Настоящий актер, настоящий одессит, из тех, что
произносит свой город через буквы «э». И настоящий человек.
В кино актер снимался не так много, как бы нам этого
хотелось. А главных ролей у него и вовсе не было. Но он из тех актеров, который
доказывает своим существованием на экране, что не бывает маленьких ролей, а
бывают маленькие актеры.
Актер всю жизнь хотел сниматься в кино, но кино долгие годы
не замечало актера. Да и слишком не типажен он был для советского
кинематографа, а ниша «маленького человека» в советском кинематографе была
занята такими титанами, как Зиновий Гердт и Ролан Быков. Первый успех пришел к
актеру, когда ему уже было под пятьдесят лет. Затрудняюсь сказать, сколько
всего фильмов в биографии актера, поскольку некоторые фильмы, которые
фигурирует в официальной биографии, это просто записи эстрадных номеров и
миниатюр. Три фильма из четырех, сняты Эльдаром Рязановым. Знаю многих
зрителей, которые не принимают его позднего творчества. Но именно в поздний
период своего творчества Рязанов открыл нам Романа Карцева.
1 «Собачье сердце» (1988 год).
Каноническая экранизация только что ( на тот момент)
опубликованного произведения Михаила Афанасьевича. Канонический подбор ролей,
абсолютная удача в малобюджетном телевизионном кино. Реплики Швондера разобрали
на цитаты. Улицы опустели во время премьеры. Наверное, последний случай, когда
к экранам телевизора прильнула вся страна. И повод для внимание было кино, а не
политическое событие. И страна узнала, что тот актер, что говорит про раков,
может, не только про раков, а может и играть серьезные роли. Швондер –
наставник Шарикова. Так и получилось. А потом разруха в головах и клозетах. И
швондеры оказались неистребимыми, а профессоров Преображенских все меньше и
меньше.
2 «Небеса обетованные». (1991 год).
Самый титулованный фильм Эльдара Рязанова на Национальной
премии «Ника». Сам режиссер удивлялся только тому факту, что Лия Ахеджакова
была награждена за роль второго плана, вроде бы, как у нее роль там главная.
Роман Карцев там сыграл яркого персонажа, еврейского скрипача, который дружит с
таким же бомжем, но националистом.
Вообще –то, это библейская история, пересказанная на
современный лад. Вроде бы, присутствует и чернуха, и мат, но есть и огромный
рязановский оптимизм. По сути, последний советский фильм.
Можно долго спорить по поводу главного образа, но вспомните
несколько скандалов этого года. И поймете всю актуальность этого фильма.
Кстати, герой Карцева произносит самую гениальную реплику
фильма.
За эту роль он получил приз "Кинотавра".
3 «Предсказание» (1993 год).
Фильм Рязанова в жанре мистической драмы с очень жестким
выводом, что палачи живее всех живых. Роман Карцев играет там записного
либерала, и опять же, по нынешним временам, очень живой образ. Этот образ -
вроде бы, злобная карикатура, но со вкусом. Жаль, что этот фильм мало кто
видел.
4 «Старые клячи» (2000 год).
Опять же, здесь небольшая роль. Роман Карцев играет здесь
роль героя – любовника, единственная такая роль за всю его карьеру. И у него
получается. Радуешься, что его герой наконец –то воссоединиться со своей
возлюбленной. Лучший фильм Рязанова в его поздний период творчества.
Мы не забудем великого артиста. И он по праву артист, ведь
это слово образованно от слово "искусство".