воскресенье, 10 октября 2021 г.

Александр Лыков: он преодолел увлечение алкоголем.

 

АЛЕКСАНДР ЛЫКОВ.


 

Знаменитый Казанова сам признавался в своих интервью, что имел пагубную привычку. Сначала актер выпивал от безденежья и невостребованности в профессии.

А затем начал выпивать, что к нему, как и к другим актерам сериала «Улицы разбитых фонарей» пришла неземная слава. Если раньше милиционеры принимали Александра за гопника, то теперь принимали его за своего. Актер говорит, что и принимали их как космонавтов. И не было никакой речи, что бы пройти по улице неузнанным. В этом году исполнилось ровно 20 лет с начала показа сериала по Первому каналу, который тогда носил название ОРТ. Показывать сериал стали по технической необходимости. 17 августа 1998 года с деноминированным рублем случилась большая беда, поэтому не было возможности купить планируемый латиноамериканский сериал.

Собственно, и с Александром Рогожкиным, режиссером первых серий знаменитого сериала, Лыков и встретился в какой –то забегаловке. Они вместе выпили, и актер убедил режиссера, что таким и должен быть представитель правоохранительных органов.

Образ артиста в жизни стал образом его героя. И все этому образу поверили. Даже Андрей Кивинов, автор сценария сериала, который прекрасно знал, как выглядят настоящие оперативники, смирился с этим образом.

Кстати, этот образ Лыкова затем использовал Дмитрий Нагиев в первом сезоне сериала «Каменская». Оперативники не могут ходить с длинными волосами, заплетенными в хвостик. Но это так, в скобках, просто устав им не позволяет. Оперативник ты, ли нет, но ты обязан соответствовать регламенту.

Актер утверждает, что актеры пьют, потому что таким способом они пережигают адреналин, который получает во время работы над ролью. Но теперь актер предпочитает пережигать адреналин с помощью спорта.

Три вещи помогли актеру преодолеть пагубную привычку. Он близко столкнулся со смертью. Умирал его лучший друг. Когда –то он был бандитом, затем стал монахом. И он почувствовал свою смерть. И Александр осознал, что смерть – это реальность. Во – вторых, рядом с актером находилась любящая жена. И в третьих, он глубоко и серьезно поверил в Бога. Насколько сильно, что хотел стать монахом. Но понимал, что монашество не для него.

Сейчас актер очень востребован, и переживает расцвет в своей карьере. Большим успехом обернулась для него роль в сериале «Неуловимые», где он играет вора в законе с душой.

АЛЕКСАНДР ЛЫКОВ.

Знаменитый Казанова сам признавался в своих интервью, что имел пагубную привычку. Сначала актер выпивал от безденежья и невостребованности в профессии.

А затем начал выпивать, что к нему, как и к другим актерам сериала «Улицы разбитых фонарей» пришла неземная слава. Если раньше милиционеры принимали Александра за гопника, то теперь принимали его за своего. Актер говорит, что и принимали их как космонавтов. И не было никакой речи, что бы пройти по улице неузнанным. В этом году исполнилось ровно 20 лет с начала показа сериала по Первому каналу, который тогда носил название ОРТ. Показывать сериал стали по технической необходимости. 17 августа 1998 года с деноминированным рублем случилась большая беда, поэтому не было возможности купить планируемый латиноамериканский сериал.

Собственно, и с Александром Рогожкиным, режиссером первых серий знаменитого сериала, Лыков и встретился в какой –то забегаловке. Они вместе выпили, и актер убедил режиссера, что таким и должен быть представитель правоохранительных органов.

Образ артиста в жизни стал образом его героя. И все этому образу поверили. Даже Андрей Кивинов, автор сценария сериала, который прекрасно знал, как выглядят настоящие оперативники, смирился с этим образом.

Кстати, этот образ Лыкова затем использовал Дмитрий Нагиев в первом сезоне сериала «Каменская». Оперативники не могут ходить с длинными волосами, заплетенными в хвостик. Но это так, в скобках, просто устав им не позволяет. Оперативник ты, ли нет, но ты обязан соответствовать регламенту.

Актер утверждает, что актеры пьют, потому что таким способом они пережигают адреналин, который получает во время работы над ролью. Но теперь актер предпочитает пережигать адреналин с помощью спорта.

