«Миллионы алых роз для Вии Артмане».
Название статьи можете считать эзоповым.
На самом деле, Вия Фрицевна Артмане – одна из самых великих актрис нашего кино. Тут даже не хочется уточнять, какого кино, НАШЕГО кино.
В статьях, которые посвящались юбилею Артмане, много писалось о том, что она была сильно востребована в театре, а кино было не слишком справедливо к актрисе.
Мол, всего три замечательных роли. В фильмах «Никто не хотел умирать», «Родная кровь», и «Театр». Но это утверждение совсем не справедливо. Может быть, масштаб фильмов, в которых снималась Артмане, не всегда соответствовал ее таланту, но как актриса она запоминалась всегда. Даже в «Стрелах Робин Гуда».
Безусловно, есть забытые фильмы, типа «Ракеты не должны взлетать». Но даже там роль Артмане запоминалась, и эта роль делала фильм.
Запомнилась она в детективах Алоиза Бренча и Ады Неретнице. Там она могла сыграть совершенно противоположные образы.
Мудрой следовательницы и хитрой преступницы.
Да, и последний период творчества был отмечен яркими ролями. В их числе, фильмы «Катафалк» и «Человек из свиты». Эти фильмы никак не отнесешь к проходным. Их мало, кто видел. Но такое тогда было время.
В советские годы актриса была символом советской Латвии. Но вот, все что с актрисой произошло в постсоветской Латвии, объяснить сложно. Это просто никак не объяснимо.
Иногда кажется, что это чисто человеческая зависть. Актриса всегда участвовала в кремлевских концертах. Актриса имела много званий и наград. Но она была, прежде всего, АКТРИСОЙ.
И она не покидала родную Латвию, хотя могла бы и уехать. Но она осталась верна своей Родине.
И история с квартирой, которую у нее отняли. Да, отняли по закону. Но министерство культуры Латвии во главе с Раймондом Паулсом должно было все силы приложить, чтобы купить актрисе новую квартиру. И не хуже старой.
В результате в постсоветской Латвии судьба актрисы сложилась печально. И, прежде всего, театральная судьба.
Всего три (!) сыгранные роли на театральных подмостках. И это для актрисы, которая находится в самом расцвете творческих сил.
Кто-то сильно спешил бороться с символом советской Латвии, забывая о том, что актриса была лучшей актрисой всего многонационального народа Советского Союза, и просто символом Латвии.
Сейчас много пишут о романе с Евгением Матвеевым. Актриса была, действительно, человеком сложной личной судьбы. Но никогда об этом не рассказывала. Тогда это было не принято. Да и характер не позволял.
И если был этот роман, и если была рождена дочь, так только радоваться можно, что актриса нашла счастье на этой земле, пусть такое и не долгое.
В последние годы она жила с сыном под Ригой.
Там тоже интересная история. Сын был музыкантом, и испытал все увлечения этой профессии. И довольно рано обратился к вере. Были проблемы с матерью. Но затем они нашли понимание.
Сын стал православным священником, и актриса приняла православие.
В ее жизни было много роз, но и много уколов от шипов роз. Но для зрителей она остается непревзойденной актрисой своей эпохи.