воскресенье, 19 сентября 2021 г.
Фильм "Господин Великий Новгород" - не самый известный фильм о войне.
суббота, 18 сентября 2021 г.
Лучшие роли в кино Романа Карцева.
Настоящий актер, настоящий одессит, из тех, что произносит свой город через буквы «э». И настоящий человек.
В кино актер снимался не так много, как бы нам этого хотелось. А главных ролей у него и вовсе не было. Но он из тех актеров, который доказывает своим существованием на экране, что не бывает маленьких ролей, а бывают маленькие актеры.
Актер всю жизнь хотел сниматься в кино, но кино долгие годы не замечало актера. Да и слишком не типажен он был для советского кинематографа, а ниша «маленького человека» в советском кинематографе была занята такими титанами, как Зиновий Гердт и Ролан Быков. Первый успех пришел к актеру, когда ему уже было под пятьдесят лет. Затрудняюсь сказать, сколько всего фильмов в биографии актера, поскольку некоторые фильмы, которые фигурирует в официальной биографии, это просто записи эстрадных номеров и миниатюр. Три фильма из четырех, сняты Эльдаром Рязановым. Знаю многих зрителей, которые не принимают его позднего творчества. Но именно в поздний период своего творчества Рязанов открыл нам Романа Карцева.
1 «Собачье сердце» (1988 год).
Каноническая экранизация только что ( на тот момент) опубликованного произведения Михаила Афанасьевича. Канонический подбор ролей, абсолютная удача в малобюджетном телевизионном кино. Реплики Швондера разобрали на цитаты. Улицы опустели во время премьеры. Наверное, последний случай, когда к экранам телевизора прильнула вся страна. И повод для внимание было кино, а не политическое событие. И страна узнала, что тот актер, что говорит про раков, может, не только про раков, а может и играть серьезные роли. Швондер – наставник Шарикова. Так и получилось. А потом разруха в головах и клозетах. И швондеры оказались неистребимыми, а профессоров Преображенских все меньше и меньше.
2 «Небеса обетованные». (1991 год).
Самый титулованный фильм Эльдара Рязанова на Национальной премии «Ника». Сам режиссер удивлялся только тому факту, что Лия Ахеджакова была награждена за роль второго плана, вроде бы, как у нее роль там главная. Роман Карцев там сыграл яркого персонажа, еврейского скрипача, который дружит с таким же бомжем, но националистом.
Вообще –то, это библейская история, пересказанная на современный лад. Вроде бы, присутствует и чернуха, и мат, но есть и огромный рязановский оптимизм. По сути, последний советский фильм.
Можно долго спорить по поводу главного образа, но вспомните несколько скандалов этого года. И поймете всю актуальность этого фильма.
Кстати, герой Карцева произносит самую гениальную реплику фильма.
За эту роль он получил приз "Кинотавра".
3 «Предсказание» (1993 год).
Фильм Рязанова в жанре мистической драмы с очень жестким выводом, что палачи живее всех живых. Роман Карцев играет там записного либерала, и опять же, по нынешним временам, очень живой образ. Этот образ - вроде бы, злобная карикатура, но со вкусом. Жаль, что этот фильм мало кто видел.
4 «Старые клячи» (2000 год).
Опять же, здесь небольшая роль. Роман Карцев играет здесь роль героя – любовника, единственная такая роль за всю его карьеру. И у него получается. Радуешься, что его герой наконец –то воссоединиться со своей возлюбленной. Лучший фильм Рязанова в его поздний период творчества.
Мы не забудем великого артиста. И он по праву артист, ведь это слово образованно от слово "искусство".
Юрий Демич: известный актер злоупотреблял алкоголем.
ЮРИЙ ДЕМИЧ.
Сейчас это имя скажет уже немногое. Но в советские годы это был популярный актер, который много и успешно снимался, и играл на сцене БДТ.
Но именно с родного театра началось его падение.