Три вещи помогли актеру преодолеть пагубную привычку. Он близко столкнулся со смертью. Умирал его лучший друг. Когда –то он был бандитом, затем стал монахом. И он почувствовал свою смерть. И Александр осознал, что смерть – это реальность. Во – вторых, рядом с актером находилась любящая жена. И в третьих, он глубоко и серьезно поверил в Бога. Насколько сильно, что хотел стать монахом. Но понимал, что монашество не для него.

Сейчас актер очень востребован, и переживает расцвет в своей карьере. Большим успехом обернулась для него роль в сериале «Неуловимые», где он играет вора в законе с душой.

суббота, 9 октября 2021 г.

Юрий Богатырев: он страдал алкогольной зависимостью.

 

Продолжаем вспоминать актеров, которые злоупотребляли алкоголем.


 

Сегодня вспомним Юрия Богатырева.

Юрий Богатырев – веха в истории нашего кино. Редкий актер, чьи роли попали в десятку. Штольц из великого фильма Никиты Михалкова, который мечтал стать Обломовым на экране. В жизни он был гораздо больше Обломовым, чем Штольцем. В нем была русская мечтательность, красота русской души, а не голый немецкий прагматизм. Но он мог сыграть все, что угодно, и кого угодно. Актер от Бога, или актер божьей милости, как про таких говорили в старые времена.

И, увы, этого актера тоже не обошла извечная русская проблема с алкоголем.

Удивительное дело, но великий актер большую часть своей короткой жизни прожил в общежитии.

Удивительное дело, он учился на одном из самых талантливых курсов в знаменитой «Щуке», и первым со своего курса стал знаменитым.

Но актер был очень несчастным, не смотря на свою популярность.

Многие связывают его проблему с алкоголем с его личной жизнью. Не секрет, что маленький Юра Богатырев предпочитал мужской одежде девичьи платья, а нормальным пацанским игрушкам куклы. Он не играл с пистолетами и автоматами. И это очень не нравилось его отцу. Он хотел вырастить из своего парня настоящего мужика, продолжателя военной династии. В семье офицера должен расти правильный пацан.

И отец отправил своего сына на исправление, а именно в Нахимовское училище. Наверное, непродолжительное время, которое Юрий Богатырев, провел в училище, стало самым несчастным временем в его жизни. Его там избивали, и мать забрала сына из училища через полгода.

Но Юрий всегда хотел, чтобы его родители гордились ими. Поэтому, когда он стал знаменитым актером, он всегда начинал разговор со своей матерью примерно следующим образом: С вами говорить Лауреат Государственной премии, Заслуженный артист РСФСР… Тому есть множество свидетельств, тонкие стены театральной общаги совсем не скрывают тайн.

Кажется, на этом все беды Богатырева должны бы и закончиться. Но… По воспоминанию биографов актера Юрий Богатырев подвергся насилию со стороны своего преподавателя. Они утверждают, что преподаватель то ли изнасиловал один раз актера, то ли подвергал его постоянному растлению.

Свидетельства разные.

Так или иначе, Юрий Богатырев стал знаменитым актером. Он с первого раза поступил в «Щуку».

И прославила его роль настоящего героя боевиков в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих…». Для этой роли актер сбросил более 10 кг. Выяснилось, что он даже не умел правильно сжимать кулак для удара. Нужно было его сжимать так, чтобы не поранить пальцы. Но Юрий Богатырев был настоящим актером. И если нужно было делать это в кадре, он это делал по – настоящему. Не умел скакать на лошади, но быстро научился это делать. Сбрасывал вес, и быстро набирал его.

Падал с обрыва в ледяную воду. Мог утонуть, мог получить воспаление легких.

Не пользовался на съемках услугами дублера.

Но свою единственную травму на съемках он получил от удара женщины. А именно от Нонны Мордюковой на съемках "Родни". Удар этот не был запланирован в сценарии. Просто сценарист и режиссер были мужчинами, а Нонна Мордюкова поняла, что именно такой и должна быть реакция бывшей тещи.

Юрий Богатырев получил небольшое сотрясение мозга, и ушиб части туловища. Хорошо хоть, эту сцену сняли с одного дубля.

