суббота, 7 августа 2021 г.

Эпоха "оборонного кино" в СССР.

Эпоха оборонного кино – крайне короткая эпоха. Она началась в 1933 году, а закончилась примерно в 1939 года.

Всего в рамках концепции «оборонного кино» снято чуть более десятка фильма. Историки и киноведы тут расходятся в цифрах, и оценках того, или иного произведения как оборонного фильма.

Базисом, основой оборонного кино была военная концепция Советского Союза. Она была наступательной. И сводилась к тому, что если на нас нападут, то мы дадим отпор. Война будет наступательной. Будет вестись малой кровью, и концепция диктатуры пролетариата завершит эту войну нашей победой. Считалось, что пролетарии и крестьяне враждебной на страны включат свое интернациональное сознание, и поддержат наши войска. Другое дело, что наши войска и самостоятельно могут победить.

Причем, наши войска будут воевать на чужой территории. Это тоже важно: советским зрителям внушалась, что советская война будет проходить на территории враждебных нам государств. Минимум жертв на своей территории.

В этих фильмах, не смотря на их наивность, угадывались контуры будущей войны. Например, варварские бомбардировки городов. Или удары крупных танковых армий во взаимодействии пехоты и артиллерии.

Много было ошибок. Например, снаряды с газом, которыми враги бомбили мирные города. Оказалось, что в ходе настоящей войны, простая бомбардировка может быть страшна.

Понятно, что и основополагающий тезис оказался ошибочным.

Или, концепция того, когда наши бомбардировщики разносили все вокруг, и нашим войскам только что и оставалось занять вражескую территорию.

Эти фильмы несли в себе черты производственных драм. Если героями, были летчики, то и фильм как раз был про летчиков. Если пограничники, то повествование и сосредотачивалось на них.

Общие черты фильмов. Наши военные – профессионалы высочайшего класса. И наша военная техника лучше всех в мире.

Парадокс в том, что, не смотря на название – это фильмы про наступления.

Конечно, наш удар всегда был ответным.

Нашим врагом могли быть условные белогвардейцы. Но, как правило, после 1935 года, года выхода Германии из Версальского договора, враг указывался конкретный. Это была Германия, даже когда она не называлась.

Собственно, последние фильмы из этой серии, и пали жертвой того, что врагом была Германия. Например, фильм «Эскадрилья №5» говорил о том, что на нас нападут немцы. Фильм вышел в прокат летом 1939 года, и в конце того же лета был снят с проката. Немцы стали нашими союзниками на тот момент.

Фактически, 1939 год был последним для оборонного кино.

Значение оборонного кино в искусстве, наверное, мало. Эти фильмы не стали фактом искусства. Хотя, на их производство были брошены большие режиссеры. Например, Авраам Роом.

Известно одно, что это были настоящие блокбастеры тех лет, супербоевики. И зрители любили смотреть это кино.

Сейчас эти фильмы устарели, потому что мы знаем, какой была настоящая война.

Наиболее яркие примеры этих фильмов – это «Эскадрилья № 5», всем известный фильм «Если завтра война», «Родина зовет».

 

Фильм «Гемини» (2019): мое мнение.


 

Фильм, который был долгожданным. О проекте писалось целых 20 лет. Но фильм оказался пустышкой.

Похоже, что увлечение техническими новинками приводит к тому, что режиссеры и продюсеры начисто забывают о сценариях.

Сценарий словно бы, и нет его. Или он писался на съемочной площадке.

Обязательно нужно показать локацию в Латинской Америке.

Покажем!

Обязательно нужно показать локацию в Восточной Европе.

Сделаем.

Напарником главного героя должна быть девушка.

Разумеется.

Но между ними только дружба. Ничего более.

Хорошо.

И про хеппи - энд не забудьте.

Конечно!

Сам сценарий сплошняком состоит из штампов. Бывшего киллера зачем –то нужно убрать. Причем, обстоятельства ликвидации не слишком объясняются. Он устарел – и все! Больше никаких объяснений и не нужно.

Просто у героя Клайва Оуэнна такое хмурое выражение и соответствующее настроение.

Хорошо бы сам фильм был один экшен – аттракцион. Так нет! Хорошего экшена нужно еще и подождать. И хорошая экшен – сцена случается в середине фильма.

Это та самая схватка в Картахене.

