Михаил Козаков родился в один день с Михаилом Лермонтовым, а свое имя получил не в честь отца, известного советского писателя, а в честь не менее, а гораздо более, знаменитого писателя Михаила Зощенко.
Его актерская судьба складывалась благополучно. Уже в 22 года он играл Гамлета на прославленной сцене Театра Маяковского, а его дебют состоялся в фильме «Убийство на улице Данте». А еще через несколько лет он стал не просто знаменитым актером, а кумиром, сыграв злодея Педро Зурито из «Человека – амфибии». Злодей - то злодей, но скрывалось за этим злодеем очарование зла. К тому же, чувствовался потенциал Козакова как драматического актера. Ведь его образ в тексте довольно примитивен. Но заслуга актера, что этот персонаж получался объемным.
Но за внешним благополучием Михаила Козакова, очевидно, скрывался внутренний конфликт. Актер хотел быть не просто красавцем. Отсюда и его метания. Он постоянно менял театры, каждый раз выбирая прославленный коллектив.
Он мечтал о режиссуре. И не сразу же добился на право самостоятельной постановки.
Причем, в качестве дебюта он выбрал пьесу «Безымянная звезда», которая на тот момент была в репертуарах многих театров. Но Козаков сделал собственную трактовку этой пьесы. И фильм получился классический, про то, что у звезд есть свои маршруты, и они не сходятся с маршрутами простых людей. Грустная, но очень тонкая история, снятая буквально за копейки.
Но и в режиссуре его ждали громкие успехи. А успехи сменялись фильмами, которые зрители не увидели, или не оценили.
Здесь, и экранизация «Тени», которую сравнивали с первой экранизацией, а Даля сравнивали с К. Райкиным, и экранизация «Визита дамы».
Все фильмы он снял для телевидения. А затем начались девяностые, и зрители знали одно, что актер уехал в Израиль. Кино в России фактически на тот момент кончилось. Один из последних советских фильмов с участием актера «Дураки умирают по пятницам» - это тихий ужас.
Затем актер вернулся, был востребован на сцене, был успешен в кино, снялся в нескольких успешных фильмах, сыграл с успехом короля Лира. И очень переживал. Его последнюю режиссерскую работу «Очарование злом» показали лишь однажды на канале Культура. А планировали показать по каналу «России». И этот фильм прошел незамеченным зрителям. Хотя, фильм на вечную для всех творцов тему. Невероятно точно снятый и невероятно мудрый. Но он пришелся не ко двору на тот момент.
Думаю, что этот не успех ускорил кончину актера. Он сильно переживал, что постоянно показывают его первые режиссерские работы, а его поздние режиссерские работы остались незамеченными. Хотя, они не хуже. Просто они жестче. Это уже не просто лирические фильмы, а очень жесткие высказывания.
Актера нет уже 10 лет. Про его кончину много писали. Грустно, что у наших кумиров бывают такие финалы. Но его роли продолжают жить, его фильмы продолжают смотреть, его программы как чтеца русских поэтов можно пересматривать вновь и вновь, а его поздние режиссерские работы – это terra incognita для зрителя. И эту неизведанную землю еще предстоит открыть. А значит, зрителя ждет восторг и удивление.