 

К восьмидесятым годам он стал одним из самых популярных актеров страны. И, увы, одним из самых пьющих.

Ситуация усугубилась во МХАТЕ, где существовал основной принцип: Кто не пьет – тот продаст.

И если в «Современнике» пили после спектаклей, то во МХАТЕ пили во время спектаклей, до спектаклей, во время репетиций, и рюмку чая частенько заменяли коньяком, который подходил по цвету. Свидетельств тому было масса.

Во МХАТе Богатырев, вроде бы, и играл много, задействован был во многих спектаклях, но все же, основное его качество во МХАТе состояло в том, что он был дублером Иннокентия Михайловича Смоктуновского и Александра Калягина. И это тоже не могло не угнетать актера. Ему хотелось быть премьером, как и любому актера. Это призвание, по определению, очень амбициозное.

Во МХАТе он и нашел своего партнера, которым оказался администратор этого театра. Они вместе с ним не только пили, но и сожительствовали, по многочисленным утверждениям очевидцам.

Сексуальная ориентация угнетало актера, еще и потому что в начале восьмидесятых годов власти официально начали бороться с гомосексуалистами в творческой среде, и режиссера Карагоцкий и Параджанов получили реальные сроки.

Конечно же, это было связано с тем, что власти не могли наладить положение дел в стране, и вело охоту на ведьм, стреляло из пушки по воробьям, такими «воробьями» частенько становились, то каратисты, то гомосексуалисты. Статья существовала давно, но применять ее начали именно во восьмидесятые годы.

К восьмидесятым годам относятся и два брака актера с женщинами.

Первый брак актера его друзья объясняют его боязнью получить срок за гомосексуализм, а вот второй брак актера был по настоящей любви. К сожалению, он был не зарегистрирован, и женщины не было рядом с актером в момент его смерти.

Есть версия, что своим первым браком он хотел помочь женщине, на которой он женился. Но на тот момент и актер, и его избранница жили в одном общежитии.

Но оба брака не спасали актера от злоупотреблений алкоголя. В середине восьмидесятых годов это была уже настоящая беда. Проблема еще и в том, что актер частенько мешал алкоголь с антидепрессантами. А это и так увеличивало его давление. Актер страдал гипертонией.

В середине восьмидесятых годов он получил небольшую квартирку. И в его квартире собирались часто разные странные компании.

Любил актер пить и в одиночестве. Знаком того, что он пьет в одиночестве было то, что он звонил своим друзьям по ночам, и жаловался им на жизнь.

В тот роковой день 2 февраля 1989 года он вместе с компанией. И в этой компании ему стало плохо. Надо отдать должное этой компании, они вызвали ему врача. И именно врач «скорой помощи» совершил роковую ошибку. Он ввел в организм актера неправильные лекарства, которые и привели к шоку и смерти актера. Врача не предупредили, что актер принимал антидепрессанты.

На похоронах актера случился скандал. Один из этой компании пришел на похороны в пальто Юрия Богатырева. Его квартира была разграблена. Причем, разграбили не только ценные вещи, но и картины Юрия Богатырева.

Он так и не дожил до своей первой персональной выставки. Она случилась после его смерти.

 

В советском кино было много талантливых актеров, но никто из наших великих актеров не умел так плакать в кадре, как Богатырев, и никто так часто не менял свой вес.

В последние годы он выглядел ужасно. И это было заметно даже на экране. Актер был недоволен качеством предлагаемых ему ролей. Но он хватался за любую работу, потому что он считал, что должен работать. И актерство для него было смыслом всей его жизни.

Актер был одинок, не смотря на то, что его окружало множество людей.

Его предполагаемый партнер, тот самый администратор МХАТА пережил Юрия на четыре года. Официальная причина его смерти – СПИД.

Его мать очень жалела, что он не женился на Наталье Гундаревой. Она считала, что та держала бы его в ежовых рукавицах, и была бы ему настоящей женой. А Юрий Богатырев всю жизнь боялся свою однокурсницу...

 


Фрунзик Мкртчян: он страдал алкогольной зависимостью.

 

МГЕР МКРТЧЯН (ФРУНЗЕ)


 

Актера все звали просто Фрунзик Мкртчян, хотя назвали его Фрунзе в честь Михаила Фрунзе. А армянское имя у него было Мгер.

