среда, 22 сентября 2021 г.

Поздняя слава актрисы Валентины Сперантовой.

 


Поздняя слава актрисы Валентины Сперантовой.

 

Валентина Сперантова – легенда нашего театра и кино. Но на всю страну она прославилась довольно поздно. Эта слава совпадает со временем ее позднего кинодебюта.

Он состоялся, когда актрисе было уже почти под 50 лет. И речь идет о фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер». Сперантова уже была Народной артисткой РСФСР, и звездой Центрального детского театра.

Но кино долго не замечало актрису.

Да и после дебюта прошло целых семь лет, прежде чем Сперантова снова снялась в кино. И второй ее фильм «Шумный день» оказался успешнее первого фильма. Он оказался в центре общественного внимания из-за проблем, поднятых в фильме. Почтит все актеры из этого фильма, начали делать успешную карьеру в кино.

Не исключение и Сперантова. За 17 лет оставшихся до кончины актрисы, она снялась более, чем в двадцати картинах. Почти каждый год выходила картина, где снималась актриса.  Картины пользовались разным успехом у зрителей. Одни проходили мимо внимания зрителей, вторые становились хитами. Например, тихо прошла картина «Последний день осени», а фильм « Два билета на дневной сеанс» стал хитом проката. Но практически всегда Сперантова играла роль матери, пожилой мудрой женщины, учительницы.

Но все же, больший успех актриса обрела на радио и телевидение. Здесь и работа в различных радиопрограммах, и участие в передаче «Спокойной ночи малыши». Она стала бабушкой для многих поколений зрителей, все –таки, у телевидения даже в те годы, были большие возможности.

Здесь же на телевидение состоялась премьера фильма «Большая перемена», где у актрисы не большая, но заметная роль уборщицы. Именно роль в этом телефильме стала для зрителей главной в карьере Сперантовой.  

В 1970 году актриса стала Народной актрисой СССР.

Ее личная жизнь всегда оставалась спокойной. Два счастливых брака, в них родилось двое детей.

Наверное, для многих поколений зрителей, Валентина Сперантова остается тетей Глашей из «Большой перемены». Но сама актриса гораздо глубже этой замечательной роли.

Ее слава оказалась поздней. Но зрители до сих пор продолжают любить роли актрисы.

Сперантова ушла из жизни в январе 1978 года. Даты ухода актрисы разнятся в различных источниках. На момент смерти она уже двадцать лет играла бабушек, но ей было всего лишь 73 года, когда она ушла из жизни. Не так уж много, по сегодняшним меркам. Не так уж много она и сыграла в кино. Но этого хватает для того, чтобы помнить актрису до сих пор.

Чем нам запомнился актер Шухрат Иргашев.

 


 

Чем нам запомнился актер Шухрат Иргашев.

 

Очередная скорбная новость пришла 17 сентября 2021 года. На 77 году жизни скончался актер Шухрат Иргашев. Он был безусловной легендой мирового кино, гордостью советского и узбекского кино. Главным представителем Узбекистана в российском кинематографе. 

Вспомним, чем он запомнился зрителям.

В чем –то Шухрат Иргашев – пример уникального актера. Он полюбился зрителям, как тонкий романтический герой в картинах «Нежность» и  «Влюбленные». Невероятная внешность в сочетании с актерским мастерством – его герой покорил весь мир.   

Но затем со внешностью актера стали происходить естественные возрастные изменения, и из героя – любовника он превратился в типажного актера. Причем, очень востребованного. На счету актера более чем 120 ролей.

Подобной востребованностью на протяжении всей жизни, могут похвастаться не многие актеры.

После успеха дилогии он снимался много, почти каждый год. Но только таких ярких фильмов уже не было.

Но зрители помнили героя Иргашева молодым, и порой не знали, что именно он снимается в том или ином фильме.

В конце восьмидесятых актер стал востребован в криминальном жанре. Он снимался в самых ярких фильмах узбекской студии. Тут можно вспомнить «Кодекс молчания» и «Под маской «Черной кошки».

В девяностые, и уже в новом веке Иргашев продолжил активно сниматься. Только теперь он стал востребован в нескольких амплуа.

Во – первых, это криминальный авторитет.

Во – вторых, милицейский начальник.

В третьих, врач.

И в четвертых, это, конечно же, гасторбайтер их Узбекистана.

В первом случае, можно вспомнить роль актера в сериале «Боец». Сериал был очень успешным.

Во – втором случае, сериал «Меч».

А в третьем случае, сериал «Склифосовский».

Количество проектов очень велико. Актер снимался как в Узбекистане, так и в России.

А в большом кино он сыграл роль мага, который прикидывается барменом в фильме «Дневной дозор». 

Актер Шухрат Иргашев еще долго останется в памяти и  сердцах благодарных зрителей.

Утраты последних дней.

За последние дни ушло из жизни еще два актера. Это Олег Де – Рибас. Он был не актером, просто в молодости случайно снялся в двух фильмах. Один из фильмов «Я – Хортица» прогремел на всю страну. Его любовь – это краеведение. Его материалы об Одессе имеют огромное значение. Происходил из рода знаменитых Де – Рибасов. Но свой приют нашел в Костроме. Ему было 60 лет. Анаит Топчян – армянская актриса. Ей было 74 года. Как и Олег Де Рибас, Анаит Топчян была писателем и журналисткой. Они оба ушли 20 сентября 2021 года. Такое вот совпадение. Но все же, Анаит Топчян была известной армянской актрисой. По преимуществу, она снималась в армянском кино. Но ее роль в фильме «Земля, до востребования!» прогремела на всю страну. В последние десятилетия в кино не снималась.

вторник, 21 сентября 2021 г.

Актеры, которые дебютировали в фильме "Школа мужества".

 


Фильм «Школа мужества» сейчас относиться к разряду забытых фильмов. Это экранизация прозы Гайдара, сделанная очень добротно. От экрана глаз не оторвать. Владимир Басов дебютировал в качестве режиссера. Пока что с соавтором. Но он показал свой высокий класс режиссера, задал высокую планку, которую только поднял со временем.

А еще он показал себя как режиссера с гигантским чутьем на будущие таланты. В его первом фильме дебютировало сразу же 5 АРТИСТОВ, которым суждено стать народными.

Не забуду упомянуть и Розу Макагонову. Да, это жена режиссера, она снималась до этого фильма в нескольких картинах, но именно после этого фильма она стала узнаваемым лицом, и стала одной из самых снимающихся актрис эпохи пятидесятых годов.

 

ВЛАДИМИР БАСОВ.

Есть общее мнение, что Басов дебютировал в кино в качестве актера совсем случайно, когда проходил по коридору «Мосфильма», и встретился с Георгием Данелия. Роль полотера в фильме "Я шагаю по Москве" пережила время, спору нет. Но и роль офицера белой разведки, поручика, получилась у Басова на загляденье.

Режиссер просто упивается этой ролью. И негодяй у него получился такой, что его ненавидишь. А другими красками тогда нельзя было изображать образ белогвардейца.

С другой стороны, невероятное попадание в яблочко. И форма на Басове сидит, как влитая. Чувствуется, военная школа!

Кстати, свое участие Басов в титрах не указал.

 

ЛЕОНИД ХАРИТОНОВ.

Одна из главных звезд того времени. Дебютировал именно в этом фильме, и сразу же в главной роли Бориса Голикова. Безусловно, никаких особых психологических открытий. Но роль ему идет. И за его героя переживаешь.

 

ВАДИМ ЗАХАРЧЕНКО.

Небольшая, типажная роль красного казака, который наплюет на дисциплину, и за это поплатиться жизнью. Персонаж с гнильцой. Сколько потом таких ролей сыграет Вадим Захарченко. Именно после этого фильма он станет одним из самых снимающихся актеров. Премьером не сделается, но на втором плане будет выглядеть уместно.

