пятница, 5 октября 2018 г.

Фильм "Маленькая Вера".

Пересматривал этот фильм в третий раз. И в общем, это великое кино. Хотя, сейчас с этим трудно согласиться, слишком спорным кажется, этот фильм.
Но он сделан, если следовать теории пародий Тынянова, именно как пародия на фильмы о советской счастливой семье. Это такое некое кривое зеркало.
Нужно понимать, что и фильмы о счастливой советской семье выродились в некие пародии в середине семидесятых годов. Например, фильм "Семья Иванова" с умирающей героиней Мордюковой, которая оживает от любви своего мужа аки Мак - Клауд. Фактически чистая пародия.
Фильм "Маленькая Вера" продолжает эту традицию.  И заложил ее сам Никита Сергеевич в своем фильме "Родня", кстати, с той же Мордюковой. И сам Никита Сергеевич в виде бестрастного идола присутствует и тут, только в виде изображения на плакате.
Сам фильм представляет несколько недель из жизни простой советской семьи в городе Жданове.
Не понятно, почему этот фильм не используют в виде пропаганды местные пропагандисты, ибо вообще - то этот город - это база Украинского флота на Азове, важный стратегический пункт. И я бы, если бы мне платили, сколько этим пропагандистам, такого бы напридумывал.
В картине показана простая рабочая семья. Таких семей по стране миллионы. Авторы ничего не придумывают. Эту семья нельзя назвать неблагополучной. Напротив, все очень хорошо. Сын - врач, живет аж в самой Москве, дочка готовиться поступить в училище связи. Есть жених, который мечтает стать матросом. Отец - "камазист" имеет возможность зарабабывать деньгу, мать получает не много, но на жизнь хватает. Отличная панельная "трешка" улучшенной планировки, все комнаты изолированные, магнитофон советский. Словом, все как у всех.
Но фильм показывает, как коммунальное счастье оказывается вдруг настоящим адом.
Причем, картина необыкновенно смешная. Юмора в картине столько, скольку никакому Гайдаю и не снилось, особенно Гайдаю середины восьмидесятых годов. Все сцены очень смешны. Выделю, конечно, сцену с попыткой самоубийство, где даже свеча заменена бенгальской свечой, и сцену допросу, да и все сцены с Чистяковой. Но иногда сцена с юморой заменены сценами с высоким лиризмом. Это, например, сцена выезда на пикник.
И понимаешь, что режисссер мастер, он умеет снимать кино с авторским подчерком. И это кино не скучно смотреть, и пересматривать.
И дело вовсе не в полутора сексуальных сценах, которые сейчас смотрятся невинно. Равно, как и высказывания главных героев, самое бранное из которых "штопанный гандон", и ни одного слова мата. Если не считать матом слово "сука".
Чем объяснить успех картины. Просто до этого в советском кино не показывал тоску провинциальной жизни. Но были и "Родня" и "Фантазии Фарятьева". Заметим, все это южные фильмы, где юг показан с обратной стороны, совсем не таким, каким мы видим юг, как курортники. Просто в этих фильмах не было мата, и насилия, а здесь оно есть.
Впрочем, и  насилия совсем не много.
Да, есть массовая драка на дискотеке. Но это просто развлечение для всех ее участников.
Есть попытка изнасилования. Но и эта сцена сделана по пуритански.  Понятно, чего хочет матрос, сбежавший из казармы.
Любопытно, что актерская судьба сложилась только у Соколова, который не стал заложником одной роли. Правда, самым богатым стал Андрей Фомин, который играл того самого матросика. Кстати, у картины вроде бы даже как хеппи - энд. Ромео вернулся к Джульетте, а отец умирает на кухне. 
Но хеппи - энд, конечно, ложный.
Фильм констатирует, что рушиться семья доиндустриального мира, и на ее места должны придти чо -то другое, а образцовая советская семья - это сущий ад, потому что напрочь лишена духовной ценности. Они замененены суррогатными разговорами за поеданием арбузов...

Комментариев нет:

Отправить комментарий