Мой личный парадокс: несколько фильмов режиссера Дмитрия
Светозарова засмотрены до дыр, его «Преступление и наказание» вызывает вопросы.
А вот его дебютный фильм "Скорость" (1983 г.) оказался вне поля
моего зрения. До поры, до времени.
И, кстати, напрасно. Это отличное кино.
Можно рисовать картину маслом, можно акварелью, так вот, как
мне показалась, это очень акварельная картина. Психологическая драма, которая
выдает себя за остросюжетное кино. Даже название намекает, что это будет фильм
про скорость.
Но это будет фильм про людей, и про битву за душу молодого
человека.
Сюжет довольно нехитрый. На одних гоночных соревнований был
обнаружен самородок, который сумел из того, что было слепить гоночный
автомобиль.
Он попал в поле зрения крупного ученого. И он хочет сделать
из его единомышленника.
Но есть и еще одна точка зрения на путь развития этого
молодого человека.
Причем, авторы не навязывают зрителям свою точку зрения. Они
рассматривают эту ситуацию со всех сторон. Стать молодым ученым – это годы
труда и лишений. Стать успешным автомехаником – это возможность быстро стать
успешным в социальной цепи того времени.
Но настоящий ученый никогда не довольствуется малым.
К тому же, все это сдобрено любовным треугольником. Ученого
любит его добрая знакомая. В нее же влюбляется и наш самородок.
Вроде бы, банальные драматургические конфликты. Но снят
фильм так, что с самого начала не знаешь, в какую сторону повернет сюжет.
К тому же, очень неординарная режиссура. И все это вкупе с
гениальными актерскими работами.
Алексей Баталов всегда любил автомобили, сам их легко чинил.
Может быть, поэтому он согласился на роль ученого в этом фильме.
Получилось, как всегда у Баталова, не стандартно и
неординарно. Одна из лучших ролей великого актера.
Вполне возможно, что с Баталовым невозможно плохо играть.
Дмитрий Харатьян – это мое открытие в этом фильме. У Баталова в те годы был
дуэт с Никитой Михайловским. Так, дуэт с Харатьяном не хуже. Здесь Харатьян
предстает актером русской психологической школы. Понимаешь его героя до конца.
Наука наукой, а кушать хочется всегда. И девушку сводить в ресторан.
А Всеволод Шиловский здесь предстает подлинным змеем
искусителем. Тоже играет своего героя на полутонах. Тихий правильный человек,
который умеет жить, и умеет выжимать из своего положения все необходимые
выгоды.
Запоминается в фильме и цитата из фильма «Французский
связной». Кстати, очень хорошо снятая сцена гонки под мостом.
Самих гонок будет немного. Но снято все запоминающее. Не
чувствуется бюджетность.
В целом, фильм совсем не устарел, ибо сама ситуация,
показанная в фильме, вечна.
Из минусов отмечу только один. Увы, это советская пленка,
из-за чего изображение выглядит блекло.
В целом, фильм «Скорость» - замечательная картина, которую
стоит смотреть и пересматривать.