суббота, 4 сентября 2021 г.

"Как рождаются тосты" - забытый фильм.

 


Никто сейчас уже и не вспоминает про этот фильм Андрея Тутышкина. Тут вообще этого режиссера объявили режиссером одной картины, хотя, он снял несколько замечательных картин, оставивших свой след в сердцах зрителей.

«Как рождаются тосты» - одна из таких картин. В свое время фильм имел теплый прием у зрителя.

Это именно что новогодний проект, снятый по заказу центрального телевидения. И тут мы столкнемся с единственным минусом картины – это очень плохая пленка, и очень плохое состояние картины.

А вот дальше пойдут плюсы.

Андрей Тутышкин решил сделать что –то оригинальное в формате 29 минут. Именно сколько длиться этот фильм. Стандарт для телевидения.

И он снял не просто развлекательное кино, а решил сделать очень умное кино. На начало шестидесятых годов у нас еще никто не работал в жанре умной комедии. Рязанов и Данелия будут чуть позже.

Комедия была самым попсовым жанром в пятидесятые годы. Самым кассовым и массовым, поэтому очень часто снималась на цветную пленку.

Это одна из первых комедий, снятых на черно – белую пленку. В те годы уже пошло разделение. Цвет – это попса, черно – белая пленка – это умное кино.

В этом фильме Тутышкин предвосхитил многие темы того же Рязанова. Да – да, тот же бюрократизм и тему маленького человека, попавшего в жернова бюрократизма.

Ради правды нужно сказать, что умные комедия – это было очень модно в те годы. Их снимали итальянцы, и наши чиновники охотно закупали эти комедии для кинопроката. И эти комедии пользовались любовью именно интеллигенции.

Еще одно новаторство фильма – это манера съемок. Режиссер снял один невероятно длинный кадр, и кажется, что ты смотришь Тарковского или Сокурова. Для телевизионный комедии, это крайне несвойственный прием. Поражаешься мастерству режиссера, и всех актеров. А ведь это, напомню, короткометражка, снятая для телевидения.

Новаторство не было сильно оценено зрителями и критикой. Фильм показали несколько раз, затем благополучно забыли. Вспоминают про него только в последнее время. И все отмечают то, что фильм опередил свое время.

Но это критики.

А зрители забыли о существовании этого фильма. Он совсем не формат для нашего телевидения. Хотя бы, и по причине хронометража.

Но фильм создает новогоднее настроение. Это очень зрительское кино. И остается только сожалеть о том, что фильм остался на обочине зрительского внимания.

Фильм "Искатели приключений" - отличное приключенческая драма.

 


Не буду писать много эпитетов. Просто два факта.

Один удивительный.

В 1968 году советский прокат покорили два героя с фамилией Вайс. Одна из них – это Летиция Вайс – героиня этого фильма. Фильм стал самым кассовым релизом иностранного производства в советских кинотеатрах. Второго, конечно же, вы узнали. Это Александр Белов…

И еще один факт: Ален Делон привозил с собой этот фильм на встречу со зрителями. И он не считал этот фильм проходным в своей биографии.

Меня удивляет то, что при заезженном сюжете, сам фильм получился таким фильмом, который продолжают смотреть. Значит, сюжет здесь не причем, когда у вас есть такие характеры и такие актеры. Актерский дуэт Вентура – Делон просто великолепен. К ним еще и добавляется та самая Летиция Вайс.

Мне сложно определить жанр, в котором снят этот фильм. Полная синтетика. Здесь и драма, и мелодрама, и боевик. И даже притча.

Причем, очень мудрая притча о том, что богатство не приносит удачи, когда умерла любовь. Есть вещи поважнее материальных благ.

С точки зрения сюжета у героев совсем нет антагонистов. Они здесь совсем проходные персонажи. Можно только гадать кто они. Бельгийские наемники, или кто –то другой. Это просто некие функции, некий перст судьбы. И они как молох забирают свои жертвы.

Фильм получается очень грустным. Из трех главных героев до финала доживает один. Хотя, в начале кажется, что фильм катиться по рельсам приключенческой комедии и легкой мелодрамы. Но режиссер обманывает зрителя, когда выдают жесткую драму без всяких компромиссов.

