суббота, 7 августа 2021 г.

Плохие американцы в советских фильмах.

 Продолжение предыдущего поста.

«ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ».

Советский ответ на их «Рэмбо». В СССР ходила шутка, что в США есть Рэмбо, а наши Рэмбо пускаются в одиночное плавание. Здесь наши морпехи вчетвером разделываются со всею секретной базой, и спасают мир от ядерной угрозы. Возглавляет злодеев Арнис Лицитис, который играет здесь бывшего лейтенанта американской армии, которому ЦРУ доверило важное задание.

ЦРУ фигурирует с негативной стороны и в фильме «Рэмбо». В обоих фильмах подлые враги стреляют в спину. Но если нашего героя убивают, то Рэмбо никакие выстрелы в спину не страшны.

Лидер проката, но и тогда фильм ругали. А многие не воспринимали всерьез. Хотя, в фильме герои борются с мятежниками, а не с военными, которые находятся на службе.

Всех впечатляет сцена убийства героя Александра Иншакова. Эффектно сделана.

 

«КРИК ДЕЛЬФИНА».

Здесь американские «плохиши» никого не убивают. Но и то по причине того, что с ними работает психолог в исполнении Донатаса Баниониса. А так, они хотели уничтожить весь мир.

Поражает отсутствие фантазии сотрудников актерского отдела «Мосфильма». Если вражеские подводники, то это обязательно Ивар Калныньш или Пауль Буткевич. Только они каждый раз меняются местами. В фильме «Случай в квадрате 36 – 80» Буткевич был капитаном, а Калныньш обслуживал реактор. Теперь все наоборот.

Сюжет фильма фантастический. На лодке есть биологическое оружие. И команда оказывается заражена какой –то неведомой, но почему –то неизлечимой болезнью. Причем, никто не умирает, а только покрывается какими –то пятнами.

Такой сюжет был бы зачином для неплохого триллера. Но до триллера нашим кинематографистам далеко. Получается сатира с намеками на философию и пропаганду.

Главные герои довольно жестоко обходятся со своими противниками. А кончается все вполне логично. Вертикальным погружением.

Снял фильм Алексей Салтыков – режиссер великий. Но это его работа получилось своеобразной.

В некоторых кругах фильм стал даже культовым. Но сейчас фактически забыт.

Хотя, он целиком отражает тенденции того времени. Снят он был за год до исторического соглашения Горбачева с Рейганом.

"Плохие русские" в голливудском кино времен "холодной войны"

 

Отношения между СССР и США в послевоенные годы напоминали качели. От политики разрядки до «холодной войны», которая грозила перерасти в горячую войну.

Вспомним войну, которая происходила на экране между нашими странами. И согласимся, что любая киновойна гораздо лучше, чем война в жизни.

Начнем с того, что американцы первыми нарушили некий паритет, который царил в кино. Их герои на экране первыми начали убивать плохих русских. И произошло это в фильме «Красный рассвет». Наше же пропагандистское кино до этого момента держала нейтралитет. Были плохие шпионы, но никто из хороших советских людей не убил ни одного американца. Напротив, в случае с фильмом «Случай в квадрате 36 -80» так даже приходили на помощь американцам, которые были виновны в страшной экологической катастрофе.

Пик и апофеоз противостояния – это 1985 год. Год, когда вышли на экраны фильмы «Одиночное плавание» и «Рембо – 2». Советские кинематографисты были благородными. В нашем кино – американские убийцы были париями и изгоями. В «Рэмбо» же, убийцы просто обычные офицеры Советской армии.

 

«КРАСНЫЙ РАССВЕТ».

Фильм про то, как Советы захватили США. Если хотите, вольный римейк «Красных дьяволят» и «Неуловимых мстителей». Одна из высших точек «холодной войны» на экране. Конечно, в американском кино были плохие русские, но никогда еще так «красная угроза» не была реальна. Страшная и ужасная клюква. Но с точки зрения, коммерции – один из самых успешных фильмов. Сборы перекрыли бюджет в несколько раз.

Фильм вышел на экраны в 1984 году, в этом оруэлловском году СССР не принял участие в Олимпиаде в Лос- Анжелесе, и год был одним из пиков холодной войны.

У фильмы был даже римейк. Там вместо русских были северокорейцы.