Очень сложно говорить об алкогольной зависимости актера, потому что он был кавказским человеком. А у кавказских людей употребления вина – это вполне нормально. Но УПОТРЕБЛЕНИЕ у них нисколько не ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ!

В данном случае речь идет именно о злоупотреблении.

Причем, друзья Фрунзе из числа кавказцев не любят рассказывать о проблемах актера.

Хотя, об этих проблемах знала вся Армения, и обсуждала эти проблемы порой больше, чем другие проблемы.

Нужно понимать, что Фрунзе МКРТЧЯН – это не просо великий актер, а один из тех людей, который выразил национальный дух своей страны.

Зрители запомнили актера по двум его гениальным ролям в комедии «Кавказская пленница» Леонида Гайдая и в фильме «Мимино» Георгия Данелия.

Ролей могло бы быть гораздо больше. Но все знали, что Фрунзик очень много выпивает. И большие роли играть не способен, потому что у него был тремор рук, и большие проблемы с запоминанием текста.

Он способен был играть только у режиссеров с жесткой железной волей, таких как Гайдай, или Данелия, или с режиссерами, с которыми у него складывались партнерские отношения. Именно режиссеры этих двух типов и раскрыли талант великого актера.

Гайдай, Данелия были жесткими в отношении алкоголя, у них был сухой закон.

Алла Сурикова устанавливала партнерские отношения. Она просто выпивала вместе с Фрунзиком. Таким образом, ему доставалось меньше алкоголя.

Такие же отношения у него были и с Роланом Быковым. Однажды он подарил актеру ящик с водкой. А к утру этот ящик с водкой оказался пустым.

Безусловно, Фрунзе мог сесть за руль пьяным. И друзья вспоминают, как он не мог однажды вылезть из машины, потому что заснул за рулем пьяным. Разумеется, никто из актера за езду в пьяном виде не штрафовал.

Показателен пример Георгия Данелии. Он увидел на съемках «Мимино», что Фрунзик в сценах с танцами перебрал алкоголя, и взял с него слово, что одиннадцать съемочных дней тот не возьмет в рот ни капли.

Фрунзе сдержал свое слово. Хотя, ему было сложно. Но не пил Кикабидзе. Не пил и Мкртчян.

Но далеко не все режиссеры были такими, как Данелия.

К тому же, у Фрунзе было соответствующее амплуа: это, как бы сейчас сказали, «лицо кавказской национальности».

Кино за большим носом и внешностью Фрунзе не разглядело в нем гениального актера. Но у него была отдушина в этой жизни. Театр, который он любил больше всей своей жизни. И жители со всего Советского Союза приезжали, чтобы посмотреть на спектакли, где блистал Фрунзе.

У него были поводы, чтобы выпивать. Это, прежде всего, проблемы в личной жизни.

Первый брак был довольно скоротечным. Второй брак продолжительный. Поначалу это была невероятная история любви. Его жена Донара была актрисой, Фрунзе помогал ей делать карьеру. Вместе они снялись в «Кавказской пленнице». Но затем у Донары начались проблемы со здоровьем. Она начала патологически ревновать Фрунзе ко всем женщинам. Врачи поставили ей диагноз – шизофрения.

Это было еще не самое страшное.

Самое страшное было то, что эта болезнь по наследству передалась сыну.

И мать, и сын долгое время проводили в психиатрической клинике, где даже не узнавали друг друга. Актер все силы отдал на лечение сына. Но результатов лечение не дало.

Третий брак актера тоже закончился крахом. Супруга была намного младше актера.

Не удивительно, что он мечтал о такой жене, как героиня Галины Польских в фильме "Суета сует", и даже делал ей предложение выйти за него.

Проблемы с алкоголем привели осенью 1993 года к клинической смерти актера. Но врачи тогда вытащили его с того света. Но он вспоминал о том, что в состоянии клинической смерти он видел прекрасное место. И мечтал туда вернуться.

В конце жизни у Фрунзе было много поводов, чтобы выпить. Работы в кино не было. Его родная Армения переживала массу проблем. Самолеты из Еревана улетели тогда переполненными людьми.

Люди стояли, чтобы улететь из республики, где деревья были спилены, чтобы топить дома.

Именно в это время, под Новый 1994 год Фрунзе уходит в свой последний запой. Он скончался 29 декабря 1993 года в своей холодной квартире. Его нашел родной брат.

Весь Ереван, и вся Армения провожала в последний путь великого актера 31 декабря 1993 года. Ему было всего 63 года.

Олег Ефремов: он страдал алкогольной зависимостью.

 


 

Сегодня мы поговорим только об одном актере, который стоит десятка других, потому что этот актер выразил наш национальный дух, как никто другой. Таких актеров можно пересчитать на пальцах одной руки.

А вот театральный деятель такой только один.

Это ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ ЕФРЕМОВ. Актер, который не сыграл ни одной отрицательной роли на экране, или даже не сыграл ни одного противоречивого образа на экране. Актеры равные ему играли порой противоречивые образы, как Сергей Бондарчук Годунов которого все же неоднозначный персонаж, или Тихонов, который убедительно сыграл негодяя. Но только Ефремов и Баталов на экране были положительными персонажами.

Олег Николаевич Ефремов - гений русского театра, и русского кино второй половины двадцатого века. Имя Станиславского было написано на знамени Ефремова. Приверженцем его системы Олег Николаевич был всю жизнь, и он доказал жизнеспособность этой системы.

Но и его не обошла стороной известная русская болезнь.

Говорят, он начал пить очень рано, еще до того, как задумал стать актером. А курить начал еще раньше. И с сигаретой, как и с рюмкой не расставался всю свою жизнь, не смотря на все свои проблемы со здоровьем.

Поразительное обстоятельство, которое трогает лично меня. Не смотря на количество любимых женщин, не смотря на детей, внуков, друзей, актер последние годы жил вместе со своим престарелым отцом, который полностью взял на себя заботы о своем сыне. Девяносто летний человек заботиться о семидесятилетнем сыне.

Ефремов, лидер по своей природе, был вожаком во всем. Основанный им театра «Современник» называли не только самым талантливым театром, но и самым пьющим театром страны. Но тогда все эти застолья были вполне понятны: актер был еще молодым и полным планов.

У Ефремова быстро получилось создать один из самых популярных театров в стране. В этом театре все творили и все выпивали, от плотников до ведущих актеров.

Нужно признать, что официальные власти все прощали Олегу Ефремову. Прощали и за «Голого короля», и за чтение Солженицына в открытую, хотя в конце шестидесятых за это можно было попасть в тюрьму, и за поддержку «пражской весны», за его убежденный антисталинизм в годы застоя.

Но власти приготовили для Ефремова очень хитрую ловушку. Они доверили ему МХАТ, который был главным театром страны. Ефремов принял театр, полный планов. Но его тут же, ждал удар: его единомышленники по «Современнику» отказались идти следом за ним. Возник конфликт со знаменитыми мхатовскими стариками. Ефремов выдержал все удары.

Но в запои в тот период он уходил все чаще и чаще.

При этом, первый период запоя для Ефремова был крайне плодотворным временем. А затем его творческая активность затухала. Свои запои он называл «путешествиями».

Про загулы Ефремова ходят легенды по Москве. Власть все прощала Ефремову. Ибо МХАТ был придворным театром в те годы. И действовал в правильном русле, как при Леониде Ильиче, так и при Михаиле Сергеевиче. Ефремову приходилось бороться с цензурой, и доходить до самого верха.

Собственно, именно в годы горбачевской перестройки происходит раскол МХАТА, и вся история театра разделяется на «до» и на «после». Это глубокая трагедия для всего нашего искусства. Копья вокруг этой трагедии ломаются до сих пор. Правда, думаю, лежит по середине.

МХАТ – периода девяностых годов это театр с глубоко больным худруком, и с очень плохой посещаемостью.

Еще одна особенность Олега Ефремова – это некий фаворитизм. Особенно, в отношении актрис. Все знали, какая актриса была его очередной фавориткой. Но только до девяностых годов – это были просто личные фаворитки Ефремова, а в девяностые годы эта фаворитка фактически правила театром. И все об этом знали. Она делала все от лица худрука, а худрук или лечился, или был в запое.

Гастроном возле его дома называли «ефремовским».

Всю свою жизнь Олег Николаевич интересовался больше всего театром. Всех своих жен он отбил у своих друзей и товарищей.

Но всю свою жизнь он не сорвал ни одной репетиции, и ни одной съемки в кино. Он пахал как каторжный всю свою жизнь, и отстаивал на практике свои принципы правдивого искусства.

Подавляющее большинство своих ролей в кино он сыграл на «Мосфильме», или на студии имени Горького, потому что не мог покидать свой театр, который любил больше всего на свете.

Александр Володин – его приятель и собутыльник – рассказывал историю, как Ефремов однажды проснулся в его квартире и заплакал от счастья, потому что он подумал, что оказался в вытрезвителе, и не нужно идти на службу в театр.

О пьянстве актера мы многое знаем из рассказов его сына. Например, он легально разрешил Михаилу попробовать портвейн еще в подростковом возрасте. И сам сын продолжает выпивать до сих пор.

Но Ефремов был гением, а его сын является просто талантливым типажным актером.

Ефремов был тихим пьяницей, и никаких скандалов себе не позволял, хотя имел большой, по тем временам, статус члена ЦК, и мог позволить себе многое. Но никаких скандалов, он предпочитал беседовать со своими друзьями за выпивкой.

Полагаю, что пьянство для актера было некой отдушиной, потому что все остальное время было занято театром и огромной работой.

Многие его бывшие женщины дают интервью. И все указывают на то, что Олега Николаевича в жизни больше интересовал театр. И помнить его мы будем по великим делам его на благо Отечества.

Григоре Григориу: он погиб в автокатастрофе.

ГРИГОРЕ ГРИГОРИУ.


 

Григоре Григориу – знаменитый советский актер молдавского происхождения. Родился в 1941 году в Молдавии. Всю жизнь был предан своей маленькой стране. И большая часть его кинокарьеры связана именно с фильмами молдавского производства.

Большинство его знает по сотрудничеству с Эмилем Лотяну. Он сыграл главную роль Лойко в его знаменитейшем фильме «Табор уходит в небо». Актер тут же стал, что называется секс – символом страны.

Самым знаменитым экранным цыганом.

Кстати, люди удивлялись тому факту, что этот фильм снят по ранним рассказам Горького. Классик соцреализма не ассоциировался у зрителей с жаркой любовной историей.

В дальнейшем продолжил сотрудничество с Эмилем Лотяну, снявшись в ряде картин режиссера. Но они не имели такого теплого приему у публики.

После распада СССР в графе его киноработ – прочерк, пробел.

Любопытно, что ушли они в один год с Эмилем Лотяну. Актер пережил его ровно на полгода. Лотяну умер в 2003 году, а свсем скоро Григориу погиб в автокатастрофе. В его машину врезалась «мазда», когда он уехал по трассе. Актер и два его попутчика погибли сразу же от травм, несовместимых с жизнью.

 

Актриса Майя Булгакова: она погибла в автокатастрофе.

 


МАЙЯ БУЛГАКОВА.

Наверное, одна из самых трагических советских актрис. Просто печать трагедии лежала на его лице.

Такие лица называли не советскими.

И актриса входила в списки тех, кого снимать было не положено.

Но ее снимали. Режиссеры понимали универсальность ее типажа, поэтому снимали много. Но главная роль была одна. В картине «Крылья». Зато, какая главная роль! Опять же, какое –то совпадение, что и Шепитько погибла в автокатастрофе. И Майя Булгакова.

Произошло это спустя 15 лет после гибели Ларисы Шепитько.

В 1994 году актриса вместе со своей подругой Любовью Соколовой ехала на благотворительный концерт. Они поймали попутку, частника. Тот врезался в железный столб. Водитель погиб на месте, Майя Булгакова умерла в больнице на шестой день после аварии. В сознание она так и не пришла. Любовь Соколова тоже тяжело пострадала.

Но более всего актрису задело то, что никто им не спешил на помощь, когда их зажало в искореженной машине.

Актрисе Майе Булгаковой было 64 года.

В последние годы она жила очень тяжело. Кино не снималось. И актриса жила на свою пенсию, и немного зарабатывала на концертах.

Замечу, что это авария очень похожа на ту, в которой позднее погибла Марина Голуб. Там тоже был виноват водитель, который занимался частным извозом. Поэтому лучше пользоваться услугами профессиональных таксистов.

Банально скажу, но это была актриса мирового уровня. Хотя почему мирового? Это была просто актриса, которую Бог, а если Вы агностик, то Природа, наделил уникальным даром. А наши кинематографисты использовали этот дар снисходительно и расточительно.

В Москве, где жила актриса большую часть своей жизни, нет ни одной памятной таблички.

пятница, 8 октября 2021 г.

Дилогия «Даки» и «Колонна» - легенда советского проката.

Дилогия «Даки» и «Колонна» - легенда советского проката.

 


Советские зрители не были избалованы жанром «пеплум». Собственно, до румынской дилогии в прокате демонстрировался только «Спартак». 

Причина этого вполне понятна: никто не покажет «Бен – Гура» по чисто религиозным соображениям.

Кстати, жанр этот породил Генрих Сенкевич, который имел российское подданство.

Жанр переживал расцвет в пятидесятые – шестидесятые годы. А наш зритель только мог читать об этом жанре.

И вот появились «Даки» и «Колонна». И эти фильмы имели оглушительный успех.

Насколько этот успех был оглушительным, свидетельствуют тот факт, что из этого фильма в советские дворы пришла вредная привычка играть в ножи.

Оба фильма сделаны Румынией, чей коммерческий кинематограф тогда переживал расцвет.

Конечно, появление этих фильмов свидетельствует о национальном комплексе. Страна, хоть и являлась одной из победительниц в каждой Мировой войне. Но всем была понятна цена этой победы.

А тут фильм про великое прошлое предков – румын, которые противостояли могучей Римской империи! Понятно, что этот фильм должен был тешить самосознание румын.

Два фильма сделаны в абсолютно разных жанрах.

Фильм «Даки» - это исторический боевик, в котором легко убиваются главные герои. Собственно, из четырех героев до финала доживал только один, это царь, который погибал в начале второго фильма.

Фильм «Колонна» -  это историческая драма, которая рассказывает о проникновение и синтезе культур.

Первый – динамичный фильм с небольшим хронометражом, и запоминающимися баталиями. Они уступают Голливуду, но, если вы не видели Голливуда, то эти сцены поражают воображение. Видно, что сделаны они хорошо, и это заслуга режиссера Николаеску, который является классиком румынского кино.

Вторая часть в двух сериях, и эта часть обращена, скорее, к другой аудитории. Любителям боевиков эта часть вряд ли понравиться. Это фильм, предназначенный для интеллектуалов. Фактически, боевые сцены здесь на втором, а то и третьем плане, а акцент сделан на сотрудничестве двух народов. Завоеватели здесь не исчадия ада, как могло бы быть, а вполне нормальные люди. Не случайно главный герой – здесь римлянин, цель которого окультурить народ даков.

Второй фильм имел успех, но гораздо меньше, чем первый фильм. Зрители все же с охотой ждали боевика, а не историческую драму.

В обоих фильмах есть мелодраматическая линия. Во втором фильме эта линия порой выходит на первый план.

В обоих фильмах нет главного героя. Здесь показаны судьбы нескольких персонажей. Причем, плохим персонажам отведено не меньше времени, чем хорошим персонажам. 

Как все это смотрится сейчас?

Скорее странно. И после голливудских фильмов не очень, скорее, из чувства ностальгии. Лезет в глаза очень поверхностный уровень режиссуры, где совершенно нет второго плана, а каждый персонаж несет свою функцию.

Нет яркого главного героя уровня Максимуса или Спартака. Да и Кирка Дугласа нет, равно, как и Рассела Кроу. Мне, как зрителю, хочется переживать персонажу. А здесь только самым поверхностным образом рассказывается их история. И иногда слишком быстро для того, чтобы вникнуть в нее.

Понимаю успех фильма в шестидесятые годы в советском прокате. Но, понимаю также, насколько с тех самых пор ушло кинопроизводство.

А батальные сцены, при всем уважении, далеко не как у Юткевича, Бондарчука или Эйзенштейна.

С другой стороны, есть крепкая режиссура и крепкая история, которая может удержать зрителя.