И зрители жалеют главных героев. Они очерчены довольно скупо, но актеры наполняют этих персонажей жизнью, обаянием и энергией. И этих героев начинаешь любить с самого начала. А сцена прощания с Летицией запоминается навсегда. Создательница металлических абстракций, словно бы сама стала этой абстракцией, одетой в скафандр. Она навсегда останется молодой.

Невозможно забыть и музыку фильма. В словах сложно описать музыку. Да и неблагодарное это дело. Но она врезается в память.

Фильм – яркий пример того, что легкий жанр можно превратить в серьезное кино. И такое серьезное кино, которое продолжают смотреть зрители. И продолжают плакать, когда погибает Маню в исполнение Алена Делона. И фильм оставляет послевкусие. Его продолжаешь пересматривать у себя в сознании. И это знак замечательного фильма.

Актер Владимир Седов: он пострадал в автокатастрофе.

 


Владимир Седов – актер, которого не случайно избрали на роль генерала Карбышева в фильме «Родины солдат». Так получилось, что и герой, и актер, который сыграл этого героя, оказались людьми несгибаемой воли. И это был очень удачный выбор режиссера Юрия Чулюкина, когда он выбрал на роль генерала Карбышева провинциального актера.

Владимир Седов, не смотря на свою популярность, был провинциальным актером. Большая часть его жизни связана с городом Саратовым. Здесь он родился, здесь он получил актерское образование, здесь он прожил большую часть жизни.

На сцене Саратовского театра он был звездой. По разным причинам, актер играл и в других городах, в Воронеже, в Волгограде. Но всегда возвращался в родной для него Саратов.

Владимир Седов был потомственным актером, и у него не возникало сомнений, какую ему выбрать профессию. Он пошел по стопам родителей, и стал известным актером, хотя за свою актерскую карьеру получил всего лишь скромное звание «Заслуженного артиста». Народным актер так и не стал. По званию, а не по сути.

Ибо по настоящему Народным он стал, когда сыграл генерала Карбышева.

Жизнь актера разделилась на «до» и на «после». И разделила его жизнь автомобильная катастрофа, которая произошла с автобусом. В нем Седов вместе с коллегами ехал на съемки в фильме «Взлет». Перед автобусом выскочила машина, и водитель, осуществляла маневр, слетел в кювет. Автобус перевернуло, и он начал съезжать вниз.

Седов вел себя как настоящий человек. Он спасал своих коллег. Помогал им выбраться из автобуса. А пострадал сам. Причем, он был единственным, кто пострадал в той аварии.

Он сумел с самого начала преодолеть последствия травмы. Для этого актер проявил железную волю. И через год после аварии он вернулся в профессию. Он сделал несколько спектаклей, в которых нужно было только говорить. И восхищенные слушатели внимали словам актера, и его жены.

Но затем болезнь все же взяла свое. И несколько лет перед смертью актер провел прикованный к кровати.

В кино актер сыграл 40 ролей. Вроде бы, не так много. Но нет в фильмографии Владимира Седова ни одного проходного фильма.

Кроме «Родины солдат», можно отметить любую роль актера, даже в таком одиозном фильме «Как на гранатовых островах». Но отмечу, конечно же, роль в фильме «Директор». Там у Седова грандиозная роль Кныша. Очень неоднозначный персонаж. Но яркий и сильный человек.

Еще он сыграл в трех фильмах у Сергея Бондарчука. А зритель также мог запомнить актера в детективе «Лекарство против страха» и в боевике «Случай в квадрате 36 -80». Актеру особым образом удавались образы военных, хотя в армии он не служил.

Актер ушел из жизни на 81 году жизни. А фильмы с его участием до сих пор живут.

Николай Черкасов: скоропостижная кончина актера, который гениально сыграл Суворова.

 



 

Невероятный факт! В истории мирового кино было два актера Николая Черкасова. И каждый из них гениально воплотил образы русских полководцев, русских гениев.

Один сыграл Александра Невского. Второй сыграл роль Суворова.

И именно роль Суворова и прославила актера, вознесла его на пьедестал, и сделала его имя достоянием вечности.

К имени этого второго актера добавляют иногда фамилию Сергеев. С фамилиями все просто: Сергеев – это фамилия отца, а Черкасов – это фамилия его матери.

Под фамилией матери актер стал выступать как оперный певец на театральных подмостках Российской империи.

