пятница, 6 августа 2021 г.

Советские фильмы - катастрофы. Краткий обзор.

 

В советские годы в кино царила теория соцреализма и мнение, что советская техника самая надежная. Два этих столпа мешали развиваться советскому жанру «фильма – катастрофы». За долгие годы можно вспомнить только фильм «Неповторимая весна», где была эпидемия холеры, но сама ситуация с катастрофой имела там крайне подчиненный характер.

Помог нам Голливуд. В начале семидесятых годов там вышло несколько заметных фильмов в этом жанре. Эти фильмы стоили больших денег, фактически, эти фильмы были первой ласточкой, когда появились фильмы – аттракционы. Но главное, эти фильмы имели грандиозный успех у зрителей всего мира. А в нашей стране они имели грандиозный успех у одного только зрителя. И этим зрителем был Леонид Ильич Брежнев.

Именно с его подачи и было принято решение о том, чтобы снять первый фильм – катастрофу. И таким фильмом стал фильм «Запас прочности», который получил прокатное название «Экипаж».

Бюджет, правда, был совсем не большим. Была помощь от Аэрофлота, но закончилась все печально. Киношники, по глупости, сожгли реальный, но списанный самолет. Поэтому, большую часть действия снимали на макетах. А ведь фильм и до сих пор смотрится. Благодаря даже не спецэффектам, а тому, что Александр Митта был (и есть) поклонник Хичкока. А заповедь того гласит, что страшна неизвестность за дверью, и режиссерское мастерство и состоит в том, чтобы как нужно показать открытие этой двери. Поэтому, в фильме «Экипаж» главным является не показ стихии и катастрофы, а показ того, как люди справляются со сложной ситуацией.

По сути, фильм «Экипаж» - не совсем фильм – катастрофа, а производственная драма, в которой есть элементы этого жанра. Некий синтез.

Успех «Экипажа» превзошел все ожидания.

После этого был снят запрет на этот жанр.

Но никакого ренессанса не произошло.

Был еще фильм «34 скорый», довольно неплохое кино, но все же, проходное, про пожар в поезде. Сейчас, фильм помнится, благодаря актерским работам.

А главная железнодорожная катастрофа в СССР произошла по вине стрелочников, а не проводника.

Еще был фильм «Тревожное воскресенье» про пожар в трюме иностранного корабля, где находится наша ремонтная бригада. Тоже неплохое кино, но прорывом этот фильм назвать было нельзя. И прием у зрителей был крайне скромным.

Был фильм – катастрофа по реальным событиям «Прорыв», но фильм тоже прошел незамеченным.

Чуть большим успехом пользовался фильм «Поезд вне расписания» - некий парафраз «Сбежавшего поезда», только с молодежью вместо уголовников, и отличным актерским составом. Железнодорожники смотрели этот фильм, как комедию.

Был еще скромный малобюджетный «Размах крыльев». Тоже про предотвращение авиакатастрофы. Фильм запоминался своим актерским составом.

И на этом история советского фильма – катастрофы заканчивается.

Правда, одно «но».

Элементы фильма – катастрофы использовал Вадим Абдрашитов «Остановился поезд», «Армавир», совсем уж мистический случай с «Пьесой для пассажира». Там, напомню, играл Игорь Ливанов. Играл человека причастного к катастрофе поезда. А у него самого жена и дочь погибли в крупнейшей железнодорожной катастрофе.

Но все же, это были драмы, а не фильмы – катастрофы.

А затем советское кино кончилось. И надолго умер этот жанр.

четверг, 5 августа 2021 г.

Андрей Тутышкин: скоропостижная кончина актера и режиссера.

 

Жизнь Андрея Тутышкина доказательство правоты фразы Гамлета, что «у них любить умеют только мертвых». А актеров надо любить при жизни.

Сейчас критики называют его великим актером и замечательным режиссером. А при жизни актер имел только скромное звание «Заслуженного артиста РСФСР». И никакого другого звания. И всего лишь один скромный орден.

Зато его фильмы ругали критики. А сейчас они считаются классикой нашего кино. Но зрители любили все образы в кино актера Андрея Тутышкина. И зрители безоговорочно полюбили его фильмы. И продолжают любить его до сих пор.

Его прославил как актера фильм «Волга – Волга». Сейчас нельзя понять зрительскую любовь, которая свалилась на молодого актера. Но эта зрительская любовь была огромной.

В следующем своем кинохите «Сердца четырех» о предстал в неожиданном образе – в образе старика. И снова был гигантский успех.

 


Зато вот с его первой режиссерской работой связана огромная трагедия. Он поставил в 1941 году драму Лермонтова «Маскарад». Постановка удалась. Но спектакль в Театре Вахтангова шел совсем недолго. В июле 1941 года немецкая бомба попала в театр прямо во время представления. Погибло несколько актеров.

Но все равно, актер считался успешным театральным режиссером, а затем он решил попробовать свои силы в кино.

Сначала в месте с Николаем Досталем сняли фильм «Мы с вами где –то встречались». Это был триумф Аркадия Райкина в кино. Затем было несколько самостоятельных работ

. В их числе и гениальная экранизация оперетты Дунаевского «Вольный ветер» с Лионеллой Скирдой – Пырьевой и молодым Александром Лазаревым. Наверное, это была бы лучшая работа режиссера Андрея Тутышкина, если бы не экранизация еще одной оперетты «Свадьба в Малиновке». То была просто триумфальная экранизация, и успех был потрясающий.

И за этим и не разглядишь то, что Тутышкин несколько раз менял место работы.

Он не мог найти применение своему режиссерскому таланту. Он мотался между двух столиц. Выгнанный с «Мосфильма» он нашел пристанище на «Ленфильме».

После успеха «Свадьбы в Малиновке», его должны были засыпать предложениями о работе. Но следующую режиссерскую работу Тутышкин ждал четыре года. И фильм «Шельменко – денщик» стал последним для режиссера.

Ему было всего лишь 61 год, когда он скоропостижно ушел из жизни. Произошло это после юбилейного спектакля Аркадия Райкина – близкого друга актера. Актер пришел домой, и ему стало плохо. «Скорая помощь» могла констатировать только факт смерти от инфаркта. И это был уже второй инфаркт в жизни актера.

Говорят, могила актера и режиссера сейчас находится в плачевном состоянии. Но его фильмы продолжают любить зрители уже многих поколений. Наверное, это и есть главная награда для режиссера.

Вячеслав Чигарин: он был убит со своей семьей.

 

Он был убит со своей семьей.

Был ли Вячеслав Чигарин актером? На это, я думаю, можно ответить, нет. Он не был актером. И не хотел им стать. Но зрителям он запомнился по одной только роли в кино.

Из ПТУ он сразу же попал в актеры. Точнее, на роль можно сказать самого себя. В фильме «Афоня» он сыграл студента ПТУ. Ученика того самого Афони. Который, как все помнят, не хочет брать взятки от населения.

Тут нужно уточнить. Вячеслав Чигарин был рабочим, но рабочим высокого класса, он был часовщиком.

И Данелия пригласил его на еще одну маленькую роль. В фильме «Мимино» он сыграл роль мужа адвоката главного героя. Имени актера даже нет в титрах. Но роль запоминается, хотя там всего несколько секунд экранного времени.

Больше Чигарин к кино никакого отношения не имел.

Про его жизнь мы знаем мало. У него была семья. И, судя по всему, он преуспел в жизни. У него имелся материальный достаток.

А конец непрофессионального актера очень уж напоминает конец героев романа «Банда – 6». Судя по всему, именно факты убийства семьи Чигарина и легли в основу этого романа.

О деле Чигарина громко писала пресса. Даже по меркам тех лет, убийство семьи Чигариных было из ряда вон вопиющим фактом.

К чести следственных органов, дело об убийстве семьи Чигариных раскрылось быстро.

Актера, его жены и маленького сына убил друг актера. Именно с этим другом Чигарин хотел ехать на рынок за покупкой автомобиля. Он знал, что Чигарин хочет купить автомобиль и пошел на страшное преступление…

Тела Чигариных несколько дней пролежали в квартире на жаре…

Можно вспомнить только классические слова героя Вячеслава Тихонова. Иногда от человека остается одна только черточка между датами жизни и смерти. Но Чигарин сыграл роль, которая подарила людям радость. Точнее, прожил ее.

И совсем не его вина, что жизнь оказалась так к нему жестока.

Андрей Вертоградов: он скончался в нищете.

 


 

Про актера Андрея Вертоградова вспоминают редко. Пожалуй, на телевидении вспоминали в крайний раз, как про очередного мужа Людмилы Гурченко, с которым она рассталась из-за его проблем с алкоголем. При этом, Андрея почему –то называли «Александром».

Проблемы с алкоголем имели место в действительности. Но за этими проблемами можно разглядеть трагедию действительно талантливого человека.

Его карьера начиналась блестяще. Он был востребован и на эстраде и в кино. На эстраде, пожалуй, больше, ибо внешность актера была совсем не советской. Из-за этого в кино ему доставались специфические роли иностранцев, либо комедийных персонажей.

Самой известной ролью актера стала роль в фильме «Судьба резидента», где его героя соблазняла сама Эдита Пьеха. Позже актриса рассказывает, что ей сложно далась постельная сцена, и партнер очень здорово поддержал ее.

Эта же роль оказалась единственной главной ролью актера в кино.

Но нельзя не отметить его роль в фильме «Курьер», где он сыграл отца главного героя. Того самого, который подарил сыну незабываемое копье и знаменитый плащ.

Его жизнь с самого начала была борьбой на преодоление собственного недуга, которым актер страдал со студенческих лет. Это была болезнь позвоночника. Он мог бы стать переводчиком и отучился два года. Но страсть к сцене оказалась сильнее. Во ВГИКе его называли инвалидом. А он назло всем, продолжал получать профессию актера.

На эстраде он был универсальным артистом. Он и пел, и был комиком разговорного жанра, с успехом делал музыкальные пародии. Выступал очень много. Но, как правило, довеском. То есть, выступал в первом отделении. А во втором отделении выступал какой – то более знаменитый артист. Его имя и писали на афише более крупными буквами. А имя Вертоградова писали мелкими буквами.

В начале девяностых годов работы совсем не стало. Последняя роль в кино датирована 1993 годом. И на эстраде артист перестал выступать. Болезнь все же взяла вверх. Актеру совсем стало трудно ходить.К проблемам актера добавились проблемы жены, которая болела еще больше.

Ни одна государственная организация не помогала актеру. А помогали только люди: соседи и поклонники. Они в последние годы ходили за продуктами и лекарствами. Актеру трудно было спускаться за ними. Он жил на пятом этаже. Пенсии не хватало ни на что. Хотя, актер получил звание «Заслуженного артиста».

Он скончался в мае 2009 года. И никто не сообщил о его смерти. Поклонники артиста узнали о его кончине задним числом. Актеру было всего 63 года.

Но о нем помнят. И на его могиле появляются свежие цветы.

Марк Алисов: он покончил жизнь самоубийством.

 

Марк Алисов был многообещающим актером. Он был актером Театра Луны.

Актером, чей талант не сразу же разглядели. Сначала его не приняли ни в один из театральных ВУЗов. Ему пришлось служить в армии. Служба в армии дала актеру отличную физическую форму – а армии он начал активно заниматься спортом.

И после армии его легко приняли в Щукинское училище. А затем легко приняли в столичный театр.

Его карьера в кинематографе не слишком сложилась. Всего несколько ролей в сериалах, причем, не самых известных.

Зато его считали одним из самых красивых актеров современного российского театра. Перед его чарами не устояли ни Мария Порошина, ни Елена Захарова.

А он в качестве спутницы жизни выбрал простую женщину Ирину. И был некоторое время счастлив с ней в своей небольшой комнате, в которой прожил всю жизнь.

Но этот брак не сложился. Жена ушла от актера. Причем, дату для ухода выбрала не случайную: это был день его рождения.

Тут еще одно роковое совпадение. В комнате, где жил актер, произошел пожар. И эта комната выгорела буквально дотла. Сгорели все личные вещи актера.

Есть версия, что и жена Ирина, и мама актера были сильными женщинами. И попросту не могли поделить между собой любимого мужчину. Мама актера винит в его самоубийстве жену. Она говорила, что жена догадывалась о намерениях актера. И написала ему по телефону, что он должен жить. Причем, произошло это накануне самоубийства актера.

В день своей смерти, 1 мая 2009 года, актер был взвинчен, буквально бросался на свою мать. Та ушла в магазин. А когда пришла, то в квартире стояла тишина. Она думала, что сын просто прилег отдохнуть. А когда она спохватилась, то нашла сына в своей комнате повешенным.

Причем, была только единственная версия самоубийства актера: он не пережил уход жены.

В профессиональной сфере у него был подъем. Его заметили, и стали приглашать на роли в сериалах.

Актеру было всего лишь 39 лет. Все еще могло быть впереди...

Если бы не простые поклонники, то, наверное, никто бы не помнил про актера. А они и сейчас, 10 лет спустя, поддерживают личный сайт актера. Марка Алисова.

Александр Захаров: он прожил всего лишь 30 лет.

 

30 лет – именно столько прожил на этой земле актер Александр Захаров. Его имя сейчас относиться к полузабытым именам. Слишком много времени прошла со дня его скоропостижной кончины. И, понимаешь, насколько талантлив был этот актер, и сколько многое он мог бы еще сыграть. Но не сыграл.

И этого уже не изменишь.

Судьба его изначально складывалась благополучно. Его еще в подростковом возрасте заметили режиссеры, и пригласили сниматься в кино. Фильм «Война под крышами» стал одним из лучших в фильмографии актера. Равно, как и одним из лучших советских фильмов про войну.

Хотя, актер происходил из крайне простой семьи. И ничто не предвещало, что он станет актером. Он просто ходил в школьный театр, и это увлечение стало делом его жизни.

Были в жизни Александра Захарова минуты исканий и метаний. Актер хотел стать режиссером, и поступил на режиссерский факультет. Но после года учебы понял, что актерская профессия ему все же ближе, и перешел на актерский факультет.

Кажется, это была единственная проблема в жизни актера. Он был очень востребованным актером всю свою недолгую жизнь. Роли были часто не главные. Но иногда очень заметными.

Например, заметной стала роль в фильме «Рожденная революцией», где он сыграл того самого конвоира, который отпустил Пантелеева.

Также заметной стала роль в фильме про Шерлока Холмса, в одной из серий которого он снялся.

И в личной жизни у него было все хорошо. В браке с однокурсницей родилась дочь. Складывалась и общественная карьера актера. Говорят, что к тридцати годам он стал депутатом районного совета. Актера любили и уважали люди. Он был очень скромным человеком.

И не смотря на успехи в профессии, продолжал ездить в метро. Там и произошла трагедия. Актеру стало плохо. Он упал на пол. При падении получил роковую травму. Расследование показало, что именно эта травма и стала роковой.

Непонятно, почему с актером стало плохо. Говорят, что он был сильно загружен работой. Может быть, эта загруженность и привела к тому обстоятельству, что актеру стало плохо. Он был сильным молодым человеком. И строил планы на жизнь и на карьеру.

Фильмы с участием актера часто показывают по телевидению. Но вот про самого актера не снято ни одной передачи. А жаль…

Актер Сергей Зуев: он скончался от рака.

 

Продолжаем скорбный список актеров, которые ушли от нас из-за рака.

Сергей Зуев (1965 - 2015) не был актером по образованию. Он был театральным режиссером. Но так получилось, что он играл и в кино. Не много. Но и десять ролей – это тоже не мало.

Он был любимым учеником Андрея Гончарова. А это дорого стоит. И был вполне успешным театральным режиссером. Режиссер служил в Ермоловском театре. И его спектакли были самыми популярными в репертуаре этого театра.

Но и кино он тоже уделял внимание.

Его первая роль в кино – и тут же, главная роль в фильме «Когда опаздывают в ЗАГС». Очень несвоевременная картина, полная обаяния и оптимизма. Совсем без чернухи, что для 1991 года было нонсенсом.

И героя актера тут же запоминают зрители. Только вот проблема. В девяностые, и в последующие годы таких ролей в биографии актера больше не было.

Собственно, и всего ролей было около десятка. «Около», потому что, наверняка, были эпизоды, которые могли и не войти в официальную фильмографию актера.

И роли были соответствующие духу времени. Это бандиты, полицейские, бизнесмены.

Самым заметным фильмом был сериал «Империя под ударом».

Он был востребован в профессии. Он был счастлив в семье. У него была жена Наталья и четверо детей. Две девочки и два мальчика.

Ничего не предвещало беды. Но беда пришла неожиданно.

Врачи поставили диагноз «рак легких».

А вдобавок, был еще и тромбоз. Актеру удалили одну ногу, и часть другой ноги. Но – не помогло.

В последние годы жизни он провел в Карелии, лечился в Петербурге. Говорят, что любовь жены и ее забота помогла продлить дни актера. Он болел пять лет, и прожил гораздо больше, чем ему прогнозировали врачи.

Он очень любил Ладожское озеро, и завещал развеять свой прах над этим озером. Жена Наталья выполнила его завещание. Верность и мужество этой женщины поражает и впечатляет.

Актер ушел на пятидесятом году жизни.

Но его продолжают помнить.