В 1988 году актера неожиданно уволили из Театра. Официальная причина увольнения состояла в нарушении трудовой дисциплины. Проще говоря, он в пьяном состоянии не вышел на сцену, сорвал спектакль. Безусловно, ЧП, но, как говориться, районного масштаба. Звезда имел право на такое нарушение. Но тут его уволили. Есть версия, что он, срывая спектакль, подрался в пьяном виде с влиятельным чиновником, и это затем аукнулось актеру. Есть версия, что у Товстоногова лопнуло терпение. Ни один успешный театра, не взял бывшую звезду БДТ в труппу. И он устроился на работу в Театр имени Ермоловой. Театралы знают, что это тогда был за театр. Правда, в труппе театра состоял Олег Меньшиков и Татьяна Догилева. Но театр не блистал в те годы.
Конечно, это была трагедия для актера, который был предан родному театру, но его спасали съемки в кино, и гастрольные поездки.
Ролей было много. Типаж не слишком хорошего человека был тогда востребован. Актер умел привести себя в хорошее состояние для съемок в кино.
Но он все равно продолжал пить и гробить свое здоровье .
Особенно, он запил после своей попытки вернуться в БДТ. Но Кирилл Лавров, будучи худруком, не взял Демича обратно. Впереди его бежала его репутация.
Неизвестно, как бы сложилась его судьба, если бы актер не скончался в 1990 году совсем неожиданно. Актеру врачи запрещали пить давно, но он не слушался их запретов. Официальная причина смерти – разрыв сосудов пищевода, и долгое ожидание «скорой помощи».
Юрий Белов: актер злоупотреблял алкоголем.
ЮРИЙ БЕЛОВ.
Он стал кумиром народа, можно так сказать, вслед за Гурзо. По крайней мере, хронологически.
И, как и Сергея Гурзо, его погубил алкоголь. Он тоже не прошел испытание медными трубами. У него тоже было амплуа «своего парня», простого и надежного. Такие и нужны тогда были нашему кино.
Неудивительно, что актер много снимался в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов. И большинство фильмов вошла в золотой фонд советского кино.
После каждых съемок бывали банкеты. И актер злоупотреблял алкоголем, но не больше других актеров. Его погубили роковые слова про Генсека, который он сказал за банкетным столом.
Все вроде бы были своими, но актер после этих слов тут же, загремел в психушку.
Есть версия, что попал он в психиатрическую клинику после неудачной попытки самоубийства.
Его состояние и так было не слишком стабильным до попадания в это заведение, а там актера просто сломали.
Он стал страдать амнезией, просто забывал текст роли, и главные роли для него были заказаны. В нашей стране к человеку, попавшему в психиатрическую клинику, относятся, как к некоему дурачку, и ставят клеймо "псих". Юрий Белов испытал на себе это отношение.
С 1972 года, и до конца своих дней он не сыграл ни одной главной роли. Да и эпизодических ролей было мало.
Актер работал в Театре киноактера, но денег там платили мало, и он подрабатывал частным извозом. Все эти годы он много пил. Только теперь уже пил по причине нереализованности в кино.
Любопытно, что последний раз он в снялся в фильме «Двое и одна», где снялись Бурков, Майорова. И двух его партнеров по съемкам этого фильма тоже погубила извечная русская привычка.
Сам Юрий Белов скончался 31 декабря 1991 года, и, разумеется, в те годы смерть актера прошла незамеченной зрителями. И как и многих актеров его вернул зрителю Леонид Филатов. И мы поняли, благодаря его передаче, что мы потеряли не просто хорошего актера, но и замечательного человека. Он не матерился, не делал в своей жизни никому зла, был примерным семьянином.
Сергей Гурзо - актер, который злоупотреблял алкоголем.
СЕРГЕЙ ГУРЗО.
