суббота, 7 августа 2021 г.

Эпоха "оборонного кино" в СССР.

Эпоха оборонного кино – крайне короткая эпоха. Она началась в 1933 году, а закончилась примерно в 1939 года.

Всего в рамках концепции «оборонного кино» снято чуть более десятка фильма. Историки и киноведы тут расходятся в цифрах, и оценках того, или иного произведения как оборонного фильма.

Базисом, основой оборонного кино была военная концепция Советского Союза. Она была наступательной. И сводилась к тому, что если на нас нападут, то мы дадим отпор. Война будет наступательной. Будет вестись малой кровью, и концепция диктатуры пролетариата завершит эту войну нашей победой. Считалось, что пролетарии и крестьяне враждебной на страны включат свое интернациональное сознание, и поддержат наши войска. Другое дело, что наши войска и самостоятельно могут победить.

Причем, наши войска будут воевать на чужой территории. Это тоже важно: советским зрителям внушалась, что советская война будет проходить на территории враждебных нам государств. Минимум жертв на своей территории.

В этих фильмах, не смотря на их наивность, угадывались контуры будущей войны. Например, варварские бомбардировки городов. Или удары крупных танковых армий во взаимодействии пехоты и артиллерии.

Много было ошибок. Например, снаряды с газом, которыми враги бомбили мирные города. Оказалось, что в ходе настоящей войны, простая бомбардировка может быть страшна.

Понятно, что и основополагающий тезис оказался ошибочным.

Или, концепция того, когда наши бомбардировщики разносили все вокруг, и нашим войскам только что и оставалось занять вражескую территорию.

Эти фильмы несли в себе черты производственных драм. Если героями, были летчики, то и фильм как раз был про летчиков. Если пограничники, то повествование и сосредотачивалось на них.

Общие черты фильмов. Наши военные – профессионалы высочайшего класса. И наша военная техника лучше всех в мире.

Парадокс в том, что, не смотря на название – это фильмы про наступления.

Конечно, наш удар всегда был ответным.

Нашим врагом могли быть условные белогвардейцы. Но, как правило, после 1935 года, года выхода Германии из Версальского договора, враг указывался конкретный. Это была Германия, даже когда она не называлась.

Собственно, последние фильмы из этой серии, и пали жертвой того, что врагом была Германия. Например, фильм «Эскадрилья №5» говорил о том, что на нас нападут немцы. Фильм вышел в прокат летом 1939 года, и в конце того же лета был снят с проката. Немцы стали нашими союзниками на тот момент.

Фактически, 1939 год был последним для оборонного кино.

Значение оборонного кино в искусстве, наверное, мало. Эти фильмы не стали фактом искусства. Хотя, на их производство были брошены большие режиссеры. Например, Авраам Роом.

Известно одно, что это были настоящие блокбастеры тех лет, супербоевики. И зрители любили смотреть это кино.

Сейчас эти фильмы устарели, потому что мы знаем, какой была настоящая война.

Наиболее яркие примеры этих фильмов – это «Эскадрилья № 5», всем известный фильм «Если завтра война», «Родина зовет».

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий