суббота, 7 августа 2021 г.

Почему советский кинематограф стал отказываться от цвета в пятидесятые годы.

 

Казалось бы, приход в кинематограф цвета, это огромный прогресс. Правда, этот прогресс многими уже в тридцатые годы воспринимался со скепсисом. Просто, цветная пленка была очень несовершенной, и какими словами только не называли цветное кино. Почитайте высказывание великого Шкловского.

Одна из главных причин, по которым советское кино в 50-60 –ые гг. стало отказываться от цвета, состоит в том, что фильмы позднесталинской эпохи все были цветными, все были насквозь идеологическими. Снимали эти фильмы на трофейном «кодаке», и у многих кинематографистов эти фильмы ассоциировались с неправдой. Так что, одна из причин, по которым советское кино стало отказываться от цвета, чисто идеологическая причина.

Кинематографистам хотелось говорить правду. И правду не в смысле соцреализма, когда желаемое выдавали за действительное, а настоящую правду.

Вторая причина - это увлечение итальянским неореализмом.

И этот неореализм на грани псевдодокументализма стал проникать в наше кино.

Поэтому, фильм «Сорок первый» уже выглядит как вызов.

Авторам еще простили яркие цвета фильма «Борец и клоун», там был рассказ про цирк, цвет там был просто необходим, а вот Григорий Александров со своим «Русским сувениром» был просто стерт с лица нашего кинематографа. И во – многом, потому, что его фильм был цветным.

В конце пятидесятых годов все наши лучшие фильмы становятся черно – белыми. А цвет считается приемлемым для комедий, для мелодрам. А уже в начале шестидесятых годов черно – белое кино становиться парадигмой.

В черно – белом цвете снимаются почти все хиты проката, и большую часть шедевров советского кино.

В черно – белом цвете в широкоэкранном варианте выпускаются почти все шпионские эпопеи, множество военных драм, детективов. И даже комедия – бастион цвета – падает под влиянием неореализма. Рязанов сознательно выпускают несколько комедий в черно – белом варианте, и поэтому колоризация «Берегись автомобиля» - это просто разрушение авторского замысла.

Цвет остается для широкомасштабных экранизация русской классики, типа «Войны и мир», которая широко идет в мировом прокате. Но эта экранизация, скорее, исключение из правил. То же «Воскресение» и «Преступление и наказание» снято на черно – белой пленке.

Еще одна причина, по который кино становиться черно – белым, увы, сугубо прозаическая. Низкая светочувствительность советской пленки.

В семидесятые годы цвет вернется в кино, и возьмет свое. Но шестидесятые годы проходят под знаком черно – белого кино.

Комментариев нет:

Отправить комментарий