воскресенье, 5 сентября 2021 г.

Нина Дорошина: она состояла в коротком браке с Олегом Далем.

НИНА ДОРОШИНА. Уникальность этой актрисы состоит в том, что одной ролью Нади она вошла, как в историю кино, так и в историю театра. Такой вот дуплет. Причем, Меньшов пригласил ее на роль Нади совсем без проб в фильм «Любовь и голуби», хотя была уже утверждена им лично Вера Алентова. Но актриса была уникальна и своей личной жизнью. Ее сейчас вспоминают даже чаще, чем ее работы в кино. Много лет ее связывали отношения с Олегом Ефремовым. И многие друзья Ефремова порой дают очень пошлые комментарии на этот счет. Мол, у Ефремова было сколько красивых женщин, что ему хотелось чего –то попроще. Дорошина, в свою очередь, большую часть жизни была верна Ефремову. И была готова пойти к нему по первому его зову. Отношения носили долгий, затяжной характер. Они, то затихали, то разгорались вновь и вновь. Очевидно, они были болезненными. И в игру двух великих людей был и включен Олег Даль. Именно он стал первым мужем Дорошиной. И он, похоже, искренне любил свою жену. Но брак продолжился всего лишь один месяц. Все испортил все тот же Ефремов. На свадьбе он сказал, что Дорошина пойдет за ним куда угодно. Он был сильно пьяным. И позвал Дорошину. И она пошла за ним. Села к нему на колени на свадьбе. Разумеется, Олег Даль не мог этого терпеть. Дорошиной не удалось на тот момент уйти от Ефремова. Их отношения продолжились. А брак с Далем распался фактически на свадьбе. Но официально он просуществовал месяц. Отношения Дорошиной с Ефремовым продолжились. И столь долго никто не знает. А Даль выбрал в качестве второй супруги тоже возлюбленную Ефремова – Татьяну Лаврову.

Валерия Заклунная: она состояла в коротком браке.

ВАЛЕРИЯ ЗАКЛУННАЯ. Валерия Заклунная – одна из самых принципиальных актрис нашего кино. Сейчас ее воспринимают больше, как подругу Горбатого в фильме "Место встречи изменить нельзя», и знают по этой работе. Но миллионы зрителей плакали по ее погибшей героине в фильме «Судьба». А были еще «Фронт за линией фронта», «Особо важное задание» и «Думы о Ковпаке». Личную жизнь никогда не выставляла на всеобщее обозрение. Журналисты по крохам собирают ее личную жизнь. Первым ее мужем был Гари Бардин. Брак их был студенческим. Оба они учились в Школе – Студии МХАТ. Бардин был старше на год. Для него это был уже второй брак. Первый брак Бардина продержался всего один год. Но брак с Заклунной побил все рекорды. Он продержался ровно 1 месяц. Про причины расставания супруги говорить не любили, и словно бы, забыли этот брак. Но, к слову, уже в десятые годы супруги заняли совершенно противоположные позиции по событиям в Украине. Бардин их полностью. Поддержал. Заклунная выступала против них. Но из Киева она принципиально уезжать не собиралась. Хотя, ей всегда были рады в России.

Фильм "Рок" - документ эпохи.

 


 

 

 Документальный фильм "Рок" снял режиссер Алексей Учитель на заре перестройки. Сложно говорить о его художественном значении, но об одном можно говорить можно спокойно и смело - это документ эпохи.
Фильм показывает портреты нескольких рок - музыкантов. Многие из них стали легендами. О ком -то говориться много, о ком -то меньше. Не знаю, с чем это связано. Музыканты дают интервью, показаны в своих жизненных обстоятельствах, то есть, чем они зарабатывают на жизнь. И показаны их концертные номера.
Вот эти концертные номера стали уже легендарными. Даже те, кто не видел фильм, и кто вообще не знает о его существовании, видели эти номера. Так часто их показывают, и насколько они стали уже классическими.
Но обидно, что у Гребенщикова несколько песен, и ему больше всего отведено хронометража в фильме, а у Виктора Цоя совсем небольшой отрезок, и всего лишь одна песня.
И никто еще не знает, какие дальше произойдут трагедии. Погибнет Цой, умрет жена Шевчука. И сам рок станет не слишком модным. Но этот фильм - живое свидетельство того, что были времена, когда рокеры были властителями дум. И фильм этому доказательство.
Благодаря теме, фильм стал одним из самых кассовых документальных фильмом за всю эпоху существования советского документального кино.

суббота, 4 сентября 2021 г.

Каким цензурным изменениям были подвергнуты фильмы «Тайна двух океанов» и «»Первоклассница».

 



 

Продолжаем говорить о кино, и об истории фильмов.

Кажется, что оба эти фильма, предназначенные для детской аудитории, совершенно невинные фильмы. Чего в них может отыскать цензура?

