прокурор и помощник прокурора делают свои выводы. Делают их так, будто они живут в параллельной реальности. Конечно, у них своя клиника. Но есть же родственники. Есть глаза и уши.
Еще одна причина, почему фильм не взлетел – это художественная причина. Материал, может быть, и хороший в сценарном варианте, попал явно не в те руки. И в фильме нет драмы, и нет мелодрамы. Главному герою предлагается аж три кандидатуры, и все мимо. То есть, фильм обещает интригу, но ее нет совсем. Все остается на уровне предложений, ахов и вздохов.
Могла бы получиться напряженная медицинская драма, а получается вполне проходное кино.