Кстати, родился он в Астрахани. Этот город является родиной многих славных актеров. И Черкасов – первый в этом славном ряду.

Свою первую роль в кино, актер сыграл, когда ему было уже за 50 лет. Эта была роль охотника в фильме «Джульбарс». К нему пришел успех.

Но триумф был впереди. В 1940 году Всеволод Пудовкин снял фильм «Суворов», который вышел на экраны в 1941 году. И этот фильм стал большим событием в истории нашего кино. Фильм смотрели не по одному разу. И это была уже не просто картина, не просто фильм. Его смотрели, когда уходили на фронт.

Роль Суворова, которую сыграл Черкасов, стала каноном. Как и сам фильм. По мнению историков, достоверность невероятная.

В первый год войны за свою роль Черкасов получил Сталинскую премию – высшую награду страны. Это была всего лишь вторая роль Черкасова в кино.

Затем последовали две роли в боевых киносборниках, небольшая роль в фильме «Котовский», затем была главная роль в фильме «Непобедимые», и роль командующего фронтом в фильме «Дорога к звездам». Собственно, эта вся фильмография Николая Черкасова. Роль Суворова стала для него главной в жизни.

Он скончался от разрыва аорты 22 января 1944 года, не дожив до 60 лет. Он похоронен на кладбище Алма- Аты, рядом с актером Борисом Блиновым. Долгое время могила Черкасова находилась в плачевном состоянии. Но нашлись поклонники, которые привели эту могилу в надлежащее состояние.

Леонхард Мерзин: актер, который ушел из жизни в 55 лет.

 



Любопытная вещь, актера Леонхарда Мерзина я открыл через творчество Колина Ферта. Просто так получилось, что оба актера сыграли одного и того же реального героя в фильмах с одинаковыми названиями «Гонка века».

Наш советский актер держал планку, и выглядел лучше, чем оскароносный актер.

Как и всякий прибалтийский актер в советском кино Мерзин был вынужден играть роль разного рода иностранцев. Он использовался как типажный актер. Но какой это был типаж! Его внешность не забудешь, если раз увидишь его.

Родом Леонхард Мерзин из Эстонии, всю жизнь работал в эстонских театрах, был звездой театральной сцены. С успехом Мерзин занимался театральной режиссурой.

Но, помимо актерства, он был еще и литературно одаренным человеком: писал пьесы и рассказы. Они пользовались успехом у эстонских читателей.

Всего актер снялся более, чем в 30 фильмах.

Успех пришел к актеру не сразу же. Первые фильмы с его участием прошли незаметно, и канули в лету.

Но затем был фильм «Мертвый сезон», и роль пастора, которая сделала актера известным на всесоюзном уровне. А затем была заметная роль в «Короле Лире».

Заметной стала и роль актера в фильме «Гонщики».

Но больше заметных фильмов в фильмографии актера не случилось.

Были фильмы кассовые, но вряд ли их отнесешь к шедеврам кинематографа.

Он мог играть бандитов, мог играть следователей в латышских фильмах.

Много играл актер и роли военных. Причем, как фашистов, так и наших, советских офицеров. Все, кто видели эти роли утверждают одно: у актера была настоящая военная выправка, которую сложно сыграть.

Ушел из жизни актер 2 января 1990 года скоропостижно.

Остались недописанными рукописи, и задумки новых спектаклях.

Причем, о причинах смерти актера нигде не сообщается, как и о его личной жизни.

На момент кончины ему было всего лишь 55 лет.

Последним фильмом в жизни актера стала как раз картина «Гонка века». И после ее просмотра понимаешь, какого масштаба была актер Леонхард Мерзин.

Актер Юрий Астафьев: скоропостижная смерть от сердечного приступа в 41 год.

 



Когда вспоминаем про актера Юрия Астафьева, то поражает то, что смерть сразила его в момент творческой востребованности. К этой востребованности актер шел 15 лет. Мы уже никогда не узнаем, был ли бы Астафьев востребован в постсоветской кино. Но в конце советской эпохи он был крайне востребованным актером.

Пример простой: только в 1991 году, когда актера уже не было в живых, вышло сразу же три фильма с его участием. Но в двух этих фильмах актер не успел закончить работу над ролью, его озвучили другие актеры.

Начинал Юрий Астафьев не в глубокой, но все же, провинции. Он закончил театральное училище имени Волкова, затем поработал несколько лет в Смоленском театре.

