суббота, 11 сентября 2021 г.

Нонна Мордюкова: по паспорту она была Тихоновой.

 


История совершенно невероятная. Обычно мы рассказываем историю актрис, которые взяли фамилию мужа, и это фамилия стала сценическим псевдонимом актрисы.

Но тут история совсем другая.

Нонна Викторовна Мордюкова взяла фамилию первого мужа Вячеслава Васильевича Тихонова, но никто об этом не знал. Для всех Мордюкова оставалась великой Мордюковой. И никто не знал, что по паспорту она Тихонова. А ведь паспорт актрисе пришлось менять два раза, сначала советский зеленый на советский красный, затем на российский паспорт. И у нее была возможность изменить фамилию на свою собственную фамилию. Но она оставалась Тихоновой.

Про их брак с Вячеславом Васильевичем Тихоновым рассказано уже немало. Встретились студентами, прожили 13 лет, расстались главными звездами советского кино.

Официальная причина развода: не сошлись характерами. Тихонов скромный, как река Ока, а Мордюкова – шумный и бурный человек, как река Кубань по весеннему половодью. Разольет ее потом так, что сложно остановить.

Мордюкова любила шумные компании, застолье, могла выпить на равных с мужчинами. Могла отдать все последнее, жила последним днем, не думала о завтрашнем дне, для гостей всегда ставила все лучшее.

Тихонов же в самом хорошем смысле расчетливый человек, который думал о завтрашнем дне. Он не любил компании, зато любил именитых друзей Ростоцкого и Бондарчука, в компании с которым он мог выпить хорошего лицензионного коньяка.

Тихонов любил играть в шахматы и любил рыбалку. И то, и другое занятие любит тишину и сосредоточенность.

Но, видно, чутко материнское сердце. Ведь именно кандидатуру Тихонова одобрила мать Мордюковой. Хотя, на тот момент это была самая скромная кандидатура из всех, которые претендовали на руку и сердце кубанской красавицы.

После развода их судьбы сложились по разному. Тихонов один раз женился. Про этот брак говорили разное. Но самый красноречивый факт это тот факт, что Тихонов жил на своей даче вместе с собакой. Мордюкова переживала бурные романы, искала любовь, но каждый день вспоминала Тихонова, которого она называла «мой Штирлиц». И, вроде бы всякий раз со свойственной ей иронией, но всякий раз добавлял слово «мой».

Любопытно и то, что волю Тихонова его родные не исполнили. Он завещал похоронить себя со своим сыном. Но его похоронили на Новодевечьем кладбище, где ему полагалось по статусу. Скорее всего, родные Тихонова не хотели, чтобы он нашел упокоение вместе с сыном и первой женой, которая на тот момент нашла там свой покой.

Вспоминают все и последний разговор Тихонова и Мордюковой. Кажется, что великие люди простили друг друга и сожалели о том, что не могли остаться вместе.

Родные люди, когда пришли забирать тело актрисы, не могли долго ее найти. Мордюковой там не было. Была только «гражданка Тихонова». Это и есть настоящая любовь. Когда мы прощаем друг друга, не смотря на боль и ошибки.

Ольга Прохватыло - она рано ушла из жизни.

 


Ольга Прохватыло. Иногда про таких актрис хочется сказать фразу из цикла Леонида Филатова «Чтобы помнили». Чтобы помнили… Увы, забываем.

Да, наверное, Прохватыло не была великой актрисой. Про таких как она говорят «типажная актриса». Да и лучшие ее актерские годы пришлись на так называемые «девяностые годы», когда кино не было даже для известных актеров.

Удивляет ее увлеченность актерством и стремление ее к мечте стать актером. Она несколько раз штурмовала Свердловский институт искусства. В четвертый раз поступила и закончила его в начале девяностых. До развала Свердловской киностудии, она еще успела сняться на ней. Но больше там кино не снимали.

И Прохватыло приняло решение уехать в Москву. Долгие годы она скиталась по общежитиям и углам. Долгое время была в поисках работы. И востребованной стала только в середине нулевых годов. Причем, востребованной в качестве характерной актрисы в эпизодах, которых было множество.

Плюсом этих эпизодов было то, что актриса запоминается в лицо. Но вот фамилии таких актрис не помнят никто.

Верхняя точка карьеры – это съемки в сериалах «Ранетки», где она стала из говорящей мебели, действительно, живым персонажем. Можно увидеть масштаб актрисы Прохватыло. Она, да герой Лицитиса приковывали к себе внимание. Но, увы, этот масштаб был ограничен качеством сценарной работы, режиссуры, и рамками бюджета.

И еще можно увидеть масштаб актрисы в фильме «Каникулы строгого режима», где она сыграла настоящую хищницу, и крайне неприятную женщину, при виде которой лучше перейти на другую улицу.

Ей бы найти хорошего режиссера…

Такие работы дали актрисе главное: материальное благополучие. Она даже умудрилась купить в Москве однушку. Правда, при помощи матери, да и сама квартира была в крайне неблагополучном районе.

Про личную жизнь актрисы было известно только одно – одна, не замужем, детей нет. И замужем никогда не была.

Известие о ее смерти прозвучало как гром среди ясного неба. Зритель только бы узнал эту актрису. Ей было всего лишь 45 лет. До обидного мало. Даже в своем типаже она не сумела толком реализоваться.

Обстоятельства смерти следующие: Ольгу Прохватыло нашли в собственной квартире. Официальная причина смерти – оторвался тромб. Ходили слухи, что актриса злоупотребляет алкоголем. Но это, скорее всего, слухи. Актриса много снималось. 300 дней на съемках в год – какой тут алкоголь?

Кажется, это просто судьба…

Но почему-то становиться грустно.

Кстати, первый раз она запомнилась зрителям в программе «Розыгрыш» в эпизоде, где она разыгрывала Юлию Началову. Такие вот параллели судьбы.

Татьяна Орлова: актриса, которая поздно прославилась.

История двух актрис очень похожа. Татьяна Орлова довольно много играла в «Маяковке». Да, второстепенные роли, но там и актерский состав в те годы был еще тот. И в кино снималась много, начиная с 1986 года. Правда, особых шедевров не было. Но успеха ей пришлось ждать более 20 лет. Уже в наше время успех пришел к актрисе, когда она началась сниматься в ситкомах, скетчкомах и просто комедиях. Во всех фильмах используется яркий типаж актрисы. Про внешность актрисы много везде пишут разных слов. Но мне кажется, что стоит ограничиться фразой «яркий типаж». И ведь такой внешности больше ни у кого нет! Поэтому актриса запоминается даже в эпизодах. А для элитарного театрального зрителя Татьяна Орлова – это актриса, которую открыл Карбаускис, и которая играет в постановках Чусовой. Она остается верна "Маяковке". И теперь считается звездой этого театра. И никто не скажет, простите за фразу, что звание «Заслуженной» актрисы, актрисе дали незаслуженно. Только, на наш взгляд, сильно поздно. Вручение было связано с юбилеем актрисы. Про личную жизнь актрисы известно крайне мало. Последние годы каждый год выходит по несколько фильмом с участием актрисы. Наиболее известные фильмы, это «Красная королева» и «Старушки в бегах». В соцсетях актриса присутствует только, благодаря Стасу Садальскому.

Анна Фроловцева: актриса, которая поздно прославилась.

Часто сейчас эту актрису вспоминают в связи с поздней славой. Не знаю, насколько это справедливо. Мы, кинолюбители, запомнили Фроловцеву гораздо раньше, чем вышел ситком «Воронины». Но, наверное, это справедливо, в отношении массового зрителя. Да, начиная с конца семидесятых годов, Фроловцева снималась много. И многие фильмы стали легендарными. Но слишком уж небольшие роли доставались Фроловцевой. Это та самая невеста из "Гаража" и официантка с ребенком из "Вокзала для двоих". А если это были и относительно большие роли, как, например, в фильме «Парниковый эффект», то эти фильмы не доходили до зрителя. Да и кто может запомнить хирурга из эпизода в сериале «Бригада»? Анна Фроловцева была одной из той, чье лицо знают зрители, но чье имя зрители не знают. Снялась Анна Фроловцева даже с Томом Хэнксом в фильме «Изгой». Всего лишь эпизод, зато в каком фильме! А затем она для зрителей стала Ворониной, и это тоже обратный эффект популярности в ситкомах. Успех настиг актрису, когда ей стукнуло 60 лет. Она пошла в магазин, и ее окружили люди, которые цитировали ее героиню из «Ворониных». С тех пор она стала той самой свекровью из «Ворониных».

