«Старый новый год» - вторая и последняя работа Олега Ефремова в качестве режиссера кино. По сути, это был перенос знаменитого спектакля МХАТа на кинопленку. Разумеется, с определенными изменениями.
Тут нужно понимать, что пьеса, по которой был поставлен фильм, была написана еще в 1967 году.
И никогда не была бы поставлена ни в одном театре, если бы не Олег Ефремов – большой друг Михаила Рощина, автора пьесы.
Михаил Рощин подписывал все обращения интеллигенции к партии и правительству, и за это был вычеркнут из профессии. Если бы не его друг Олег Ефремов, то судьба многих его произведений не была бы такой счастливой.
Рощин несколько лет провел вне профессии. И «Старый новый год» вернул его в профессию.
Это, по сути, продолжение большого пути русской сатиры, начатой еще Фонвизиным. Едкая сатира в адрес, как интеллигенции, так и пролетариата, нашего гегемона. Правда, в отношении гегемона сатира чуть помягче, ведь Петр Себейкин работает в артели, то есть, он – люмпен – пролетарий.
Сатира начисто исчезла в кинопостановке, где осталось место лишь мягкому юмору.
Сатира осталась только в отношении Петра Щербакова, и его персонажа. Сложный персонаж, некая пародия на славянофилов. Причем, дату отчета партийного славянофильства вполне можно назвать вполне точно. Этой май 1941 года, знаменитая статья Сталина в журнале «Большевик», где Сталин громит самого Энгельса.
С этих самых пор в партии есть такое течение, как славянофилы, оно усилилось в годы Хрущева, в годы Брежнева это движение было как оппозиционным, так и вполне себе нормальным. Все мы ездим по «Золотому кольцу», так вот это результат деятельности таких вот современных славянофилов.
В фильме делается жесткое открытие. Что люмпен – пролетарий, что интеллигент одинаково не очень образованы, не блещут интеллектов. И что простительно работники артели, то не очень простительно инженеру – изобретателю.
Но по фильму выходит, что все они - выходцы из народа.
Фильм вообще говорит о таком явлении как мещанство, следуя традиции Булгакова, Зощенко.
Любопытно, что актеры, игравшие на сцене МХАТа перекочевали и в кинопостановку. Только Олег Ефремов, игравший Себейкина на замене, не сыграл в картине никакой роли.
Но свидетели говорят, что в театре актеры играли гораздо лучше. Здесь же все отмечают роль Евгении Евстигнеева, который гениально играл и там, и тут.
Следует отметит и то, что фильм, как и всякое новогоднее кино, снимали летом, благо, это интерьерное кино. И только проезды Полуорлова сняли зимой. Кстати, снимали за две недели.
Вячеслав Невинный подряд снялся в двух герметичных фильмах, то есть, в фильмах, где все действие происходит в замкнутом помещении, и в классическом порядке. Первый фильм – это рязановский «Гараж».
Фильм «Старый новый год» - это классика телевизионного кино. А песни в исполнении Никитина знают и те, кто не видел фильма.
Фильм, который возвращает нам атмосферу и дух того времени.