И зрителю кажется, что началось, но затем будет еще парочка унылых экшен – сцен, и много сентиментальных объяснений в стиле «мы с тобой одной крови». Поэтому, эта сцена станет единственной сценой достойной внимания.

Главная ставка сделана на спецэффект в виде Уилла Смита. Он здесь представлен и в виде антагониста и протагониста. Впрочем, с самого начала ясно, что все закончится миром, дружбой и жвачкой.

Обидно, что режиссура неплохая. Энг Ли есть Энг Ли. Он увлечен техническими новшествами, и вот перед зрителем предстает молодой Уилл Смит. И даже два Уилл Смита. Смотрите, и наслаждайтесь. При этом, компьютерная природа клона заметна на большом экране. Увы, технологии еще не насколько совершенные.

Нужно ли смотреть это кино?

Вовсе не обязательно.

Но если есть время, почему бы не посмотреть.

Или если вы поклонник Смита и Ли.

В остальном же получился крайне серый и непритязательный шпионский боевик, который у меня вызвал разочарование.

 

Почему советский кинематограф стал отказываться от цвета в пятидесятые годы.

 

Казалось бы, приход в кинематограф цвета, это огромный прогресс. Правда, этот прогресс многими уже в тридцатые годы воспринимался со скепсисом. Просто, цветная пленка была очень несовершенной, и какими словами только не называли цветное кино. Почитайте высказывание великого Шкловского.

Одна из главных причин, по которым советское кино в 50-60 –ые гг. стало отказываться от цвета, состоит в том, что фильмы позднесталинской эпохи все были цветными, все были насквозь идеологическими. Снимали эти фильмы на трофейном «кодаке», и у многих кинематографистов эти фильмы ассоциировались с неправдой. Так что, одна из причин, по которым советское кино стало отказываться от цвета, чисто идеологическая причина.

Кинематографистам хотелось говорить правду. И правду не в смысле соцреализма, когда желаемое выдавали за действительное, а настоящую правду.

Вторая причина - это увлечение итальянским неореализмом.

И этот неореализм на грани псевдодокументализма стал проникать в наше кино.

Поэтому, фильм «Сорок первый» уже выглядит как вызов.

Авторам еще простили яркие цвета фильма «Борец и клоун», там был рассказ про цирк, цвет там был просто необходим, а вот Григорий Александров со своим «Русским сувениром» был просто стерт с лица нашего кинематографа. И во – многом, потому, что его фильм был цветным.

В конце пятидесятых годов все наши лучшие фильмы становятся черно – белыми. А цвет считается приемлемым для комедий, для мелодрам. А уже в начале шестидесятых годов черно – белое кино становиться парадигмой.

В черно – белом цвете снимаются почти все хиты проката, и большую часть шедевров советского кино.

В черно – белом цвете в широкоэкранном варианте выпускаются почти все шпионские эпопеи, множество военных драм, детективов. И даже комедия – бастион цвета – падает под влиянием неореализма. Рязанов сознательно выпускают несколько комедий в черно – белом варианте, и поэтому колоризация «Берегись автомобиля» - это просто разрушение авторского замысла.

Цвет остается для широкомасштабных экранизация русской классики, типа «Войны и мир», которая широко идет в мировом прокате. Но эта экранизация, скорее, исключение из правил. То же «Воскресение» и «Преступление и наказание» снято на черно – белой пленке.

Еще одна причина, по который кино становиться черно – белым, увы, сугубо прозаическая. Низкая светочувствительность советской пленки.

В семидесятые годы цвет вернется в кино, и возьмет свое. Но шестидесятые годы проходят под знаком черно – белого кино.

Актер Михаил Медведев: он сменил свою фамилию на фамилию Готлиб.

 



Сейчас имя актера Михаила Медведева фактически забыто. А жаль… Актер стоит того, чтобы его не забывали.

Биографии актера Михаила Медведева полностью отражает свое время.

Он родился в крайне бедной еврейской семье. Мечтал работать кочегаром –истопником. И стал кочегаром. Но в это время он увлекся искусством и поступил (пусть и не с первого раза) во ВГИК. А затем прошел большой конкурс в МХАТ. С этим театром была связана вся его дальнейшая жизнь.

В те годы это был официальный театр, главный театр страны, и служить в этом театре было крайне почетно. Тем более, когда тебя замечают основатели этого театра. И актер провел на сцене этого театра много счастливых лет.