Наверное, нам сложно понять сейчас значение этого актера. Для зрителей начала и середины пятидесятых годов, он был и Шварцнеггером, и Гойко Митичем в одном флаконе. И, безусловно, он был одним из самых обожаемых актеров. Понять уровень обожания Сергея Гурзо сейчас сложно, ибо тогда все же зрители были немного другие. Фильмы с участием актера «Застава в горах», «Бедные люди» зрители смотрели и пересматривали. Главной ролью актера так и стала первая роль Сергея Тюленева в фильме «Молодая гвардия».
Но пик его карьеры продолжался всего лишь 8 лет.
А дальше режиссеры перестали приглашать актера именно из-за злоупотребления алкоголем. А злоупотреблять он начал именно из-за обожания зритель. Каждый хотел выпить со знаменитым актером, который еще и был фронтовиком, инвалидом войны.
Началом конца блистательной кинокарьеры стала картина «Дело было в Пенькове». Актер очень хотел получить эту роль. Но его оговорили перед Станиславом Ростоцким. Сказали, что актер много пьет, и постоянно срывает съемки. И тот не взял его на главную роль, сделав выбор в пользу Тихонова.
Тот был другом Гурзо, но Гурзо после этого прервал отношения с Тихоновым, обвинив его в том, что тот говорил его. Этой версии всю жизнь придерживался и сын Гурзо.
В реальности такой поступок совсем не похож на поступок Тихонова, который, например, хотел сыграть роль Гоши, он же, Гога, но не смел попросить о пробе у Меньшова. Но это в скобках.
Просто в своих неудачах люди порой видят козни и подножки близких людей. Таким был и Гурзо.
И началось падение некогда знаменитого актера.
Сама Фурцева, в бытность министром культуры, занесла актера в список тех актеров, которых не положено было снимать. Он наговорил ей много слов, когда пришел просить квартиру.
В ту пору у актера уже была семья, а он, продолжал жить в коммуналке.
Фурцева отказала актеру в его просьбе. Причем, в очень неделикатной форме.
И тот сказал ей в глаза, что он про нее думает. Фурцева отомстила ему бюрократическим способом.
И кино закончилось для актера. Против танка не попрешь, как и против решения Фурцевой.
Опять же, эта история из области легенд. Возможно, актер объяснял этой историей то, что его не снимали в кино. А в кино не снимали актера, благодаря сложившейся репутации пьяницы, и человека, который может сорвать съемки.
Конечно, кино – дело государственное, но режиссер, съемочная группа рискует своими премиями, и гонорарами, если кино не будет снято в срок. Никто не хотел рисковать своими деньгами, ради знаменитого актера.
На жизнь Сергей Гурзо зарабатывал себе на концертах. И, кстати, очень неплохо.
Но и здесь алкогольная зависимость тоже сказалось. Иногда актер мог не выйти на сцену по причине своего пьяного состояния.
В прессе появился фельетон на эту тему. Тогда такие фельетоны были приговором. Гурченко и Бернес выстояли и после этих фельетонов. Но тут вопрос в силе характера. Гурзо не нашел в себе силы превозмочь свою зависимость.
И кино окончательно оказалось закрытым для актера. Актер пробовал себя в другом творчестве. Выпустил сборник стихов.
Пытался начать жизнь заново. Переехал в Ленинград, завел там новую семью, не разведясь со своей первой женой.
Но каждый раз получалось только хуже. Первая жена выписала его из квартиры, и актер оказался без места жительства.
Сергей Гурзо совершенно не следил за своим здоровьем. Он перенес много микроинсультов. Но не обращался к врачам.
В шестидесятые годы его перестали уже узнавать на улице. В сентябре 1974 года его сердце остановилось. Актер не дожил до своих сорока восьми лет всего несколько дней.
Ни одного объявления о смерти актера не было в печати, но зрители все равно пришли проститься с любимым актером.
Яркое начало, блистательные роли, и печальный конец.
Схожесть и разность судеб актрис Екатерины Деревщиковой и Нонны Мордюковой.
Схожесть и разность судеб актрис Екатерины Деревщиковой и Нонны Мордюковой.
