Не буду писать много эпитетов. Просто два факта.
Один удивительный.
В 1968 году советский прокат покорили два героя с фамилией Вайс. Одна из них – это Летиция Вайс – героиня этого фильма. Фильм стал самым кассовым релизом иностранного производства в советских кинотеатрах. Второго, конечно же, вы узнали. Это Александр Белов…
И еще один факт: Ален Делон привозил с собой этот фильм на встречу со зрителями. И он не считал этот фильм проходным в своей биографии.
Меня удивляет то, что при заезженном сюжете, сам фильм получился таким фильмом, который продолжают смотреть. Значит, сюжет здесь не причем, когда у вас есть такие характеры и такие актеры. Актерский дуэт Вентура – Делон просто великолепен. К ним еще и добавляется та самая Летиция Вайс.
Мне сложно определить жанр, в котором снят этот фильм. Полная синтетика. Здесь и драма, и мелодрама, и боевик. И даже притча.
Причем, очень мудрая притча о том, что богатство не приносит удачи, когда умерла любовь. Есть вещи поважнее материальных благ.
С точки зрения сюжета у героев совсем нет антагонистов. Они здесь совсем проходные персонажи. Можно только гадать кто они. Бельгийские наемники, или кто –то другой. Это просто некие функции, некий перст судьбы. И они как молох забирают свои жертвы.
Фильм получается очень грустным. Из трех главных героев до финала доживает один. Хотя, в начале кажется, что фильм катиться по рельсам приключенческой комедии и легкой мелодрамы. Но режиссер обманывает зрителя, когда выдают жесткую драму без всяких компромиссов.
И зрители жалеют главных героев. Они очерчены довольно скупо, но актеры наполняют этих персонажей жизнью, обаянием и энергией. И этих героев начинаешь любить с самого начала. А сцена прощания с Летицией запоминается навсегда. Создательница металлических абстракций, словно бы сама стала этой абстракцией, одетой в скафандр. Она навсегда останется молодой.
Невозможно забыть и музыку фильма. В словах сложно описать музыку. Да и неблагодарное это дело. Но она врезается в память.
Фильм – яркий пример того, что легкий жанр можно превратить в серьезное кино. И такое серьезное кино, которое продолжают смотреть зрители. И продолжают плакать, когда погибает Маню в исполнение Алена Делона. И фильм оставляет послевкусие. Его продолжаешь пересматривать у себя в сознании. И это знак замечательного фильма.