суббота, 6 ноября 2021 г.

Фильм «Два долгих гудка в тумане» - необычный советский детектив.

Фильм «Два долгих гудка в тумане» - необычный советский детектив.

 


Фильм «Два долгих гудка в тумане» не стал сенсацией советского проката, но вошел в историю нашего кино тем, что это был один из необычных детективов в истории советского кино.

Прежде всего, он стал необычным детективом, потому, что в нем нет милиционеров, следователей. В этом фильме вообще нет фигуры главного следователя. Формально, такой фигурой является капитан судна, но лишь формально.

В сюжете отсутствие органов власти объяснено: действие происходит на севере, на теплоходе, в самом конце навигации. А герои попали в водоворот загадочных событий.

И преступник здесь не задержан органами власти. Он ушел от властей. Но ушел лишь за тем, чтобы сам себя наказать. Таким образом, преступление и наказание здесь присутствует должным органом.

Необычность фильма еще и в том, что в фильме нет главного героя. Это ансамблевый фильм. Здесь есть много героев, у них не так много времени в фильме, но у всех у них есть одна яркая черта, поэтому они и запоминаются. 

 


Конечно, сюжет сделан под влиянием Агаты нашей Кристи. Наверное, этот сюжет был бы зарублен, если бы авторы задумали сюжет на несколько лет раньше. Но фильм был снят в начале восьмидесятых годов, когда советское кино взяло курс на развлекательное кино, и начало эксперимент с жанрами.

Фильм «Два долгих гудка в тумане» и является таким жанровым экспериментом. Детектив на фоне красивых северных пейзажей. Некоторые этот фильм называют первым нуаром. Но это те называют, кто не знают историю кино.

Прорывом этот фильм не стал, не смотря на необычность. И связано это, скорее, со средней режиссерской работой.

А еще с тем, что экспозиция в фильме длиться гораздо больше, чем основное действие. По сути, на протяжении 50 минут идет завязка картина. Такая завязка хороша для таких колоссов, как «Титаник». Но в этом фильме основное действие начинается на пятидесятой минуте, чтобы закончиться на семидесятой минуте. То есть, зритель ждет что чего –то начнется. А не начинается. А когда начинается, то очень быстро заканчивается.

Плюс, фигура преступника легко угадываема внимательным зрителем. Для жанра детектива это огромный минус.

Еще один минус – это совсем не женский фильм.

Тут пример. Не женский фильм – это и «Секреты Лос – Анжелеса». Но  с ярким женским пятном в виде Ким Бейсингер. 

Здесь же героини просто для статистики. Играть им абсолютно нечего. Просто нужны женщины. Они здесь есть. Даже две любовные драмы. Но они только обозначены. Не более…

Собственно, фильм не является психологическим детективом. Это скорее приключенческий детектив. Мотивации здесь явные и выпуклые. Они нужны только для сюжета, не более.

Какой –то перебор и с культурными работниками. Здесь и писатель из Москвы, и режиссер Дома культуры. Как –то много для такого фильма.

Вообще, самые классные актеры в этом фильме – это Демьяненко и Ефимов. Они своим закадровым озвучанием делают этот фильм.

В целом, фильм необычный для советского детектива. Но на этом и все. За пределы среднего фильма он не выходит.

Не слишком понятен и короткий хронометраж фильма. Почему нельзя было сделать фильм длинной в 90 минут? Тогда бы можно было полнее раскрыть характеры персонажей и не делать события столь сумбурными.

Фильм не создал тенденцию в советском кино, и остался неким жанровым реликтом.  Вполне возможно потому, что этот эксперимент не вызвал большого зрительского отзыва.  

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий