Продолжаем говорить о кино, и об истории фильмов.
Кажется, что оба эти фильма, предназначенные для детской аудитории, совершенно невинные фильмы. Чего в них может отыскать цензура?
Но это история даже не о фильмах, а о времени.
Фильм «Тайна двух океанов» начал сниматься еще в сталинское время. Это такой классический киношный долгострой. В прокат же этот фильм вышел в 1956 году, когда началась антисталинская компания.
Цензура не дремала.
Разумеется, в фильме в каждом кадре портрет Сталина. Ну, не могло не быть портретов Сталина на передовой подлодке!
Весь фильм в портретах Сталина – это основание для невыхода фильма в прокат.
С другой стороны, деньги на картину потрачены немаленькие.
И было принято передовое решение: закрасить портреты Сталина в каждом кадре. Сделано это было с помощью передовых технологий. И теперь вместо портретов Сталина на экране появляется более темное пятно, по сравнению с остальным цветом в кадре.
Это видно невооруженным взглядом, если присмотреться. Но кто будет присматриваться к отличной приключенческой истории!
Темные пятна остались в картине. И это были следы цензуры в фильме.
Те же претензии были высказаны и к фильму «Первоклассница».
Разумеется, что в школе в конце сороковых годов в каждом классе висел портрет – кого? – правильно: Сталина! И эти портреты необходимо было убрать, ведь фильм продолжал показываться в кинотеатрах.
И в 1964 году – в самом конце хрущевской эпохи – портреты Сталина были убраны из фильма. Произошла, так называемая, реставрация картины. И теперь вы не увидите портретов Сталина в этой картине.
Так, требования цензуры, которые в свою очередь вытекали из соображений эпохи, меняли кадры в фильмах. И можно только радоваться тому, что сами фильмы доходили до зрителей.