Судьбы двух актрис поражают сходство и, затем, совершенно несхожестью судеб в дальнейшем.
В конечном итоге, Нонна Мордюкова стала большой звездой нашего кино, и остается ее доныне.
Екатерина Деревщикова тоже стала большой звездой, но сумела сохранить свой статус недолго. Только на протяжении нескольких лет.
Схожесть в том, что обе актрисы были ученицами Сергея Герасимова. И, по слухам, он увлекся каждой из своих учениц.
Именно Герасимов помог Деревщиковой получить роль в фильме «Каменный цветок». Но это, опять слухи.
И тут уже не слухи, а свидетельства очевидцев. Во время съемок фильма Деревщикова начала вести себя как большая звезда. И дерзить Тамаре Макаровой, которая являлась ее курсовым мастером, а по совместительству, женой Герасимова.
Именно Тамара Макарова потребовала затем убрать актрису из ВКИГА. Она не сумела простить связи ученицы и собственного мужа.
И это была точка падения Екатерины Деревщиковой.
Она окончила Школу – Студию МХАТ. Но свой звездный статус удержать не сумела.
И свои дни она закончила забвение.
История отношений Нонны Мордюковой и Сергея Герасимова широко известна. Герасимов всерьез сватался к Нонне Мордюковой. То есть, повел себя вполне честно. Но она не любила Герасимова.
И это решило ее судьбу. Макарова поняла поведение Мордюковой. Она закончила ВГИК. После ВГИКА стала успешно сниматься.
Вышла замуж за Вячеслава Тихонова. Но брак ее был несчастлив. Как и у Екатерины Деревщиковой.
Тут в жизни актрисы была схожесть. Все их отношения с мужчинами заканчивались разрывом.
И была еще одна схожесть. Увы, трагическая. У каждой актрисы был единственный сын. И каждый из сыновей рано покинул мир. Причем, каждый по роковой случайности. Сын Деревщиковой не лечил обыкновенную простуду, и она прогрессировала. Сын Мордюковой скончался от наркотиков. По крайней мере, таковы слухи.
Но схожесть во внешних обстоятельствах. А какая несхожесть в обстоятельствах профессиональной карьеры.
Мордюкова сумела выдержать испытание славой – самое трудное испытание. И выдержала она искушение Сергея Герасимова. Ей это обошлось дорого: она лишилась заветной роли, роли Аксиньи. Но отказ от предложения Герасимова не повлиял роковым образом на карьеру актрисы.
Гений всегда найдет дорогу.
Вполне возможно, что Деревщикова не была гением. Но была талантливой актрисой. Вот только в обстоятельствах с Герасимовым она не сумела повести себя правильно. Она не только стала любовницей режиссера. Но и сумела дерзко повести себя с женой, забывая о своем статусе. И заплатила за свое поведение. Вся ее дальнейшая карьера полетела под откос.
Вполне возможно, что она совершила один только поступок, сдерзила Тамаре Макаровой. Но этот поступок, эта дерзость определили всю жизнь актрисы.
Эта дерзость стала поворотной точкой судьбы актрисы. Она и сама об этом не знала. В тот момент она пребывала на вершине блаженства и успеха. Но судьба уже сделала поворот вниз. И никто этого не заметил.
Один поступок может изменить всю жизнь.
И только гении могут менять обстоятельства всей жизни.
Сложно говорить, что было бы, если бы Мордюкова приняла предложение Герасимова. Но я с уверенностью могу сказать, что в любом случае, мы бы имели великую актрису. Только с еще большим количеством ролей.
Мордюкова повела себя достойно, как человек. Она прошла испытание славой, быстрой карьерой, преодолела все на своем пути, и пришла к своему зрителю Пришла, чтобы остаться в его сердце навсегда.
Деревщикова же осталась звездой своей эпохи, которая сияла на звездном небосклоне совсем недолго.
Судьба великой гайдаевской троицы.
