суббота, 4 сентября 2021 г.

Каким цензурным изменениям были подвергнуты фильмы «Тайна двух океанов» и «»Первоклассница».

 



 

Продолжаем говорить о кино, и об истории фильмов.

Кажется, что оба эти фильма, предназначенные для детской аудитории, совершенно невинные фильмы. Чего в них может отыскать цензура?

Но это история даже не о фильмах, а о времени.

Фильм «Тайна двух океанов» начал сниматься еще в сталинское время. Это такой классический киношный долгострой. В прокат же этот фильм вышел в 1956 году,  когда началась антисталинская компания.

Цензура не дремала.

Разумеется, в фильме в каждом кадре портрет Сталина. Ну, не могло не быть портретов Сталина на передовой подлодке!

Весь фильм в портретах Сталина – это основание для невыхода фильма в прокат.

С другой стороны, деньги на картину потрачены немаленькие.

И было принято передовое решение: закрасить портреты Сталина в каждом кадре. Сделано это было с помощью передовых технологий. И теперь вместо портретов Сталина на экране появляется более темное пятно, по сравнению с остальным цветом в кадре.

Это видно невооруженным взглядом, если присмотреться. Но кто будет присматриваться к отличной приключенческой истории!

Темные пятна остались в картине. И это были следы цензуры в фильме.

Те же претензии были высказаны и к фильму «Первоклассница».

Разумеется, что в школе в конце сороковых годов в каждом классе висел портрет – кого? – правильно: Сталина! И эти портреты необходимо было убрать, ведь фильм продолжал показываться в кинотеатрах.

И в 1964 году – в самом конце хрущевской эпохи – портреты Сталина были убраны из фильма. Произошла, так называемая, реставрация картины. И теперь вы не увидите портретов Сталина в этой картине.

Так, требования цензуры, которые в свою очередь вытекали из соображений эпохи, меняли кадры в фильмах. И можно только радоваться тому, что сами фильмы доходили до зрителей. 

Фильм "Скорость" - отличная драма.

 


Мой личный парадокс: несколько фильмов режиссера Дмитрия Светозарова засмотрены до дыр, его «Преступление и наказание» вызывает вопросы.

А вот его дебютный фильм "Скорость" (1983 г.) оказался вне поля моего зрения. До поры, до времени.

И, кстати, напрасно. Это отличное кино.

Можно рисовать картину маслом, можно акварелью, так вот, как мне показалась, это очень акварельная картина. Психологическая драма, которая выдает себя за остросюжетное кино. Даже название намекает, что это будет фильм про скорость.

Но это будет фильм про людей, и про битву за душу молодого человека.

Сюжет довольно нехитрый. На одних гоночных соревнований был обнаружен самородок, который сумел из того, что было слепить гоночный автомобиль.

Он попал в поле зрения крупного ученого. И он хочет сделать из его единомышленника.

Но есть и еще одна точка зрения на путь развития этого молодого человека.

Причем, авторы не навязывают зрителям свою точку зрения. Они рассматривают эту ситуацию со всех сторон. Стать молодым ученым – это годы труда и лишений. Стать успешным автомехаником – это возможность быстро стать успешным в социальной цепи того времени.

Но настоящий ученый никогда не довольствуется малым.

К тому же, все это сдобрено любовным треугольником. Ученого любит его добрая знакомая. В нее же влюбляется и наш самородок.

Вроде бы, банальные драматургические конфликты. Но снят фильм так, что с самого начала не знаешь, в какую сторону повернет сюжет.

К тому же, очень неординарная режиссура. И все это вкупе с гениальными актерскими работами.

Алексей Баталов всегда любил автомобили, сам их легко чинил. Может быть, поэтому он согласился на роль ученого в этом фильме.

Получилось, как всегда у Баталова, не стандартно и неординарно. Одна из лучших ролей великого актера.

Вполне возможно, что с Баталовым невозможно плохо играть. Дмитрий Харатьян – это мое открытие в этом фильме. У Баталова в те годы был дуэт с Никитой Михайловским. Так, дуэт с Харатьяном не хуже. Здесь Харатьян предстает актером русской психологической школы. Понимаешь его героя до конца. Наука наукой, а кушать хочется всегда. И девушку сводить в ресторан.

А Всеволод Шиловский здесь предстает подлинным змеем искусителем. Тоже играет своего героя на полутонах. Тихий правильный человек, который умеет жить, и умеет выжимать из своего положения все необходимые выгоды.

Запоминается в фильме и цитата из фильма «Французский связной». Кстати, очень хорошо снятая сцена гонки под мостом.

Самих гонок будет немного. Но снято все запоминающее. Не чувствуется бюджетность.

В целом, фильм совсем не устарел, ибо сама ситуация, показанная в фильме, вечна.

Из минусов отмечу только один. Увы, это советская пленка, из-за чего изображение выглядит блекло.

В целом, фильм «Скорость» - замечательная картина, которую стоит смотреть и пересматривать.

"Как рождаются тосты" - забытый фильм.

 


Никто сейчас уже и не вспоминает про этот фильм Андрея Тутышкина. Тут вообще этого режиссера объявили режиссером одной картины, хотя, он снял несколько замечательных картин, оставивших свой след в сердцах зрителей.

«Как рождаются тосты» - одна из таких картин. В свое время фильм имел теплый прием у зрителя.

Это именно что новогодний проект, снятый по заказу центрального телевидения. И тут мы столкнемся с единственным минусом картины – это очень плохая пленка, и очень плохое состояние картины.

А вот дальше пойдут плюсы.

Андрей Тутышкин решил сделать что –то оригинальное в формате 29 минут. Именно сколько длиться этот фильм. Стандарт для телевидения.

И он снял не просто развлекательное кино, а решил сделать очень умное кино. На начало шестидесятых годов у нас еще никто не работал в жанре умной комедии. Рязанов и Данелия будут чуть позже.

Комедия была самым попсовым жанром в пятидесятые годы. Самым кассовым и массовым, поэтому очень часто снималась на цветную пленку.

Это одна из первых комедий, снятых на черно – белую пленку. В те годы уже пошло разделение. Цвет – это попса, черно – белая пленка – это умное кино.

В этом фильме Тутышкин предвосхитил многие темы того же Рязанова. Да – да, тот же бюрократизм и тему маленького человека, попавшего в жернова бюрократизма.

Ради правды нужно сказать, что умные комедия – это было очень модно в те годы. Их снимали итальянцы, и наши чиновники охотно закупали эти комедии для кинопроката. И эти комедии пользовались любовью именно интеллигенции.

Еще одно новаторство фильма – это манера съемок. Режиссер снял один невероятно длинный кадр, и кажется, что ты смотришь Тарковского или Сокурова. Для телевизионный комедии, это крайне несвойственный прием. Поражаешься мастерству режиссера, и всех актеров. А ведь это, напомню, короткометражка, снятая для телевидения.

Новаторство не было сильно оценено зрителями и критикой. Фильм показали несколько раз, затем благополучно забыли. Вспоминают про него только в последнее время. И все отмечают то, что фильм опередил свое время.

Но это критики.

А зрители забыли о существовании этого фильма. Он совсем не формат для нашего телевидения. Хотя бы, и по причине хронометража.

Но фильм создает новогоднее настроение. Это очень зрительское кино. И остается только сожалеть о том, что фильм остался на обочине зрительского внимания.

Фильм "Искатели приключений" - отличное приключенческая драма.

 


Не буду писать много эпитетов. Просто два факта.

Один удивительный.

В 1968 году советский прокат покорили два героя с фамилией Вайс. Одна из них – это Летиция Вайс – героиня этого фильма. Фильм стал самым кассовым релизом иностранного производства в советских кинотеатрах. Второго, конечно же, вы узнали. Это Александр Белов…

И еще один факт: Ален Делон привозил с собой этот фильм на встречу со зрителями. И он не считал этот фильм проходным в своей биографии.

Меня удивляет то, что при заезженном сюжете, сам фильм получился таким фильмом, который продолжают смотреть. Значит, сюжет здесь не причем, когда у вас есть такие характеры и такие актеры. Актерский дуэт Вентура – Делон просто великолепен. К ним еще и добавляется та самая Летиция Вайс.

Мне сложно определить жанр, в котором снят этот фильм. Полная синтетика. Здесь и драма, и мелодрама, и боевик. И даже притча.

Причем, очень мудрая притча о том, что богатство не приносит удачи, когда умерла любовь. Есть вещи поважнее материальных благ.

С точки зрения сюжета у героев совсем нет антагонистов. Они здесь совсем проходные персонажи. Можно только гадать кто они. Бельгийские наемники, или кто –то другой. Это просто некие функции, некий перст судьбы. И они как молох забирают свои жертвы.

Фильм получается очень грустным. Из трех главных героев до финала доживает один. Хотя, в начале кажется, что фильм катиться по рельсам приключенческой комедии и легкой мелодрамы. Но режиссер обманывает зрителя, когда выдают жесткую драму без всяких компромиссов.

И зрители жалеют главных героев. Они очерчены довольно скупо, но актеры наполняют этих персонажей жизнью, обаянием и энергией. И этих героев начинаешь любить с самого начала. А сцена прощания с Летицией запоминается навсегда. Создательница металлических абстракций, словно бы сама стала этой абстракцией, одетой в скафандр. Она навсегда останется молодой.

Невозможно забыть и музыку фильма. В словах сложно описать музыку. Да и неблагодарное это дело. Но она врезается в память.

Фильм – яркий пример того, что легкий жанр можно превратить в серьезное кино. И такое серьезное кино, которое продолжают смотреть зрители. И продолжают плакать, когда погибает Маню в исполнение Алена Делона. И фильм оставляет послевкусие. Его продолжаешь пересматривать у себя в сознании. И это знак замечательного фильма.

Актер Владимир Седов: он пострадал в автокатастрофе.

 


Владимир Седов – актер, которого не случайно избрали на роль генерала Карбышева в фильме «Родины солдат». Так получилось, что и герой, и актер, который сыграл этого героя, оказались людьми несгибаемой воли. И это был очень удачный выбор режиссера Юрия Чулюкина, когда он выбрал на роль генерала Карбышева провинциального актера.

Владимир Седов, не смотря на свою популярность, был провинциальным актером. Большая часть его жизни связана с городом Саратовым. Здесь он родился, здесь он получил актерское образование, здесь он прожил большую часть жизни.

На сцене Саратовского театра он был звездой. По разным причинам, актер играл и в других городах, в Воронеже, в Волгограде. Но всегда возвращался в родной для него Саратов.

Владимир Седов был потомственным актером, и у него не возникало сомнений, какую ему выбрать профессию. Он пошел по стопам родителей, и стал известным актером, хотя за свою актерскую карьеру получил всего лишь скромное звание «Заслуженного артиста». Народным актер так и не стал. По званию, а не по сути.

Ибо по настоящему Народным он стал, когда сыграл генерала Карбышева.

Жизнь актера разделилась на «до» и на «после». И разделила его жизнь автомобильная катастрофа, которая произошла с автобусом. В нем Седов вместе с коллегами ехал на съемки в фильме «Взлет». Перед автобусом выскочила машина, и водитель, осуществляла маневр, слетел в кювет. Автобус перевернуло, и он начал съезжать вниз.

Седов вел себя как настоящий человек. Он спасал своих коллег. Помогал им выбраться из автобуса. А пострадал сам. Причем, он был единственным, кто пострадал в той аварии.

Он сумел с самого начала преодолеть последствия травмы. Для этого актер проявил железную волю. И через год после аварии он вернулся в профессию. Он сделал несколько спектаклей, в которых нужно было только говорить. И восхищенные слушатели внимали словам актера, и его жены.

Но затем болезнь все же взяла свое. И несколько лет перед смертью актер провел прикованный к кровати.

В кино актер сыграл 40 ролей. Вроде бы, не так много. Но нет в фильмографии Владимира Седова ни одного проходного фильма.

Кроме «Родины солдат», можно отметить любую роль актера, даже в таком одиозном фильме «Как на гранатовых островах». Но отмечу, конечно же, роль в фильме «Директор». Там у Седова грандиозная роль Кныша. Очень неоднозначный персонаж. Но яркий и сильный человек.

Еще он сыграл в трех фильмах у Сергея Бондарчука. А зритель также мог запомнить актера в детективе «Лекарство против страха» и в боевике «Случай в квадрате 36 -80». Актеру особым образом удавались образы военных, хотя в армии он не служил.

Актер ушел из жизни на 81 году жизни. А фильмы с его участием до сих пор живут.

Николай Черкасов: скоропостижная кончина актера, который гениально сыграл Суворова.

 



 

Невероятный факт! В истории мирового кино было два актера Николая Черкасова. И каждый из них гениально воплотил образы русских полководцев, русских гениев.

Один сыграл Александра Невского. Второй сыграл роль Суворова.

И именно роль Суворова и прославила актера, вознесла его на пьедестал, и сделала его имя достоянием вечности.

К имени этого второго актера добавляют иногда фамилию Сергеев. С фамилиями все просто: Сергеев – это фамилия отца, а Черкасов – это фамилия его матери.

Под фамилией матери актер стал выступать как оперный певец на театральных подмостках Российской империи.

Кстати, родился он в Астрахани. Этот город является родиной многих славных актеров. И Черкасов – первый в этом славном ряду.

Свою первую роль в кино, актер сыграл, когда ему было уже за 50 лет. Эта была роль охотника в фильме «Джульбарс». К нему пришел успех.

Но триумф был впереди. В 1940 году Всеволод Пудовкин снял фильм «Суворов», который вышел на экраны в 1941 году. И этот фильм стал большим событием в истории нашего кино. Фильм смотрели не по одному разу. И это была уже не просто картина, не просто фильм. Его смотрели, когда уходили на фронт.

Роль Суворова, которую сыграл Черкасов, стала каноном. Как и сам фильм. По мнению историков, достоверность невероятная.

В первый год войны за свою роль Черкасов получил Сталинскую премию – высшую награду страны. Это была всего лишь вторая роль Черкасова в кино.

Затем последовали две роли в боевых киносборниках, небольшая роль в фильме «Котовский», затем была главная роль в фильме «Непобедимые», и роль командующего фронтом в фильме «Дорога к звездам». Собственно, эта вся фильмография Николая Черкасова. Роль Суворова стала для него главной в жизни.

Он скончался от разрыва аорты 22 января 1944 года, не дожив до 60 лет. Он похоронен на кладбище Алма- Аты, рядом с актером Борисом Блиновым. Долгое время могила Черкасова находилась в плачевном состоянии. Но нашлись поклонники, которые привели эту могилу в надлежащее состояние.

Леонхард Мерзин: актер, который ушел из жизни в 55 лет.

 



Любопытная вещь, актера Леонхарда Мерзина я открыл через творчество Колина Ферта. Просто так получилось, что оба актера сыграли одного и того же реального героя в фильмах с одинаковыми названиями «Гонка века».

Наш советский актер держал планку, и выглядел лучше, чем оскароносный актер.

Как и всякий прибалтийский актер в советском кино Мерзин был вынужден играть роль разного рода иностранцев. Он использовался как типажный актер. Но какой это был типаж! Его внешность не забудешь, если раз увидишь его.

Родом Леонхард Мерзин из Эстонии, всю жизнь работал в эстонских театрах, был звездой театральной сцены. С успехом Мерзин занимался театральной режиссурой.

Но, помимо актерства, он был еще и литературно одаренным человеком: писал пьесы и рассказы. Они пользовались успехом у эстонских читателей.

Всего актер снялся более, чем в 30 фильмах.

Успех пришел к актеру не сразу же. Первые фильмы с его участием прошли незаметно, и канули в лету.

Но затем был фильм «Мертвый сезон», и роль пастора, которая сделала актера известным на всесоюзном уровне. А затем была заметная роль в «Короле Лире».

Заметной стала и роль актера в фильме «Гонщики».

Но больше заметных фильмов в фильмографии актера не случилось.

Были фильмы кассовые, но вряд ли их отнесешь к шедеврам кинематографа.

Он мог играть бандитов, мог играть следователей в латышских фильмах.

Много играл актер и роли военных. Причем, как фашистов, так и наших, советских офицеров. Все, кто видели эти роли утверждают одно: у актера была настоящая военная выправка, которую сложно сыграть.

Ушел из жизни актер 2 января 1990 года скоропостижно.

Остались недописанными рукописи, и задумки новых спектаклях.

Причем, о причинах смерти актера нигде не сообщается, как и о его личной жизни.

На момент кончины ему было всего лишь 55 лет.

Последним фильмом в жизни актера стала как раз картина «Гонка века». И после ее просмотра понимаешь, какого масштаба была актер Леонхард Мерзин.