пятница, 10 сентября 2021 г.

Актрисы родом из Прибалтики.

 

ВИЯ АРТМАНЕ.

Одна из самых великих советских актрис. Про ее судьбу невозможно говорить, не касаясь политики.

Такой актрисой, как и паном Донатосом просто нужно гордиться.

Но в девяностые годы Артмане ждала на родине довольно тяжелая судьба. Ее называли любимицей советской власти, ее лишили квартиры по программе, когда жилье возвращали прежним владельцем. Да, актриса – одна из немногих драматических артистов, которая участвовала в кремлевских концертах, ей рано дали все высокие звания, включая звание «Народной артистке СССР». Актрисе тогда было все лишь 40 лет. Это, конечно, не рекорд Магомаева и Бондарчука, но для драматических актрис огромное достижение.

Но заслуженное, потому что были фильмы «Родная кровь» и «Никто не хотел умирать». И актрису любила вся огромная страна.

Если сказать, что она является актрисой мирового уровня, то это вовсе не выразить штамп, а просто выразить суть. Такие актрисы – это единичный товар, даже в советском кино, богатом на талантливых артистов.

От простой женщины до Джулии Ламберт. Таков диапазон актрисы. И даже в рекламных фильмах, в которых актриса снималась, она выглядела светлым пятном. И даже в неудачной экранизации «Туманности Андромеды».

Но все же, нужно сказать, что в конце жизни ей повезло, потому что она встретилась с Валерием Тодоровским. Три свои лучшие роли она сыграла в его картинах «Человек из свиты» ( сценарий В. П. Тодоровского), «Катафалк» и «Любовь», которые Валерий Петрович снял в качестве режиссера. И грандиозная роль в сериале «Каменская», который продюссировал Тодоровский. Под конец жизни она провела православие, и жила вместе со своим сыном недалеко от Риги.

Актриса скончалась на восьмидесятом году жизни.

Хочу выделить ее роль в картине «Стрелы Робин Гуда». Только большая актриса может так сыграть такую роль, вроде бы и не сложную по драматическому рисунку, чтобы ее запомнили.

 


ЛИЛИТА ОЗОЛИНЯ.

Безусловно, самая главная роль актрисы в сериале, или в многосерийном телевизионном фильме «Долгая дорога в дюнах».

Главная роль в кино, это, конечно же, фильм «Двойной капкан». Она сыграла там мать – одиночку, которая может помочь избитому прохожему.

Сейчас актрисе уже 70 лет. На нашем телевидении вспомнили о ее юбилее. Было несколько интервью актрисы. В частности, мы узнали, что актриса гордиться своим именем. Ее назвали так в честь первой жены Адама.

В кино в постсоветский период снималась мало, запомнилась разве ее роль в картине «Герой», где она снималась вместе с Биланом.

Не понимаю, почему актрису много озвучивали. Она прекрасно говорить по русски. Уж точно, лучше некоторых актрис из современных сериалов.

 

МИРДЗА МАРТИНСОНЕ.

Третья по известности латвийская актриса. Наиболее известная ее роль в минисериале «Мираж». Сериал и сейчас отлично смотрится. Из плохого романа Чейза Алоиз Бренч умудрился сделать отличный детектив. Детектив тогда и хорош, когда знаешь его сюжет, но все равно смотришь, не отрываясь. Еще один классный сериал в фильмографии актрисы – это «Богач, бедняк».

Отмечу также роль в картине «Тайная прогулка». Там она сыграла нашу разведчицу, которой предстоит выполнить важное задание.

Безусловно, запомнилась актриса и тем, что снималась в латышских детективах. Хочу выделить не самый известный из них – это «Малиновое вино» - отличная отсылка к ироническому английскому детективу на латышский манер. Только в Латвии, где были хутора, такая история в Советском Союзе и была возможна.