Великая гайдаевская тройка изначально была обречена, ибо Леонид Гайдай грезил о славе Ивана Пырьева. Он хотел стать и великим комедиографом, и человеком, который бы смог адаптировать великую русскую классику к большому экрану. Напомним, у Пырьева хорошо получалось и то, и другое. Но главное, Пырьев был великим наставником Гайдая. Это он наставил его на путь комедии.
Поэтому тройка для режиссера Гайдая была способом получить дальнейшую работу, закрепить за собой репутацию режиссера -постановщика. А уж затем снимать серьезные фильмы. Но знаменитая тройка стала для него главным детищем.
Скажу сразу же, Гайдай не был таким человеком, как Пырьев. Пырьев мог отстаивать молодых режиссеров, мог видеть в них гениальные зачатки. Гайдай же, ругал последними словами фильмы своих молодых коллег Меньшова и Шахназарова. Да фильмы не последние, а «Любовь и голуби», и «Мы из джаза», которые он называл неудачными комедиями. Обсуждать ему приходилось, поскольку Гайдай был одним из руководителей объединения, в которых эти фильмы создавались.
Любопытный факт, как только умер Пырьев, Гайдай вдрызг разругивается со своими соавторами сценария Слободским и Костюкевичем. И с момента смерти Пырьева у Гайдая исчезают удачные оригинальные комедии. Последняя суперудачная комедия «Бриллиантовая рука» снята еще при Пырьеве.
На самом деле, Пырьев поддержал Гайдая во всех его начинаний. Тройку он придумал после прочтения какого-то фельетона. Иван Парьев, как руководитель «Мосфильма» нашел формат, в котором была возможна реализация сценария про «Пса Барбоса» и «Самогонщиков». Короткометражку не имело смысла снимать самостоятельно, и эта короткометражка – часть одного киноальманаха «Совершенно серьезно», куда также вошли короткометражки нескольких режиссеров.
Также, Пырьев полностью поддержал Гайдая, когда тот захотел снять полный метр про положительного комедийного героя. Но именно Пырьев настоял, чтобы Гайдай включил туда новеллу с приключением знаменитой тройки.
К слову, и саму тройку в классическом составе создал Пырьев. Причем, в приказном порядке. Он издал приказ, что Гайдай должен снимать Евгения Моргунова. На роль Бывалого претендовали двадцать актеров, Гайдай видел в этой роли Пуговкина. Но Пырьев приказал снимать Моргунова.
Зачем и почему? Это до сих пор непонятно, ибо этот актер на тот момент не был известным, и снимался в основном в маленьких типажных ролях, и был далек от комедии.
К слову, Евгений Моргунова считают человеком, который разрушил знаменитую тройку. Отношения Моргунова с Гайдаем не сложились изначально. Моргунов обижался, что ему меньше всего уделяется внимания. Гайдай не любил наглого Моргунова с его выходками.
Моргунов имел право на обиду. Гайдай уважал Никулина и Вицина, Моргунова же терпел только ради знаменитого образа. Его терпения хватило на две полнометражные картины. Далее, он прост выгнал Моргунова с чернового просмотра «Кавказской пленницы». Говорят, он привел поклонниц на этот просмотр. Гайдаю это не понравился. Плохая примета, когда фильм видят посторонние люди, и он выгнал поклонниц, а вместе с ними, и Моргунова. И больше не снимал его ни в одной своей картине.
Для Моргунова – участие в гайдаевской тройки было звездным часом. Он много снимался и после, но вспомнить можно только роль в «Покровских воротах».
Никулин и дальше продолжал сотрудничать с Гайдаем. Сотрудничеству мешала работа в цирке. Но больше всего с Гайдаем сотрудничал Вицин.
Судьба актеров гайдаевской тройки сложилось по разному.
Юрий Никулин, по праву, получил все почести, и всю славу. Он стал единственным актером во всей истории России, обращение о смерти которого для «дорогих россиян» озвучил сам Президент России. Чего уж говорить о том, что на его последнем юбилее танцевал мэр Москвы со сломанной ногой. А люди шли прощаться с Юрием Никулиным три дня, настолько много было желающих.
Моргунов был сам виноват в том, что отношения не сложились. Он эксплуатировал свой образ Бывалого, зарабатывал на нем, приплетал коллег, но никогда ничего не выделил им из своих трофеев. Хотя, очень часто он просил трофеи, и за себе, и за Труса, и Балбеса.
Кроме этого, он любил жестокие розыгрыши, и часто разыгрывал Никулина.
Он не получил звание "Народного артиста СССР" - единственный из всей тройки. Обижался на это.
Никулин пробовал общаться с Вициным, но тот был абсолютно нелюдимым человеком, и отношения тут тоже не сложились. Но они уважали друг друга.
Вицин и Моргунов были совершенно разными людьми. Вицин был бескорыстным человеком. Он не хотел даже, чтобы ему дома делали ремонт за бесплатно, и убивали тараканов.
Моргунов же любил все получать на халяву. После его смерти в квартире нашли склад ненужных вещей, которые он всегда тащил с концертов.
Никулин дружил со всей властью. Моргунов этого хотел, но власть не хотела дружить с ним. И полностью проигнорировала его похороны.
На похороны Вицин ни пришел ни к Никулину, ни к Моргунову. Не потому что не уважал их, а потому что считал тело только материальной оболочкой, и не считал смерть чем -то страшным.
К власти он относился равнодушно. Звание "Народного артиста СССР" он получил уже под занавес Советского Союза. Просто не придавал значения этим званиям.
К слову, Вицин - единственный человек, который мог останавливать съемки Гайдая, чтобы заняться йогой. Только ему это прощал Гайдай, понимая гениальность и уникальность этого актера.
Но Нонна Викторовна Мордюкова насмехалась. "Что ты, за мужик такой! Не выпьешь толком с тобой!".
Леонид Гайдай хотел сказать новое слово в кино. Но с экранизацией «Бега» не получилось. Новый директор «Мосфильма» отдал право на экранизацию пьесы Булгакова Алову и Наумову. Зато получилось с Ильфом и Петровым, и с тем же Булгаковым, и Зощенко. Сценарии этих фильмов были написаны Гайдаем с Вадимом Бахновым, который хорошо чувствовал, как нужно адаптировать эти произведения для экрана. Эти фильмы пользовались бешенным успехом.
Но Гайдая очень задело, что «Иван Васильевич» занял второе место по результатам проката, а первое место заняли «Джентельмены удачи», которые эксплуатировали идею комического трио.
Дальше Гайдай хотел экранизировать Гоголя, и потерпел на этой почве полный крах. «Инкогнито из Петербурга» оказались самой неудачной комедией Гайдая.
В целом, комедии Гайдая после «Инкогнито» пользовались успехом, но вряд ли их можно назвать триумфом, а Гайдай в середине, и в конце шестидесятых был кассовым лидером.
Любопытно, что и Моргунов, и Вицин до конца их дней, заботились о своих первых женах, которые были намного их старше. Такое вот совпадение.
Но в жизни актеров гайдаевской тройки было и еще одно общее совпадение. Все они ушли из жизни через два года после друг друга. В 1997 году ушел из жизни Никулин, в 1999 году Моргунов, и в 2001 году Вицин.
Гайдай так и не сыскал славы режиссера драматических фильмах.
Пытались задействовать эту тройку и другие режиссеры, но все это было не то, а просто эксплуатация полюбившихся зрителю образов. Но любопытен тот факт, что Рязанов задействовал тройку в полном метре на год раньше, чем Гайдай. Фильм «Дайте жалобную книгу» вышел в 1964 году. Тройка Никулин – Вицин – Моргунов все равно остается гайдаевской, хотя, к ее созданию причастен и Иван Пырьев, и сценаристы Костюковский и Слободской. И мы, зрители, все равно будем любить эту тройку, потому что она нам дарит радость и смех.