четверг, 19 августа 2021 г.

Ольга Бузова на сцене МХАТ: как сдивгаются границы искусства.

Конечно, все уже знают, что Ольга Бузова выступает в качестве артистки на сцене МХАТ. Хочу обратить внимание не на саму новость, а на суть процесса, что происходит. И тут просто затирания двух слов. Слово «артистка» образовано от слова «искусства». То есть, актер – это представитель глашатай искусства. В русской традиции, актер не просто исполнитель, он нечто большее. Он несет некое послание. И второе слово «Академический». Такой статус вручается театрам государством. В таких театрах у актеров повышен статус, равно, как и зарплата. Легче получить звание. Больше бонусов. Но за это они должны хранить академизм в искусстве. Верность этому искусству. Не превращать искусство в некий балаган. К тому же, эти самые актеры получают образование, они являются профессионалами. То есть, просто так туда не попадешь. Вряд ли туда легко попасть из Саратовского или Ярославского училища. Тут можно спросить академизм в искусстве – это плохо или хорошо. Академизм – это некие каноны, отработанные многими столетиями. В конечном итоге, аристотелевскую эстетику никто не отменял. Ибсен, Чехов – это революция в драматургии. Но эта революция все равно была в рамках аристотелевской эстетики. Весь театральный авангард двадцатых годов в рамках этой эстетики. История знает только один удачный пример того, как сдвигаются каноны в искусстве. И этот пример – Ренессанс. Когда вместо средневекового канона в искусстве был предложен античный канон. Но и то, фактически это был возврат к утерянным истокам. Театральное искусство – это не музей, это живое искусство, очень подвижное и очень хрупкое. Боякова оправдывают тем, что он привлек внимание. Но театр всегда был храмом в отечественной традиции, всегда больше, чем просто искусством. Это была некая религия. И, когда основы этого служения так легко разрушаются, то встает вопрос: зачем это делать? Нужно ли такой пиар, когда режут по живому? Самое –то главное, поклонники Бузовой в театр не пойдут, а поклонники театра от театра отвернутся. Причем, обратим внимание на место, где это происходит. Это МХАТ, который является оплотом консерватизма, где ставился театральный спектакль по «Ворошиловскому стрелку», тогда, когда все театры отвернулись от этой пьесы. Театр со сложившейся публикой. И тут этой публике подается Бузова. Этой публике, которая хранила верность театру, и этот театр, который связан не только с Горьким, но и с Татьяной Дорониной. И теперь при живой Дорониной на сцене Бузова! Это ли не главное нарушение канонов искусства? Олег Табаков поступил честно и смело. Он отказался от статуса «Академический». И начал эксперименты. Может быть, прежде чем пригласить Бузову, стоит отказаться от статуса «Академического» театра. Тогда не будет возникать таких вопросов. Сама же Ольга Бузова – это просто вершина, видимая часть всех процессов. А глубины, суть этих процессов мы не видим. И, кстати, думаю, что певички в России умели петь, попадали в ноты…

Комментариев нет:

Отправить комментарий