Но в конце сороковых годов развернулась печально знаменитая борьба с космополитами. Чтобы остаться на сцене родного для него театра, актер вынужден был сменить свою фамилию. Так он стал Медведевым, и в титрах всех фильмов он написан, как Медведев.

Кинокарьера начала складываться у актера поздно. Этому способствовали две причины. Актеры МХАТА всегда относились к кинематографу прохладно, считая его не искусством, а развлечением. Вторая причина состояла в том, что и фильмов долгое время снималось немного. И только в пятидесятых годах актер начала свою карьеру в кино. Это были небольшие роли, почти эпизоды. Но фильмы замечательные. «Верные друзья», «Улица полна неожиданностей». Самую свою заметную роль в кино актер сыграл в фильме «Человек – амфибия». Там он сыграл роль зловещего боцмана, очень характерная роль, в которой запоминается все, даже татуировки, не смотря на небольшой хронометраж роли.

Еще была роль в фильме «Следы на снегу» - одном из первых советских кинодетективов.

Были еще фильмы – спектакли, то есть, записи спектаклей МХАТА. В этих спектаклях у актера были роли побольше.

За почти 50 лет работы во МХАТЕ, актер получил только звание «Заслуженного артиста РСФСР». Удивляет, что актер имел столь скромное звание. И всего лишь одну медаль.

Во время раздела МХАТ, он выбрал женскую половину, и еще год служил под руководством Дорониной.

Актер скончался на восьмидесятом году жизни в 1990 году.

Николай Анненков: первый актер, который дожил до ста лет.


 

Так уж получилось, что личность выдающегося артиста Малого театра, не менее выдающегося педагога, оказалось заслонена Владимиром Зельдиным.

Но именно Николай Анненков оказался первым российским актером, который дожил до 100 лет, и отметил свое столетие в качестве действующего актера.

Часто мы пишем про несчастливые актерские биографии. А биография Николая Анненкова в искусстве была вполне счастливой. Впрочем, как и его личная жизнь. Один официальный брак, он просуществовал долгие годы.

Как и многие актеры, Николай Анненков прославился под своим псевдонимом. Его настоящее имя - Кокин. Он хотел стать инженером. Но тяга к искусству пересилило тягу к технике. И в двадцатых годов он оканчивает курсы при Малом театре, и с 1924 года его жизнь связана с Малым театром. На его сцене актер провел 75 лет. Огромный срок.

К сожалению, актеры Малого театр всегда были преданы больше своей сцене, и к искусству кинематографа относились более чем снисходительно. Они считали, что театр – это главное в их жизни.

И хотя Николай Анненков начал сниматься в двадцатые годы, особых шедевров в его кинокарьере не было. Наиболее яркие фильмы в его карьере – это «Тимур и его команда», «Первый эшелон», «Поэма о крыльях» и «Духов день». Всего фильмов не так много за более, чем 60 лет работы в кино.

Более он запомнился зрителям по телеспектаклям, благо, тогда самые яркие спектакли снимали на пленку, и оставляли их потомкам. А также часто показывали по телевизору.

Свою последнюю роль он сыграл в пьесе «Царь Борис». Несколько лет он играл в этой пьесе. Вот и на свой столетний юбилей он тоже играл эту песню.

Напомним, что эта часть драматической трилогии А. К. Толстого. И первая пьеса «Смерть Ивана Грозного» считается крайне мистической среди актеров.

Но вот роль в пьесе «Царь Борис» стала последней для Николая Аненнкова. Сразу же после юбилея, который он встретил на сцене, актер заболел, и умер. Его смерть в сентябре 1999 года заметили только поклонники театрального времени. Не нужно лишний раз упоминать, что тогда было за время, и какими трагическими событиями памятен сентябрь 1999 года.

Актер вошел в когорту немногих актеров, которые получили высокое звание «Героя социалистического труда».

Он был замечательным педагогом, и именно он был мастером того золотого курса «Щепки», когда вместе учились Виталий Соломин, и Олег Даль, Виктор Павлов и Михаил Кононов.

Лариса Буркова: она писала письма дочери, которые не отправляла.

 

Лариса Буркова – просто пример того, что если ты начинаешь успешную актерскую карьеру, это совсем не означает, что ты ее успешно продолжишь.

Актриса прорвалась в искусство из маленького алтайского городка Камень –на - Оби. С первого раза поступила во ВГИК. Закончила его с успехом. Сразу же нашла место работы. Сначала на Киевской студии, затем на «Ленфильме».

И, главное, много снималась. И не абы у кого, а у Шукшина и Муратовой, у Мельникова и у Шпаликова.

Роли небольшие, иногда эпизоды, но актриса запоминалась зрителям.

Более всего она запомнилась по роли в фильме «Живет такой парень», успешно сыграла подругу главной героини в картине «Мама вышла замуж».

Говорили, что у нее был роман с Василием Шукшиным, и именно для нее он писал роль в «Калине красной». Но Шукшин познакомился с Лидией Федосеевой, а Буркова родила дочь от другого человека.

В 1982 году она неожиданно решила изменить свою судьбу, и уйти из кинематографа. Причины этого ухода не слишком понятны. Актриса снималась не много. Но снималась. Последняя роль актрисы состоялась в 1979 году в неприметной картине «Вторая весна».

Она работала на предприятиях Ленинграда на должностях рабочих. Сменила несколько профессий.

Затем решила переехать в родной город, но еще раз вернулась в Ленинград, тогда уже Петербург, чтобы ее дочь получила вместо коммунальной квартиры двухкомнатную квартиру. А затем уже бывшая актриса окончательно переехала в родной город.

На дворе стояли девяностые годы. Актриса продолжала работать в должности сторожа. Но денег ни на что не хватало. Ни на еду, ни на лекарство.

Удивительный факт!

Актриса писала письма дочери. В этих письмах она жаловалась на свои материальные трудности. Но эти письма она не отправляла по адресу.

После смерти актрисы эти письма нашли в доме.

И дочь не поддерживала мать. Хотя, жизнь в Петербурге явно была сытнее, чем в далекой провинции.

А еще актриса писала стихи. Но их так и не издали.

Актрисе, и ее маме задерживали пенсию. Как и всем. Помогал огород и богатые сибирские леса.

Актриса Лариса Буркова ушли из жизни в 2004 году. Актрисе не нашлось даже место в морге. Справку о смерти актрисы ее родственникам выдали только три дня. А на похоронах актрисы был только ее брат и сестра.

Родная дочь не приехала на похороны матери из Петербурга.

На сегодняшний день, могила актрисы в ее родном городе находиться в заброшенном состоянии.

Александр Богданов: короткая жизнь и убийство собутыльниками.

 


Динара Асанова – режиссер мистический. Вроде бы она снимала детские фильмы, фильмы про подростков, но заглядывала в такие глубины жизни, куда заглядывать вроде бы и нельзя.

Судьба многих актеров ее фильмов сложилось трагично, как и судьба самого режиссера, которая скоропостижно скончалась на съемках своего последнего фильма.

Вспомним сегодня судьбу Александра Богданова. Этого актера и прославили фильмы Динары Асановой. Прежде всего, «Ключ без права передачи» и «Не болит голова у дятла».

Можно долго спорить был ли он актером по призванию, или просто играл самого себя. Но то, что он оставил свой след в кино, это очевидно.

Всего ролей в кино было 5. Причем, две последние роли, фактически эпизоды.

В фильмах Динары Асановой он сыграл роль бунтаря, фактически советского Джеймса Дина, или раннего Олега Табакова.

Но для дальнейшей карьеры Богданову не хватило многого. И, прежде всего, дисциплины.

Его короткая жизнь напоминает горки. Только ранний взлет сменился большим падением в пропасть. Навсегда.

Наверное, одной из причин падения в пропасть, явилась смерть режиссера. Динара Асанова была для актера не просто режиссером, а наставником. Ее уход актер не пережил.

Затем актер очень рано женился. Но работы никакой не нашел. И по месту жительства считался асоциальным элементом. Именно так в советские годы называли таких, как Богданов.

Он много пил, причем, пил, вместе с женой и собственными друзьями, нигде не работал.

Не удивительно, что о его последних днях рассказывал участковый милиционер.

Последняя роль актера в кино стала пророческой. Он снялся в детективе «Золотая мина», где его героя убивают на первых минутах.

Прошло четыре года после съемок фильма, и труп актера нашли на маленькой станции. Даже бывалых оперативников удивила та жестокость, с которой убили бывшего актера.

Убийц нашли быстро. Ими оказались собутыльники актера. Как это и водится, они не поделили лишнюю бутылку. После чего убили актера с особой жестокостью.

Такая вот судьба актера, которой мог бы и дальше продолжать сниматься...