воскресенье, 16 июня 2019 г.

5 фильмов про Сталинградскую битву.

1) Фильм "Солдаты".
Один из первых опытов советского кинематографа снять честный фильм о войне. Опыт удачный. Это экранизация повести Некрасова. Сама повесть по себе значительное явление нашей литературы. Удивительное дело, как эта повесть могла выйти в 1946 года. Говорят, что согласие на появление этой повести, дал сам Сталин. Фильм вышел в эпоху ранней оттепели. И это максимальное честное кино про войну. Очень искреннее. Один из первых фильмов, где показывают неприглядную окопную правду про войну. А также, один из первых фильмов, где снялся гений нашего и мирового кинематографа Иннокентий Смоктуновский. Сюжет в целом не изобретательный. Это несколько месяцев страшной войны, показанной глазами простого командира.



2) Фильм "Они сражались за Родину".
Третий шедевр Сергея Федоровича Бондарчука. Второй шедевр, сделанный по прозе Михаила Шолохова. Формально к этому фильму в этом списке можно придраться. События фильма происходят в дни летнего отступления. Но этот фильм показывает, как простые солдаты приближают Победу, жертвуя самым главным, что у них есть. Шедевр с незабываемыми актерскими работами. К сожалению, Василий Макарович Шукшин скончался на съемках этого фильма, и роль Петра Лопахина стала для него последней в его фильмографии. Озвучил роль уже не он. Фильм является еще и образцом батальных сцен. Один из лучших фильмов о войне в истории мирового кино.



3) Фильм "Сталинград".
Это попытка режиссера Юрия Озерова сделать масштабный фильм про это сражение. Он фактически экранизировал всю историю войну. Получилось очень достойно. Минусом фильма является то, что он вышел в эпоху перестройки, и в нем есть все то, что было в кино в те годы. В частности, сцены обнаженки, и пересказ некоторых исторических анекдотов. Материала было отснято так много, что был снят отдельный фильм про дуэль снайперов. К сожалению, картина сейчас не известна, а ученик Озерова Федор Бондарчук снял картину с таким же названием.



4 ) Многосерийный художественный фильм "Жизнь и судьба".
Один из самых лучших и правдивых фильмов за последние годы. Экранизация одноименного романа Василия Гроссмана. Режиссер Сергей Урсуляк не снимает плохие фильмы. Сталинградское сражение показано здесь через судьбы простых людей.



5) "Сталинград". (2013).
До ноября 2017 года самый кассовый фильм российского проката.
Хочу сказать только о тех ляпах и исторических неточностях, которые бросаются в глаза. У авторов сценария явно нелады с хронологией. Они говорят о двух годах войны, которые пережили защитники Сталинграда. Сами же события происходят в ноябре 1942 года. Сами можете подсчитать, сколько к тому времени продолжалась война. Цитата: «Катя ничего не помнила о первых месяцах войны»… А чего она должна помнить, если Сталинградская битва началась в августе 1942 года? Это далеко не первые месяцы войны. Обращение к командиру Красной армии, офицер тоже абсолютно не точное. Звание «офицер» ввели в феврале 1943 года, вместе с новым Уставом и новой формой. Утверждается, что город находился под немцем. Так вот, никогда Сталинград не был сдан врагу! То есть, он не был под немцем никогда! Немецкий капитан обладает просто пророческими способностями. Он называет Паулюса фельдмаршалом, хотя он стал фельдмаршалом спустя три месяца уже в осажденном Сталинграде.
Сам сюжет полностью позаимствован из фильма Станислава Ростоцкого «На семи ветрах». Помнят наши сценаристы советскую киноклассику. К плюсам можно отнести попытку рассказать о судьбе граждан населения. До сих пор это неизученная глава нашей истории.
К плюсам я бы отнес и песню Цоя. В исполнении Земфиры песня звучит неожиданно.
Я бы сам отнес «Сталинград» к тем фильма, где реклама значительно больше самого содержания фильма. До лучших образцов советского кино очень далеко.

вторник, 11 июня 2019 г.

Фильм "Взломщик".

Фильм "Взломщик" снят в перестроечную пору, еще на первом этапе перестройке. Когда еще не совсем было понятно, о чем можно было говорить, а о чем нельзя. И о многом говорили недомолвками, по принципу, умный сам поймет, ну, а глупый не слишком догадается. Немного странное время. На "Ленфильме" всегда было немножко больше можно, немножко больше разрешено, студия всегда находилась в некоей оппозиции к Москве, и тут иногда разрешали творческие эксперименты. Кроме этого, студия производила отличный артхауз. Здесь сконцентрировались лучшие мастера авторского кино СССР, кассовые фильмы остались Москве. Кроме этого, в Питере был рок - клуб, и именно кинематограф его разрекламировал. Знали бы мы Цоя без Рашида Нугманова и Алексея Учителя? Вопрос без ответа. Рок -музыкантов было модно снимать. Цоя сняли в "Игле", и он был признал лучшим актером года. Куда меньшие лавры достались Шевчуку и Кинчеву. Но они тоже сыграли главные роли. Так, именно в этом фильме одну из главных ролей сыграл Константин Кинчев. Кстати, именно в тот год он и прославился широко.
В картине "Взломщик" он играет старшего брата главного героя. Именно его поступки и двигают сюжет, которого особо и нет. Брат крадет за долги старшего брата. Но сюжет очень размыт, ибо он помешен в атмосферу питерской богемы того времени. И у режиссера хорошо получается ее показать. Куда лучше чем сейчас у Гай Германики в ее втором полном метре. Фильм вообще похож на короткометражку, которую раздули до размеров полного метра. Кинчев играет почти что себя. Молодого бунтаря без денег в кармане из рабочих районов Питера. Фильм очень хорошо передают атмосферу города того времени. Но как художественное произведение, боюсь, фильм не очень состоялся. Потому что для меня это крайне скучный фильм, сюжет которого уместнее было поместить в короткий метр. Более того, как и многие перестроечные фильмы, это немного спекулятивное кино. Начиналась чернуха, и нужно было показать язвы общества. На фоне этих язв мрачные питербургские дворцы - колодцы покажутся светлым пятном. Кинчев не очень играет. И странно слышать его в озвучке. Понимаю, что тонировка это высший актерский шик. Но можно было обойтись и без этого приема.
Фильм, кстати, почти позабытый. Хотя сценарий написал Валерий Приемыхов, который в год выхода фильма становиться актером года. Но это уже другая история...
Вывод: довольно проходной фильм, воссоздающий атмосферу времени, и пытающийся сыграть на показе того, что еще некоторое время назад было запрещено. Сейчас фильм "Взломщик" интересен больше киноведам, чем массовому зрителю

воскресенье, 9 июня 2019 г.

Фильм "Фотоувеличение".

Не я понимаю, что этот фильм давно стал классикой мирового кино. Тут спору нет. Но мне кино не зашло. Ругать не буду. понимаю, экзистенциализм, но я люблю все же сюжетное кино. В конечном итоге, сам Шекспир создавал очень остросюжетные пьесы. Тут же полное отсутствие сюжета.
Понимаю, что это еще и очень модное кино. И культовое. Смелое, по меркам тех лет.
Но я просто посмотрел этот фильм без особых эмоций. Возможно, в этом виновата нынешняя жара.   
Может быть, просто Антониони - не мой режиссер. Хотя, понимаю, фильм снят просто отлично. А финальные кадры великолепны.

четверг, 6 июня 2019 г.

Фильм "Конец вечности".

Ужасная советская экранизация, в общем - то, гениального романа Азимова. Роман я прочитал в детстве два раза. По оценке читателей и критиков, это самый выдающийся роман автора. Экранизация же этого романа смесь английского с нижегородским. Впрочем, как и положено советским экранизациям.
Это еще и очень бюджетная экранизация. Почти все действие фильма происходит в одних и тех же декорациях. Сплошной минимализм. И как -то все это не подходит на интерьеры всемогущей корпорации, скорее, на мосфильмовские павильоны, обклеенные фольгой. В общем, то художника - постановщика этого фильма можно хвалить. Он хоть что-то креативил. Режиссер явно халтурил. Сама история рассказана очень невнятна. Зритель, не читавший роман, вообще может ничего не понять. Фильм почти полностью лишен динамики. В последних сценах режиссер явно возомнил себя Тарковским, и начал снимать длинные планы воды. Концовка вообще ни о чем. Зато показали в кадре аннигилятор, мол, мы типа тоже умеем снимать не хуже ваших "Звездных войн". Еще и карлик в кадре мелькает. При этом, так и не объясняется его роль в сюжете. Понятно, что весь фантастический антураж тоже провален. Какие-то дурацкие костюмы, и какая-то дурацкая техника.
Актерский провал главной роли. Вера Сотникова здесь тоже как- то не очень. В кадре мелькает ее грудь. Есть даже попытка снять полноценную постельную сцену. Но попытка достаточно унылая. И даже гениальные Сергей Юрский и Георгий Жженов стараются, но как-то у них не получается сотворить мудрых хранителей вечности, получаются какие -то старцы из Политбюро.
В целом, фильм позабыт, и это тот самый случай, когда позабыт он правильно.

понедельник, 3 июня 2019 г.

Фильм "Куда он денется!".

Фильм "Куда он денется!" снял режиссер Юнгвальд - Хилькевич. О дальнейшем уже можно не говорить. Потому что все его фильмы имеют один одинаковый почерк. И почему -то крайне ужасную операторскую работу. Понятное дело, что снимали на Одесской киностудии, но даже там снимали отличные фильмы с отличной операторской работой. Но только не в случае с этим режиссером.
Понятное дело, что сюжет слеплен лишь для того, чтобы показать музыкальные номера. И они - это самое лучшее, что есть в фильме. Максим Дунаевский и Леонид Дербенев из пяти песен две - три писали на века. В этом фильме это песня про "Городские цветы" и "Все пройдет". Добавьте сюда исполнение Михаила Боярского. Можно к нему по всякому относиться, но он попал в эти песни, и не смотря на то, что их перепевали более титулованные артисты, но они связаны в моем сознание все же с вокалом Боярского. 
При этом, роль Боярского полностью никудышная. Правда, мне понравилась шутку про "крупного специалиста по перемещению вещей из транспортных средств". Но это, кстати, одна из немногих удачных шуток. И она не отменяет того, что персонаж получился блеклым. 
Впрочем, это не вина Боярского. Та же Нина Русланова тоже играет здесь очень ходульного персонажа. Некую женщину - бригадира, которая насколько погружена в работу, что даже и в Москве находит время, что бы посвятить себя работ, а именно выбивать какой- то там супернавороченный трактор. Вся линия с этим трактором насквозь фальшивая, и совсем не смешная. Такая же дурацкая линия с мужем главной героини. Зато на экране присутствуют сразу же два мушкетера. Кроме Боярского, это еще и Смирнитский.
Из популярных актрис здесь еще и Галина Беляева. 
Все колхозники колхозниками не выглядели. Видно, что ряженные. И ряженные по последней моде. Девушки в дубленочках, приталенных по последней моде, мужчины в "алясках". Боярский, хоть и играет грузчика, но ходит в роскошном пальто. Из этого ряда выбивается лишь главная героиня, которая ходит в тулупе. 
В этом фильме еще состоялся дебют сестер Кутеповых. Они играют дочерей главной героини. А поет за них Оля Рождественская.
Кино забытое, или полузабытое. Оно, действительно, скорее явление своего времени, начала восьмидесятых годов.  Это такой реликт, который сейчас интересно смотреть из-за известных актеров. А что вы хотели? Кушать всем хочется. 

пятница, 31 мая 2019 г.

Фильм "Ной".

Дарена Аранафовски – режиссера
картины «Ной» - интересует, прежде всего, 
история человека, который узнал волю Создателя, и выполнил ее. Его
интересует, каково это выполнять волю Создателя? Прежде всего, по Аранафовски,
это огромный труд, труд и еще раз труд. 
Еще одна центральная тема картины – это противостояние воли Бога и воли
человека. Тема греха и милосердия тоже нашла свое место в картине. История Ноя
и его спасения во время всемирного потопа одна из самых известных историй во
всей Библии. Режиссер трактует ее довольно реалистически. Но не атеистически.
Ной, действительно, был водим Богом. Просто все события показаны довольно
буднично и страшно. Особенно, разврат первых людей. И их попытки спасения в
ковчеге. Сама история постройки ковчега трактована не в библейском духе.
Точнее, в вольном духе. Ной построил ковчег с помощью неких каменных гигантов,
которыми являются падшие ангелы, заточенные в каменные тела. При этом, они
получают от Господа освобождения, помогая Ноя. Экшена в картине немного. Но он
есть. Особенно запоминается сцена битвы каменных гигантов с падшими людьми у
ковчега. Сам потоп показан не очень ярко. Но режиссера интересует реакция самих
людей на потоп. Интересен актерский
дуэт Рассел Кроу и Дженнифер Коннели. Они уже играли вместе в оскароносном
фильме «Игры разума». Вроде бы у Дженнифер Коннели совсем не яркая роль, но
есть один момент, где она сыграла выше всяких похвал. Эмма Томпсон так для меня пока и осталась
актрисой не раскрывшихся возможностей. С другой стороны, и роль у нее в картине
не такая уж яркая. Но она так и играет
всю ту же Гермиону Грейнджер. Кстати, в ковчеге спасся и царь падшего
народа. С ним Ной разобрался позднее.
Очень хорошо в картине переданы метания Сима и Хама. Причем, Хам получился
намного более ярче. Его можно понять.
Ему грозит на всю жизнь остаться одному. А этого ему никак не хочется. Вполне
нормальное человеческое желание познать женщину. Ему сочувствуешь. И даже
сочувствуешь падшему царю. Идеология его очень проста: раз он создан по подобию
Бога, то ему не обязательно следовать Воли Творца. Он и сам Ему равен. Итак, это не экшен. Скорее,
философская драма, которая вполне заслуженно получила хороший зрительский
прием.

среда, 29 мая 2019 г.

Фильм "Прощание".

"Прощание", безусловно, тяжелый фильм. Он сделан в редком жанре "народная трагедия". И показывает трагедию народа. Хотя, внешне ничего страшного не происходит. Напротив, все вроде бы хорошо. Житель деревни Матера выселяют из их древних изб в современные дома со всеми удобствами. Но происходит внутренняя трагедия: родная земля уходит из под ног, люди лишаются привычной почвы. Они фактически становятся разменной монетой в чьих -то грандиозных планах. И никто не спрашивает их мнения. Все работают на будущее, на грандиозные планы, и никто не хочет думать про конкретного человека.
Фильм основан на повести Распутина. И фильм передает мысли автора, что у нас происходит, прежде всего, не экологическая катастрофа, а катастрофа нравственная. Весь образ жизни усредняется, и появляется неведомы зверь гомо советикус. Человек, который превыше всего ценит свое собственное благо.
В фильме нет одного конкретного главного героя. Здесь такой герой собирательный. Это жители деревни Матеры. Среди них выделяется группа старух - хранительниц нравственности и устоев. Эти устои близки даже не к христианству, а к язычеству. Выделяется также бригадир и председатель. Их играют великие актеры Дуров и Петренко. И выделяется деревенский пьяница.  Вроде бы, неприятный тип. Но и в нем живут остатки совести. В нем тоже скрывается душа.
Сюжет фильма очень нехитрый. Это несколько последних месяцев из жизни деревни Матера, которую вскоре затопят. И то, как относятся к этому жители деревни, которые прожили на этой земле всю свою жизнь.
Типологически фильм напоминает "Аватар". И там, и тут чужаки борются против аборигенов. И тм, и тут огромное дерево - это символ аборигенов. Убей дерево - убьешь и самих аборигенов. Но не так -то просто это делать. В ход идут все средства техники. И только в результате большого труда дерево уничтожено. Но не уничтожен дух аборигенов.
Фильм визуально снят так, что от него не оторвешься. И да, это тяжелое зрелище. Это не тот фильм, который можно просто смотреть, поедая чипсы. Просто не получиться.
А еще это фильм, который омрачен трагедией. На съемках картины погибла режиссер  Лариса Шепитько, и еее муж, Элем Климов доснял этот фильм.  Для него это был мужественный поступок. И он сумел создать настоящий шедевр, а не просто памятник своей жены.
И да, это кино на все времена