Но это история даже не о фильмах, а о времени.

Фильм «Тайна двух океанов» начал сниматься еще в сталинское время. Это такой классический киношный долгострой. В прокат же этот фильм вышел в 1956 году,  когда началась антисталинская компания.

Цензура не дремала.

Разумеется, в фильме в каждом кадре портрет Сталина. Ну, не могло не быть портретов Сталина на передовой подлодке!

Весь фильм в портретах Сталина – это основание для невыхода фильма в прокат.

С другой стороны, деньги на картину потрачены немаленькие.

И было принято передовое решение: закрасить портреты Сталина в каждом кадре. Сделано это было с помощью передовых технологий. И теперь вместо портретов Сталина на экране появляется более темное пятно, по сравнению с остальным цветом в кадре.

Это видно невооруженным взглядом, если присмотреться. Но кто будет присматриваться к отличной приключенческой истории!

Темные пятна остались в картине. И это были следы цензуры в фильме.

Те же претензии были высказаны и к фильму «Первоклассница».

Разумеется, что в школе в конце сороковых годов в каждом классе висел портрет – кого? – правильно: Сталина! И эти портреты необходимо было убрать, ведь фильм продолжал показываться в кинотеатрах.

И в 1964 году – в самом конце хрущевской эпохи – портреты Сталина были убраны из фильма. Произошла, так называемая, реставрация картины. И теперь вы не увидите портретов Сталина в этой картине.

Так, требования цензуры, которые в свою очередь вытекали из соображений эпохи, меняли кадры в фильмах. И можно только радоваться тому, что сами фильмы доходили до зрителей. 

Фильм "Скорость" - отличная драма.

 


Мой личный парадокс: несколько фильмов режиссера Дмитрия Светозарова засмотрены до дыр, его «Преступление и наказание» вызывает вопросы.

А вот его дебютный фильм "Скорость" (1983 г.) оказался вне поля моего зрения. До поры, до времени.

И, кстати, напрасно. Это отличное кино.

Можно рисовать картину маслом, можно акварелью, так вот, как мне показалась, это очень акварельная картина. Психологическая драма, которая выдает себя за остросюжетное кино. Даже название намекает, что это будет фильм про скорость.

Но это будет фильм про людей, и про битву за душу молодого человека.

Сюжет довольно нехитрый. На одних гоночных соревнований был обнаружен самородок, который сумел из того, что было слепить гоночный автомобиль.

Он попал в поле зрения крупного ученого. И он хочет сделать из его единомышленника.

Но есть и еще одна точка зрения на путь развития этого молодого человека.

Причем, авторы не навязывают зрителям свою точку зрения. Они рассматривают эту ситуацию со всех сторон. Стать молодым ученым – это годы труда и лишений. Стать успешным автомехаником – это возможность быстро стать успешным в социальной цепи того времени.

Но настоящий ученый никогда не довольствуется малым.

К тому же, все это сдобрено любовным треугольником. Ученого любит его добрая знакомая. В нее же влюбляется и наш самородок.

Вроде бы, банальные драматургические конфликты. Но снят фильм так, что с самого начала не знаешь, в какую сторону повернет сюжет.

К тому же, очень неординарная режиссура. И все это вкупе с гениальными актерскими работами.

Алексей Баталов всегда любил автомобили, сам их легко чинил. Может быть, поэтому он согласился на роль ученого в этом фильме.

Получилось, как всегда у Баталова, не стандартно и неординарно. Одна из лучших ролей великого актера.

Вполне возможно, что с Баталовым невозможно плохо играть. Дмитрий Харатьян – это мое открытие в этом фильме. У Баталова в те годы был дуэт с Никитой Михайловским. Так, дуэт с Харатьяном не хуже. Здесь Харатьян предстает актером русской психологической школы. Понимаешь его героя до конца. Наука наукой, а кушать хочется всегда. И девушку сводить в ресторан.

А Всеволод Шиловский здесь предстает подлинным змеем искусителем. Тоже играет своего героя на полутонах. Тихий правильный человек, который умеет жить, и умеет выжимать из своего положения все необходимые выгоды.

Запоминается в фильме и цитата из фильма «Французский связной». Кстати, очень хорошо снятая сцена гонки под мостом.

Самих гонок будет немного. Но снято все запоминающее. Не чувствуется бюджетность.

В целом, фильм совсем не устарел, ибо сама ситуация, показанная в фильме, вечна.

Из минусов отмечу только один. Увы, это советская пленка, из-за чего изображение выглядит блекло.

В целом, фильм «Скорость» - замечательная картина, которую стоит смотреть и пересматривать.

"Как рождаются тосты" - забытый фильм.

 


Никто сейчас уже и не вспоминает про этот фильм Андрея Тутышкина. Тут вообще этого режиссера объявили режиссером одной картины, хотя, он снял несколько замечательных картин, оставивших свой след в сердцах зрителей.

«Как рождаются тосты» - одна из таких картин. В свое время фильм имел теплый прием у зрителя.

Это именно что новогодний проект, снятый по заказу центрального телевидения. И тут мы столкнемся с единственным минусом картины – это очень плохая пленка, и очень плохое состояние картины.

А вот дальше пойдут плюсы.

Андрей Тутышкин решил сделать что –то оригинальное в формате 29 минут. Именно сколько длиться этот фильм. Стандарт для телевидения.

И он снял не просто развлекательное кино, а решил сделать очень умное кино. На начало шестидесятых годов у нас еще никто не работал в жанре умной комедии. Рязанов и Данелия будут чуть позже.

Комедия была самым попсовым жанром в пятидесятые годы. Самым кассовым и массовым, поэтому очень часто снималась на цветную пленку.

Это одна из первых комедий, снятых на черно – белую пленку. В те годы уже пошло разделение. Цвет – это попса, черно – белая пленка – это умное кино.

В этом фильме Тутышкин предвосхитил многие темы того же Рязанова. Да – да, тот же бюрократизм и тему маленького человека, попавшего в жернова бюрократизма.

Ради правды нужно сказать, что умные комедия – это было очень модно в те годы. Их снимали итальянцы, и наши чиновники охотно закупали эти комедии для кинопроката. И эти комедии пользовались любовью именно интеллигенции.

Еще одно новаторство фильма – это манера съемок. Режиссер снял один невероятно длинный кадр, и кажется, что ты смотришь Тарковского или Сокурова. Для телевизионный комедии, это крайне несвойственный прием. Поражаешься мастерству режиссера, и всех актеров. А ведь это, напомню, короткометражка, снятая для телевидения.

Новаторство не было сильно оценено зрителями и критикой. Фильм показали несколько раз, затем благополучно забыли. Вспоминают про него только в последнее время. И все отмечают то, что фильм опередил свое время.

Но это критики.

А зрители забыли о существовании этого фильма. Он совсем не формат для нашего телевидения. Хотя бы, и по причине хронометража.

Но фильм создает новогоднее настроение. Это очень зрительское кино. И остается только сожалеть о том, что фильм остался на обочине зрительского внимания.

Фильм "Искатели приключений" - отличное приключенческая драма.

 


Не буду писать много эпитетов. Просто два факта.

Один удивительный.

В 1968 году советский прокат покорили два героя с фамилией Вайс. Одна из них – это Летиция Вайс – героиня этого фильма. Фильм стал самым кассовым релизом иностранного производства в советских кинотеатрах. Второго, конечно же, вы узнали. Это Александр Белов…

И еще один факт: Ален Делон привозил с собой этот фильм на встречу со зрителями. И он не считал этот фильм проходным в своей биографии.

Меня удивляет то, что при заезженном сюжете, сам фильм получился таким фильмом, который продолжают смотреть. Значит, сюжет здесь не причем, когда у вас есть такие характеры и такие актеры. Актерский дуэт Вентура – Делон просто великолепен. К ним еще и добавляется та самая Летиция Вайс.

Мне сложно определить жанр, в котором снят этот фильм. Полная синтетика. Здесь и драма, и мелодрама, и боевик. И даже притча.

Причем, очень мудрая притча о том, что богатство не приносит удачи, когда умерла любовь. Есть вещи поважнее материальных благ.

С точки зрения сюжета у героев совсем нет антагонистов. Они здесь совсем проходные персонажи. Можно только гадать кто они. Бельгийские наемники, или кто –то другой. Это просто некие функции, некий перст судьбы. И они как молох забирают свои жертвы.

Фильм получается очень грустным. Из трех главных героев до финала доживает один. Хотя, в начале кажется, что фильм катиться по рельсам приключенческой комедии и легкой мелодрамы. Но режиссер обманывает зрителя, когда выдают жесткую драму без всяких компромиссов.

И зрители жалеют главных героев. Они очерчены довольно скупо, но актеры наполняют этих персонажей жизнью, обаянием и энергией. И этих героев начинаешь любить с самого начала. А сцена прощания с Летицией запоминается навсегда. Создательница металлических абстракций, словно бы сама стала этой абстракцией, одетой в скафандр. Она навсегда останется молодой.

Невозможно забыть и музыку фильма. В словах сложно описать музыку. Да и неблагодарное это дело. Но она врезается в память.

Фильм – яркий пример того, что легкий жанр можно превратить в серьезное кино. И такое серьезное кино, которое продолжают смотреть зрители. И продолжают плакать, когда погибает Маню в исполнение Алена Делона. И фильм оставляет послевкусие. Его продолжаешь пересматривать у себя в сознании. И это знак замечательного фильма.