Скажем прямо, когда Алла Сурикова пытается играть на поле психологического кино про русскую душу, тут она полностью проигрывает многим режиссерам.
Фильм «Чокнутые» пытается быть не просто комедией, не просто развлечением, а быть фильмом с претензией на некое философское обобщение. И это самый главный минус фильма. Комедия как низкий жанр чужда дидактике полностью.
Это так сказать, общие выводы.
А частные очень простые.
Снова режиссер снимает комедию про некое техническое новшество, которое изменить жизнь. На этот раз про строительство первой русской дороги. Это фантазия на то, как это могло бы быть. Хотя, конечно же, этого никогда не было. И снова это трюковая и эксцентрическая комедия.
Из минусов отмечу также многочисленные падения персонажей. Когда в фильме встречается одно – два падения это совсем не утомляет, но когда этих падений множество, то они превращаются в заезженный штамп, и уже не хочется смеяться, насколько эти падения утомляют.
И еще один минус, это пересказ старых анекдотов, «с бородой». Это анекдот про агента, которого отправляют сначала под видом миллионера, а затем нищего.
И особенно, анекдот про карты. Только в оригинале в карты играл Чапаев.
Иногда отдельные сцены фильма хороши. Актеры играют хорошо. Но в целом, фильм вызывает противоречивые ощущения.
Он очень неровен.
И весь наполнен ощущением времени. А в то время была парадигма, что заграница нам поможет, так неактуальная сейчас.
В чем же загадочность русской души? В том, что тайный агент может стучать на своих товарищей, и при этом быть хорошим другом. Что русские дороги такие, что на них разваливаются кареты. Что без взяток, приписок, мздоимства у нас не создашь ни одно доброе дело. Или, что даже взяточники у нас люди с душой.
Но главное, нам сам Бог помогает. Как главным героям, которым он присылает на помощь ангела.
Огромным плюсом выступает герой Николая Караченцова. Как по мне, так они с Сергеем Степанченко во многом тащат на себе весь фильм, держат его на себе, как герой Степанченко держал на себе мост.
Любопытно, что во многом роль Караченцова повторяет его же роль «Человека – боя» из «Двух стрел», только там прогрессивность персонажа была со знаком минус, а тут со знаком плюс.
Также плюсом, выступает музыка Гладкова, и песня, которую исполняет Николай Караченцов.
А также несколько актеров в необычных образов. Во главе, конечно, выступает Михаил Боярский в роли императора.
И все же, сейчас фильм, по моему мнению, можно смотреть только из чувства любви к знаменитым актерам, или из чувства ностальгии.
С другой стороны, хорошо, что в такое смутное время снимали такие фильмы, которые наполнены оптимизмом. За этот оптимизм можно сказать авторам фильма спасибо.