В современном кино она сыграла в картине «Мамы -3» и в картине «Сын».

 

РЕГИНА РАЗУМА.

Актриса, которая стала драматической актрисой, после карьеры балерины. Главная роль в картине «Стрелы Робин Гуда». Невозможно забыть ее проходы в этой картине под музыку Раймонда Паулса и песню «На земле много белых птиц».

Одна из самых красивых актрис из Прибалтики.

Как и всякая латвийская актриса снялась во множестве детективах. Играла много иностранок. Но можно выделить роль пограничного дознавателя в картине «Право на выстрел». Наверное, картина далеко не шедевр, но лично я пересматривал ее с удовольствием. Карьера в постсоветском кино не сложилась.

четверг, 9 сентября 2021 г.

Классические фильмы с неожиданной развязкой.

 


Вспомним, классические фильмы с неожиданной развязкой. Вообще, одну из самых общих классических схем построение драматургии, которая приводит к неожиданной развязке, предложил Алексей Каплер в своей повести «Двое из двадцати миллионов». Именно там есть классическая схема, в которой основное действие картины оказывается не тем, чем есть на самом деле. Большинство людей, эту повесть не знает, но кинематографисты всех стран, разумеется, хорошо знает Каплера и его творчество. Не буду упоминать здесь Агату Кристи с ее концовками, и Честертона, который был тончайшим знатоком человеческой души. Именно их творчество и предшествовало кинематографу, который предложил зрителю фильмы, чьи финалы будут шокировать.

 

1 «СОШЕДШИЕ С НЕБЕС» (СССР, 1986 год).

Позднесоветское кино с совершенно неожиданной развязкой. Финал оглушающее действует на зрителя. И такого финала совершенно не ждешь. Вся послевоенная жизнь главных героев – это всего лишь их предсмертный бред. Они могли прожить бы такую жизнь, но они погибли в катакомбах, добывая ведро воды для раненных. Такова тогда была цена человеческой жизни.

Одна из самых лучшей ролей Александра Абдулова в кино. Картина собрала замечательный актерский ансамбль. Удивляет лишь одно, что картина абсолютно не выстрелила в прокате. Может быть, советский зритель не был готов к таким финалам. Сейчас картина находится в статусе забытой, а совершенно зря. 13 лет до «Шестого чувства», а советский кинематограф освоил сюжет с неожиданным финалом.

 

2 «ШЕСТОЕ ЧУВСТВО» (США, 1999 год) .

Просмотр этой картины на пиратке в августе 1999 года совершенно меня не впечатлил. Зато совершенно впечатлили кассовые показатели этой картины, за которыми я тогда следил. Это самый кассовый фильм Брюса Уиллиса. Критики говорили, что тот года будет годом «Звездных войн» с их первым эпизодом. И первый эпизод Саги был куплен для нашего проката, а вот «Матрица» и «Шестое чувство» в официальный прокат вышли в 2000 году.

Это фильм, который нужно открывать для себя. И дело там не только в шокирующей концовке, но и в смысловой нагрузке этого фильма. Собственно, жанр этого фильма определен как мистическая драма, а не триллер. Много номинаций на "Оскар", и ни одного награждения.

 

3 « ТАИНСТВЕННЫЙ ЛЕС» (США, 2004 год).

Великий индиец Шьямалан продолжает творить историю кино. Но зрители это кино не оценили так, как «Знаки», которые вышли годом раньше. Но сцена с крылом самолета в кадре выглядит совершенно замечательно.

 

4 «ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ЛИЦА» (США).

Вообще –то у детектива и должен быть неожиданный финал. Но опять же этот неожиданный финал идет от Честертона – другого классика детектива и вообще классика мировой литературы. Именно он и установил, что главный убийца этот тот, кого все видят, и кого никак не заподозришь в убийстве. Кевин Спейси совершает камбек дважды в кино став совершенно неожидаемым преступником.

5 классических фильмов с неожиданным финалом.

5 «ДРУГИЕ».

Режиссер, который стоит на антиклерикальных и атеистических позициях показывает, что творчество иногда бывает больше самой идейной позиции. И выдает абсолютно религиозный фильм, переворачивая история про призраков с ног на голову. Получается изящно и вполне страшно. Точнее, даже безнадежно. Одна из лучших ролей Николь Кидман. Полный перевертыш истории про призраков.

Самые масштабные фильмы мирового кино.

 

Вспомним сегодня самые масштабные фильмы мирового кино.

Добавлю, самые масштабные фильмы, снятые безо всяких компьютерных спецэффектов. Появление компьютерных технологий сильно облегчило жизнь кинематографистов, теперь можно нарисовать айсберг, с которым столкнулся «Титаник», можно нарисовать целое войско Саурона, или создать даже целую Вселенную.

Но мы вспомним фильмы, которые снимались, когда компьютеров не было в помине, или когда они занимали целую комнату, и в кинематографе их совсем не использовали.

И ведь умели снимать так, что это было масштабно и достоверно. Наверное, и в этом тоже состоит ремесло режиссера.

 


1 «Броненосец «Потемкин» и «Октябрь».

Грандиозные эпопеи Сергея Эйзенштейна, которые были сняты в дозвуковую эпоху. Кадры из «Октября», сняты насколько достоверно, что многим они кажутся документальными. Про сцену на Потемкинской лестнице даже говорить не хочу. Эти фильмы еще и показатель того, что русская, советская, если хотите, школа киноискусства обогнала в те годы голливудскую школу. Дальнейшему развитию монтажа аттракционов «помешало» звуковое кино. Визуальный ряд начал уступать звуковому ряду. Но это уже другая история.

Стивен Спилберг повторил тот фокус с цветовым пятном, как и Эйзенштейн в «Потемкине», и до сих пор не могу забыть девушку в красном пальто в фильме «Список Шиндлера».

 

2 «Илья Муромец» (1956).

Масштаб этой картины удивил даже Голливуд. Именно в те годы Голливуд переживал период пеплумов, где требовалось огромная массовка.

Но массовые сцены удивили даже Голливуд. В них участвовало более ста тысяч человек массовки.

Кудесник Александр Птушко создал настоящий батальный шедевр, который впечатляет до сих пор. Подобные сказочные фэнтази безумно дороги в производстве. И поэтому они стали выпускаться только в эпоху компьютерной графики. Но наш советский фильм – первая ласточка в этом ряду.

 

3 «Бен – Гур» (1959).

Безусловно, один из самых масштабных фильмов мирового кино, как по хронометражу, так и по эпическому охвату событий, показанных в фильме.

Гонка на лошадях захватывает до сих пор. И до сих пор удивляешься тому, как это снято. Это одна из самых эпичных сцен в мировом кино.

Попытка переснять этот фильм уже в наше время обернулась коммерческим провалом. Уильям Уайлер, безусловно, один из самых выдающихся режиссеров мирового кино.

 

4 «Война и мир» (1965).

Сцена Бородинского сражения – одна из самых грандиозных батальных сцен мирового кино. Аустерлиц в этом фильме – это просто какое –то первое блюдо перед Бородинским сражением. Понятно, что на эту картину работала почти вся страна. Но это не умаляет гения Бондарчука, и его гениальную работоспособность, который смог осилить эту глыбу.

Удивительно, что его кандидатуру в качестве режиссера - постановщика предложила Екатерина Фурцева, которая была тогдашним министром культуры. Ее сейчас много ругают, мол, в искусстве не разбиралась, была партийным функционером, которая нужна была для демонстрации равенства полов. Но в данном случае она четко разобралась какого режиссера нужно выбрать. Вполне возможно, сработала женская интуиция.

Только съемочный период картины занял три года.

Гений Бондарчука отдал немало сил этой картины, и даже пережил остановку сердца на съемках фильма.

 

5 «Бег» (1970).

Алов и Наумов первыми экранизировали пьесу Булгакова. Вторым был Гайдай. Гайдай же мечтал и экранизировать «Бег», но Алов с Наумовым его опередили. У них получилось грандиозное полотно, которое невозможно забыть. В том числе, и благодаря грандиозным массовым сценам.