Интересно, что сказал бы об этом фильме Джанни Родари. Он отказался давать приз "Неуловимым..." за то, что в фильме дети убивают взрослых.

 

«РЭМБО – 2».

В этом фильме русских косят целыми полками. Но отдадим должное Голливуду, и автора сценария Джеймса Камэрона наградили «Золотой малиной", и Сильвестр Сталлоне удостоился той же награды, как и сам фильм.

То есть, в 1985 году фильм был признан худшим. Но это не помешало высоким кассовым сборам.

И в самом деле, некоторые сцены фильма выглядят как пародия, или как карикатуры. Особенно, когда в Рэмбо палят сразу же из нескольких автоматов, и не могут попасть. Кстати, судя по погонам за ним охотиться генерал – полковник вьетнамской армии. Фильм стал популярным в СССР, но, как многие правильно указывают из-за того, что не было особого выбора.

Продолжение превзошло все грани абсурда.

Это самые яркие примеры. 

Актер Андрей Данилов: он прожил всего лишь 33 года.

 


Сегодня имя Андрея Данилова принадлежит к забытым именам нашего кино. Актер всегда считал себя больше театральным актером. В кино снимался не так много.

В фильмографии актера всего 13 работ.

Но именно по киноработам я и помню этого актера.

По сути, все главные работы актера состоялись в конце семидесятых годов. Речь идет о фильмах «Старшина» и «Все решает мгновение». Не так много в его фильмографии было главных ролей.

Зрителям запомнилась его первая главная роль в фильме «Обычный месяц».

В восьмидесятые годы актера приглашали в кино часто, но он, будучи любимым учеником Игоря Владимирова, был поначалу плотно задействован в родном театре «Ленсовета». А затем задействовать актера стал все меньше и меньше.

Андрея Данилова всегда считали подающим надежду актером. Но, когда пришло время задействовать его талант в кино, то не нашлось такого режиссера. По сути, в конце своей жизни актер был полубезработным. Он жил на мизерную зарплату, которую получал в театре.

О причине его ухода есть две версии.

По одной из версий, Андрей Данилов скончался на гастролях. Местные врачи не сумели определить инфаркт у молодого человека, и назначили неправильное лечение. Это лечение привело к тому, что болезнь оказалась запущенной.

Вторую версию озвучил Андрей Градов.

Он рассказал, что Андрей Данилов покончил жизнь самоубийством. Актер повесился, не найдя применение своему таланту.

Произошло это в 1990 году.

Все, кто знали актера, не могли в это поверить, поскольку актер был веселым и очень общительным человеком. До сих пор не ясна причина, по которой ушел актер. Но понятно одно: мы потеряли крайне неординарный талант, который мог бы нас радовать еще долго и долго. Увы, увы...

Актер Павел Морозенко: он утонул во время купания.

 


 

Сегодня мы не часто вспоминаем имя актера Павла Морозенко. Первый же фильм – первый успех. Казалось бы, этот успех должен быть закреплен другими фильмами. Но у наших кинематографистов всегда была своя логика: успех звезд кино не был закреплен другими фильмами.

Фильм «Роман и Франческа» имел грандиозный успех в прокате 1960 года. Павел Морозенко стал, говоря современным языком, секс – символом. Но тогда таких определений не было. И роль в этом фильме стала, по сути, главной в карьере актера.

Кино для него всегда стояло на втором месте. На первом был театр. И поиски себя в театре.

В жизни Павла Морозенко было несколько театров. Сначала он служил в Киевском театре имени Ивана Франко. Но затем он ушел из театра. Были театры в Николаеве и Ростове. Но родным для актера стал Театр Маяковского, легендарная «Маяковка». Свидетельство тому, что актер пришел в этот театр в годы его расцвета, и был задействован во многих легендарных постановках театра. Он стал частью звездной труппы театра.

Кино же, принеся первый успех, не сильно баловало актера. Фильмов было много, больше семидесяти, но большинство из этих фильмов не вошла в историю. Да и роли были проходные и не главные.

Только в конце восьмидесятых Морозенко сыграл двух генералов в «ЗнаТоКах» и в фильме «Война на западном направлении». Но это были роли второго плана. Главных ролей в жизни актера не больше пяти.

Актер всю жизнь был счастлив со своей женой. Он создал крепкую семью. Свою жену Анну Михайловну он встретил в театре. И прожил с ней всю жизнь. Вместе они воспитали единственного сына.

Актер был крепкого здоровья. В 52 года он вел здоровый образ жизни.

Актер много плавал. Вот и в тот день 13 августа 1991 года он плавал в реке Дон. И, видимо, не рассчитал свои силы. Или не учел коварное течение реки. Заплыв закончился фатально.

Каким –то зловещим предзнаменованием выглядит то обстоятельство, что актер получил свою единственную награду – Государственную премию – за спектакль «Тихий Дон». В жизни актера эта река оказалась вовсе не тихой, а коварной рекой.

Сейчас имя актера вспоминают крайне редко. 

Эпоха "оборонного кино" в СССР.

Эпоха оборонного кино – крайне короткая эпоха. Она началась в 1933 году, а закончилась примерно в 1939 года.

Всего в рамках концепции «оборонного кино» снято чуть более десятка фильма. Историки и киноведы тут расходятся в цифрах, и оценках того, или иного произведения как оборонного фильма.

Базисом, основой оборонного кино была военная концепция Советского Союза. Она была наступательной. И сводилась к тому, что если на нас нападут, то мы дадим отпор. Война будет наступательной. Будет вестись малой кровью, и концепция диктатуры пролетариата завершит эту войну нашей победой. Считалось, что пролетарии и крестьяне враждебной на страны включат свое интернациональное сознание, и поддержат наши войска. Другое дело, что наши войска и самостоятельно могут победить.

Причем, наши войска будут воевать на чужой территории. Это тоже важно: советским зрителям внушалась, что советская война будет проходить на территории враждебных нам государств. Минимум жертв на своей территории.

В этих фильмах, не смотря на их наивность, угадывались контуры будущей войны. Например, варварские бомбардировки городов. Или удары крупных танковых армий во взаимодействии пехоты и артиллерии.

Много было ошибок. Например, снаряды с газом, которыми враги бомбили мирные города. Оказалось, что в ходе настоящей войны, простая бомбардировка может быть страшна.

Понятно, что и основополагающий тезис оказался ошибочным.

Или, концепция того, когда наши бомбардировщики разносили все вокруг, и нашим войскам только что и оставалось занять вражескую территорию.

Эти фильмы несли в себе черты производственных драм. Если героями, были летчики, то и фильм как раз был про летчиков. Если пограничники, то повествование и сосредотачивалось на них.

Общие черты фильмов. Наши военные – профессионалы высочайшего класса. И наша военная техника лучше всех в мире.

Парадокс в том, что, не смотря на название – это фильмы про наступления.

Конечно, наш удар всегда был ответным.

Нашим врагом могли быть условные белогвардейцы. Но, как правило, после 1935 года, года выхода Германии из Версальского договора, враг указывался конкретный. Это была Германия, даже когда она не называлась.

Собственно, последние фильмы из этой серии, и пали жертвой того, что врагом была Германия. Например, фильм «Эскадрилья №5» говорил о том, что на нас нападут немцы. Фильм вышел в прокат летом 1939 года, и в конце того же лета был снят с проката. Немцы стали нашими союзниками на тот момент.

Фактически, 1939 год был последним для оборонного кино.

Значение оборонного кино в искусстве, наверное, мало. Эти фильмы не стали фактом искусства. Хотя, на их производство были брошены большие режиссеры. Например, Авраам Роом.

Известно одно, что это были настоящие блокбастеры тех лет, супербоевики. И зрители любили смотреть это кино.

Сейчас эти фильмы устарели, потому что мы знаем, какой была настоящая война.

Наиболее яркие примеры этих фильмов – это «Эскадрилья № 5», всем известный фильм «Если завтра война», «Родина зовет».

 

Фильм «Гемини» (2019): мое мнение.


 

Фильм, который был долгожданным. О проекте писалось целых 20 лет. Но фильм оказался пустышкой.

Похоже, что увлечение техническими новинками приводит к тому, что режиссеры и продюсеры начисто забывают о сценариях.

Сценарий словно бы, и нет его. Или он писался на съемочной площадке.

Обязательно нужно показать локацию в Латинской Америке.

Покажем!

Обязательно нужно показать локацию в Восточной Европе.

Сделаем.

Напарником главного героя должна быть девушка.

Разумеется.

Но между ними только дружба. Ничего более.

Хорошо.

И про хеппи - энд не забудьте.

Конечно!

Сам сценарий сплошняком состоит из штампов. Бывшего киллера зачем –то нужно убрать. Причем, обстоятельства ликвидации не слишком объясняются. Он устарел – и все! Больше никаких объяснений и не нужно.

Просто у героя Клайва Оуэнна такое хмурое выражение и соответствующее настроение.

Хорошо бы сам фильм был один экшен – аттракцион. Так нет! Хорошего экшена нужно еще и подождать. И хорошая экшен – сцена случается в середине фильма.

Это та самая схватка в Картахене.

И зрителю кажется, что началось, но затем будет еще парочка унылых экшен – сцен, и много сентиментальных объяснений в стиле «мы с тобой одной крови». Поэтому, эта сцена станет единственной сценой достойной внимания.

Главная ставка сделана на спецэффект в виде Уилла Смита. Он здесь представлен и в виде антагониста и протагониста. Впрочем, с самого начала ясно, что все закончится миром, дружбой и жвачкой.

Обидно, что режиссура неплохая. Энг Ли есть Энг Ли. Он увлечен техническими новшествами, и вот перед зрителем предстает молодой Уилл Смит. И даже два Уилл Смита. Смотрите, и наслаждайтесь. При этом, компьютерная природа клона заметна на большом экране. Увы, технологии еще не насколько совершенные.

Нужно ли смотреть это кино?

Вовсе не обязательно.

Но если есть время, почему бы не посмотреть.

Или если вы поклонник Смита и Ли.

В остальном же получился крайне серый и непритязательный шпионский боевик, который у меня вызвал разочарование.

 

Почему советский кинематограф стал отказываться от цвета в пятидесятые годы.

 

Казалось бы, приход в кинематограф цвета, это огромный прогресс. Правда, этот прогресс многими уже в тридцатые годы воспринимался со скепсисом. Просто, цветная пленка была очень несовершенной, и какими словами только не называли цветное кино. Почитайте высказывание великого Шкловского.

Одна из главных причин, по которым советское кино в 50-60 –ые гг. стало отказываться от цвета, состоит в том, что фильмы позднесталинской эпохи все были цветными, все были насквозь идеологическими. Снимали эти фильмы на трофейном «кодаке», и у многих кинематографистов эти фильмы ассоциировались с неправдой. Так что, одна из причин, по которым советское кино стало отказываться от цвета, чисто идеологическая причина.

Кинематографистам хотелось говорить правду. И правду не в смысле соцреализма, когда желаемое выдавали за действительное, а настоящую правду.

Вторая причина - это увлечение итальянским неореализмом.

И этот неореализм на грани псевдодокументализма стал проникать в наше кино.

Поэтому, фильм «Сорок первый» уже выглядит как вызов.

Авторам еще простили яркие цвета фильма «Борец и клоун», там был рассказ про цирк, цвет там был просто необходим, а вот Григорий Александров со своим «Русским сувениром» был просто стерт с лица нашего кинематографа. И во – многом, потому, что его фильм был цветным.

В конце пятидесятых годов все наши лучшие фильмы становятся черно – белыми. А цвет считается приемлемым для комедий, для мелодрам. А уже в начале шестидесятых годов черно – белое кино становиться парадигмой.

В черно – белом цвете снимаются почти все хиты проката, и большую часть шедевров советского кино.

В черно – белом цвете в широкоэкранном варианте выпускаются почти все шпионские эпопеи, множество военных драм, детективов. И даже комедия – бастион цвета – падает под влиянием неореализма. Рязанов сознательно выпускают несколько комедий в черно – белом варианте, и поэтому колоризация «Берегись автомобиля» - это просто разрушение авторского замысла.

Цвет остается для широкомасштабных экранизация русской классики, типа «Войны и мир», которая широко идет в мировом прокате. Но эта экранизация, скорее, исключение из правил. То же «Воскресение» и «Преступление и наказание» снято на черно – белой пленке.

Еще одна причина, по который кино становиться черно – белым, увы, сугубо прозаическая. Низкая светочувствительность советской пленки.

В семидесятые годы цвет вернется в кино, и возьмет свое. Но шестидесятые годы проходят под знаком черно – белого кино.