Театральное училище имени Волкова тогда не давало высшего образования, и Юрий Астафьев решил продолжить свое образование, выбрав училище имени Щукина, куда поступил с первого раза.

После окончания этого училища, актер попал в «Ленком». Он не стал любимым актером Захарова, тот задействовал его только в небольшой роли в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Зато стал другом Николая Караченцова. Именно Караченцов написал единственный некролог на смерть друга, который появился в прессе.

Кинокарьера Юрия Астафьева началась достаточно рано. В 23 года он снялся в фильме «Принц и нищий». Фильм стал заметным событием.

Но Астафьеву этот фильм не принес громкого успеха. В семидесятые годы он снялся еще в нескольких картинах. Наиболее заметная роль в телевизионном многосерийном фильме «Судьба барабанщика».

Настоящий успех пришел к Юрию Афанасьеву, когда ему было уже под 40 лет, и связан этот успех с фильмом «Двое и одна».

В те годы снималось много картин. Но чистых и светлых картин не так уж много. «Двое и одна» - из таких картин. Ее успех пытаются повторить многие на современном телевидении. Но как –то не получается. И одно из достоинств этой картины – это дуэт Афанасьева и Буркова. Настоящие мужчины с невероятной энергетикой! Фильм стал подлинным бенефисом Афанасьева. Зрители удивлялись тому, где раньше был такой актер, и почему он находиться на вторых ролях.

Предложений сниматься в кино у Афанасьева было много.

Но отдадим ему должное. Он держался от явных чернушных фильмов.

Поэтому, в его фильмографии только один фильм из такой серии – это «Жена для метрдотеля», а так среди наиболее ярких работ – это фильм «Соль» - тонкой драме, «В полосе прибоя» - классическом детективе, и в фильме «Гроза над Русью». Именно, во время работы над этим фильмом актера и застал сердечный приступ 4 ноября 1990 года . Спасти Юрия Афанасьева не смогли. Актеру было всего лишь 41 год.

Фильм "Филадельфийский эксперимент": в СССР он шел под другим названием.

 


По стране уже шла перестройка, но эра видеосалонов еще не началась. Так что, в советский прокат фильм вышел в удачное время. И имел успех, гораздо больше, чем в американском прокате.

Непонятно, почему фильм поменял название на «Секретный» вместо «Филадельфийского эксперимента» в оригинале.

Но не беда. Зато фильм совсем не был порезан цензурой, в оригинальной версии он длится, сколько же, как и в советской прокатной версии. К тому же, очень удачный советский дубляж.

Подозреваю, что фильм не шедевр мирового кино. И даже скорее проходное кино. Но мне фильм очень запомнился.

А молодому поколению зрителей фильм не нравиться. Их раздражает дешевая картинка с довольно дешевыми спецэффектами, и довольно банальный сюжет.

Спецэффекты, и в самом деле, оставляют желать лучшего. Сам сюжет тоже банален. Два моряка в результате эксперимента попадают в 1984 год. Там за ними охотятся военные. Из –за этого нехитрого сюжета фильм даже называют «боевиком». И это довольно неправильное определение. Скорее, это просто приключенческое остросюжетное кино. Фантастика, которая дает нам наслаждение наблюдать за интересной историей.

Многие зрители ругают актеров за плохую игру. Майкл Паре, действительно, актер класса «б». В этом классе он задержался навсегда. Но меня лично его игра не напрягала. Все в его игре в строку. Нормально играет. Соответствует предполагаемым обстоятельством. Как и его партнерша Нэнси Аллен.

Подозреваю, мы бы этот фильм не заметили, если бы в прокате шел тот же «Терминатор». В США он полностью затмил фильм «Филадельфийский эксперимент». Но мы «Терминатора» не могли видеть.

Но не могу сказать, что «Филадельфийский эксперимент» как рак, который на безрыбье, и который может сойти за рыбу. У фильма есть свое очарование, обаяние. Есть несколько запоминающихся сцен, особенно, фраза про русских, которые в 1984 году были отнюдь не союзниками США.

Наверное, фильм больше относиться к области ностальгии. Но иногда очень приятно вспомнить свое прошлое. И фильм «Секретный эксперимент» занимает свое законное место. Я этот фильм всегда с удовольствием пересматриваю.