Почему фильм «Туманность Андромеды» так и остался односерийным.
Создатели фильма «Туманность Андромеды» хотели снять две серии. Но сделать это так, чтобы второй фильм продолжал первый фильм. То есть, выпустить их не в одном сеансе, а сначала выпустить первую серию, затем вторую.
Интерес к фантастике был в те годы очень велик, роман Ефремова гремел. Казалось бы, решение создателей было очень верным, как с коммерческой, так и с творческой части.
Но на экраны вышла только одна серия этого фильма. Продолжительность серии 75 минут. Затем фильм был подвергнут цензурным правкам, и укоротился до 68 минут.
Вторая серия так и не была снята.
Официальное объяснение этого довольно слабенькое: умер Сергей Лукьянов, который в картине играл главную роль. Я не верю в это объяснение.
Мне кажется, было три причины, по которой не была снята вторая серия фильма.
Первая причина: некоторыми своими массовыми сценами фильм напоминал творение Лени Рифеншталь. Массовый зритель это не считывал, но в идеологическом отделе ЦК все понимали. И складывалась очень нехорошая ассоциация.
Тем более, что и массовый зритель видел фильм «Обыкновенный фашизм». Очень нехорошее пересечение документальных кадров из фашисткой Германии постановочных кадров из светлого коммунистического будущего.
Уверен, таких кадров бы не было, если бы фильм снимали на крупной студии. Но снимали на Киевской студии, а ей многое прощалось в те годы.
Вторая причина – это начавшееся гонение на фантастику и лично на Ивана Ефремова. После Праги начали закручивать гайки. В сфере кино начали закручивать гайки вдвойне. Все же, самое массовое искусство. Фантастика стала казаться очень неблагонадежным жанром. По сути, разрешено печатать Беляева и Казанцева. Остальные авторы выходили в журналах. Стругацкие не печатались десять лет.
Тут огромное поле для исследований. Но фильм явно пал жертвой гонений на фантастику.
Третья причина: разгромные отзывы критиков на первую часть. Я здесь не говорю об отзывах зрителей и прокатных результатах. Но фильм явно пришелся не ко двору. И критика была единодушна со зрителями.
Экранизацию сочли слабой, и вторую часть решили не снимать.
Сейчас фильм остается интересным документом эпохи, попыткой снять космооперу с помощью фанеры, картона и замаскированного танка «Т – 34». И рассматривать этот фильм нужно как документ.