История российского кино знает немало замечательных
кинодуэтов. Высоцкий – Золотухин, Миронов – Папанов, Леонов – Янковский,
Янковский – Абдулов.
Но мы вспомним сегодня дуэт Василия Ланового и Георгия
Юматова.
На счету этого совместного дуэта не так много фильмов.
Всего лишь 4 фильма.
Но в этом ряду есть один гениальный фильм «Офицеры» и
замечательная дилогия «Петровка, 38» и «Огарева, 6».
Причем, дуэт этот мог и не сложиться. И Юматов мог обидеться
на Ланового, и Лановой мог обидеться на Юматова. Дело в том, что Юматов уже был
утвержден на роль Павки Корчагина, но запил, и молодые режиссеры не стали ждать
актера, и снял Юматова с роли. Павкой Корчагиным стал Лановой. Обычно актеры
после этого не разговаривают, или делают вид, что у них хорошие отношения. Но у
этих двух актеров сохранились по жизни хорошие отношения.
Сейчас есть много людей, которые говорят, как они помогали
Георгию Юматову, когда он оказался в сложной ситуации. И только Василий
Семенович ничего не говорит, хотя адвокат говорил, что его нанял именно
Лановой, а это был очень дорогой адвокат. Какое счастье иметь такого друга,
который всегда с тобой!
Немного о фильмах.
«ОФИЦЕРЫ».
Классика мирового кино, без которого мы сейчас не
представляем нашу жизнь. Самый лучший фильм про судьбу офицеров, настоящих
мужчин. Все трюки в этом фильме исполнял сам Лановой, а Юматов страдал, когда
его омолаживали с помощью грима.
Больше писать ничего не буду, потому что все про этот фильм
знают. И мы не представляем его без актерского дуэта Лановой – Юматов. Причем,
у Юматова здесь главная роль. Про бывшего помкомвзода Варраву зрители знают не
так уж много. Он воевал в Китае, а во время Великой Отечественной войны был
ранен. И он беззаветно и платонически полюбил Любушку.
Изначально, сценарий был рассчитан на две серии, но в начале
семидесятых годов тема репрессий была неактуальна. И эту тему убрали.
Тем зрителям, которые не понимают, что герой Ланового делал
в Китае, советую почитать биографию Маршала Чуйкова.
«ПЕТРОВКА, 38» и «ОГАРЕВА, 6».
Сейчас большинство зрителей и не представляют, каким был
советский детектив. Именно этот фильм был новаторским, и впервые показывал
более – менее реальную работу милиции. Более того, кажется, впервые
оперативнику на экране разрешено было появиться в нормальной одежде, а не в
костюме и в галстуке. Более того, сыщики здесь показаны живыми людьми со своими
сомнениями. Они вынуждены стоять на страже закона. Но иногда закон оказывается
слишком формальным.
Да и преступники в этом фильме страшны именно потому, что
они именно живые люди.
Фильм выступает против тенденции тех лет романтизации
преступников. Часто в советских фильмах именно преступники изображались в
выгодном свете, а сыщики были картонными и скучными. Здесь сыщики показаны
живыми людьми. И большая заслуга в этом именно Ланового и Юматова.
Во втором фильме был необычный финал: обычно советские
сыщики оставались живыми, а здесь погибал полковник милиции в исполнении Юматова.
Безусловно, это дилогия – прорыв. А то, что знаменитая
погоня стала мэмом, попав в детский мультфильм, так это даже плюс.
Плюсом явилась и живая, почти документальная манера съемок,
тоже непривычная для советских фильмов.
Самый лучший кинодетектив, то есть, детектив, снятый в
формате полного метра. И самый кассовый. совокупные сборы под 90 млн. зрителей.
«ПРИСТУПИТЬ К ЛИКВИДАЦИИ».
Тот же режиссер, та же тема, советская милиция, и тоже успех
у зрителей. При этом, книга Хруцкого была скандальной, на автора подал в суд
Богомолов, и литературоведы находят множество заимствований в этой книги у
знаменитого романа Богомолова.
У Ланового здесь большая роль. Но, наверное, не самая
удачная роль в кино. Он здесь играет бывшего офицера, который стал преступником,
и который хочется раскаяться, но погибает на первой же операции. Погибает
глупо.
Юматов здесь играет начальника отдела по борьбе с
бандитизмом.
Наверное, минусом этому фильма стала блестящая экранизация
Говорухина, после которой на все фильмы про советскую милиции тех лет зритель
смотрел сквозь призму этого блестящего фильма.
В целом, это очень неплохой боевик.