пятница, 20 августа 2021 г.

«Человек в проходном дворе» - советский детектив в стиле нуара.

В принципе, название этой статьи может исчерпывать содержание статьи. Ибо действительно, трехсерийный фильм «Человек в проходном дворе» имеет коренное различие от классического детектива, и это различие состоит в том, что сам фильм решен в нуарном ключе. То есть, когда не слишком понятно, какой этот персонаж: правильный или нет. И все персонажи этого фильма не совсем правильные. Так, один из свидетелей много пьет, второй ведет какие –то махинации. И главный злодей отличается от них в лучшую сторону. По внешним признакам это образцовый советский гражданин. Обычный работяга. Но под его личиной скрывается преступник. Усиливает эффект нуара и то, что действие происходит в Эстонии. Там оккупация имела свои последствия. Советские жители не знали в те годы и не могли знать, что Эстония – это единственное место юден фрай, то есть, территория, освобожденная от еврейского населения. Фактически рядовой сюжет советского кино – поиск нацистского преступника – здесь решен в очень изобретательном и интересном ключе, когда даже интересно не сам результат расследования, а его ход. Коренным отличием этого фильма является и личность главного героя. Он здесь совсем не типичный сыщик. Точнее, не типичный сыщик советского кино, которые всегда должны быть одеты правильно. Это пиджак с галстуком, причем, е просто рубашка, а рубашка с запонками. Причем, пиджак, как правило, черного или серого цвета. Летом сыщику можно было носить белый пиджак. Но и то, оперативнику, и то, в перестроечную эпоху. А здесь герой одет как герой американских боевиков в ковбойку и джинсы. Ну, или почти джинсы. Что там шили на советских фабриках. Рубашка не мнется никогда, даже в драке, и это тоже условность нуара. Плюс, красивые женщины. Они все с загадкой, и все красивы. Даже, когда это сотрудница уголовного розыска. Наверняка, такая вольность бы не прошла, если бы фильм снимали на центральной киностудии. Но снимали в Киеве, и поэтому получился очень необычный фильм для советского телевидения. Совсем не телевизионный. Манящий и пугающий. С обилием диалогов, и с парадоксальным злодеем. Фильм, который до сих пор не устарел, хотя, имена режиссера не вписаны в историю кино золотыми буквами. Но так бывает…

Комментариев нет:

Отправить комментарий