Фильм «Жена ушла» - тихая мелодрама.
Фильм «Жена ушла» вряд ли знают все зрители. Этот фильм не попал, как мне кажется, в топ зрительских пристрастий. Ни в год выхода в прокат, ни сейчас.
Причин тому несколько.
Фильм наполнен отличными актерскими работами, фильм наполнен чисто питерским настроением. Фильм, после которого возникают мысли. Но это не самое динамичное, не самое просто для зрителя кино. Это фильм сделан не для отдыха, а для размышления.
По сути, это очень условная мелодрама. На самом деле, психологическая драма.
Очень сложная и длинная завязка, очень длинный первый акт, который внимательно всматривается в героев. Вот муж, вот жена, вот их сын, вот их быт, не хитрый, но, в общем, и в целом, устроенный.
И этот акт заканчивается внезапно. Жена ушла. Название не обманывает.
Что должен делать герой? Правильно возвращать жену.
Но во втором акте показано, как герой ведет себя на работе, почему он достиг больших результатов в работе. в этом втором акте возникают флешбеки, то есть, воспоминания главных героев. И зритель понимает, что не все в их семье в порядке.
Слишком уж они разные. Муж, который крепко стоит на ногах, и жена, которая витает в облаках. Тут нет идеальных людей. Жена должна припасть к мужу, но она его не понимает. Не понимает и он ее. Они разные. И это различие не исчезло за десять лет брака. Муж пилит жену, и она попрекает ее.
Совсем не идеальная семья.
И вот третий акт , кульминация фильма, муж встречается с женой. Он хочет узнать причину, по которой она ушла из семьи. А никакой конкретной причины и нет. Он этого не понимает. Он бы понял измену, сам не верен. Но нет измены. Есть просто нелюбовь, желание уйти из семьи.
Странное желание странной женщины. Ее не понимают близкие, даже близкая подруга не понимает ее.
Муж – вполне себе советский идеал. Прораб, а не пьет, и хорошо зарабатывает, и квартира явна ему дана. И есть перспективы. Он – конкретный человек. Жена слишком абстрактна. За кадром остается ее профессиональная деятельность. Мы знаем, что она –библиотекарь, но мечтает о диссертации. То есть, там не все так просто. Возможно, ради семьи она бросила научную карьеру. Но так и не стала хорошей женой.
Зрители замечают, что она так и не научилась готовить. Но стала ли она хорошей матерью? Как по мне, так нет, проблемы по воспитанию сына она перекладывает на мужа. А у того совсем нет времени.
Даже телевизор не объединяет семью.
Сын хочет смотреть детектив, муж спортивное соревнование, жена, скорее всего, занимается домашними делами. И зритель понимает, что эта семья, где каждый предоставлен сам себе, где нет главного – взаимопонимания. И в фильме мы видим итог существования этой семьи.
Хотя, конец открытый. Скорее всего, жена преодолеет этот быт, и вернется в семью…
Безусловно, фильм не простой, и не очень яркий для зрителя. И не очень эффектный. Типичный фильм Динары Асановой и Валерия Приемыхова. Только Приемыхов здесь в роли главного актера.
И Елена Соловей со своей странностью здесь на месте.
И Гердт, и Демьяненко с Васильевой на своем месте.
Это хорошо добротно сделанное кино. Но оно не в курсе советского кино тех лет, когда был сделан упор на развлекательное кино. Но вполне в духе «Ленфильма», который сознательно отказывался идти в духе общих тенденций.
Чиновники морщились, но выпускали такие фильмы на экраны. Кассы они не делали, да и шли вторым экраном. А сейчас входят в золотой фонд советского кино.