 

ЮРИЙ КАТИН – ЯРЦЕВ.

Мы запомнился актера по другим ролям, но именно в этом фильме он сыграл свою первую роль. Это был эпизод, роль плохого героя, который хвалит Керенского. Но роль запоминается.

 

Ролана Быкова легко разглядеть даже в толпе.

РОЛАН БЫКОВ.

Один из первых актеров советского кино. В фильме «Школа мужества» совсем крохотный эпизод, фактически, групповка. Но узнать актера невозможно. Настолько у него яркая харизма.

Удивляешься только тому, как такому большому актеру, дали такую маленькую роль подпевалы. И даже в этой крохотной роли актер выступил так, что его запомнили. Роль не указана в титрах.

Фильм «Школа мужества» стоит посмотреть хотя бы для того, что бы посмотреть на работу тех, кто в дальнейшем станет звездами нашего кино, которые не гаснут до сих пор.

Удивительное требование цензуры к фильму "Шумный день".

 


 

Фильм «Шумный день» давно уже является классикой нашего кино.

А история создания этого фильма довольно удивительна.

Его запустили по остаточному признаку, учитывая то, что фильм получается крайне бюджетным: все дело происходит в одной квартире.

Пьеса «В поисках радости» с успехом шла по сценам всех театров страны, особенно удачной была постановка в «Современнике», откуда и был взят на главную роль Олег Табаков.

Но это название не понравилось цензорам, в качестве которых выступала Екатерина Фурцева. Ее точка зрения была простой. Мол, не должен наш советский человек искать себе радость. Он должен трудиться, и ждать наступление коммунизма. И в том радость советского человека. Название тут же поменяли.

А вот второе требование было не таким уж и не справедливым.

Дело в том, что герой Олега Табакова писал стихи, и в этих стихах называл своих одноклассниц «дурами». Фурцева возразила. Не должен положительный герой оскорблять других героинь. И стихи главного героя переделали. "Дуры" в этих стихах стали просто глупыми.

На взгляд Фурцевой, только отрицательные герои могут оскорблять положительных героев. А положительны герои не могут хамить им в ответ.

Это были все цензурные требования к картине.

Фильм вышел на экраны, и за два месяца собрал 18 млн. зрителей на своих сеансах. Это был успех!

Константин Райкин: актер, который перестал сниматься в кино.

 


КОНСТАНТИН РАЙКИН.

Трудно быть сыном гения. Но Константин Райкин доказал, что он имеет право на существование в театре. В кинематографе он был не частым гостем и в советское время. Под типаж образцового советского человека он не очень подходил, и самыми известными его ролями была роль Труффальдино в одноименном фильме и роль татарина Каюма в замечательном фильме «Свой среди чужих…». Работа в театре с самого начала была приоритетом для Райкина. Он и в образе Каюма снялся бритым, потому что играл в спектакле.

Но все равно, в советские годы он снимался достаточно часто. И самой запоминающейся его ролью стала роль в фильме «Комедия о Лисистрате», в которой Райкин снялся абсолютно обнаженным.

Уже в конце восьмидесятых он возглавил театр «Сатирикон», и сделал этот театр одним из самых успешным московских театров. И одним из самых звездных.

Но, фактически, в девяностые годы он перестал сниматься в кино. Сделал он исключения для бывшего актера своего театра, ставшим замечательным режиссером. Речь идет о двух проектах Сергея Урсуляка. В одном фильме он сыграл криминального авторитета советской поры. Во втором фильме он сыграл самого Пуаро. И роль Пуаро была всего лишь третьей главной роли Константина Райкина в кино. Может быть, это и мало. Но с другой стороны, не каждому актеру выпадает такая честь – стать и Труффальдино и Пуаро, и Бенидикто.

Ходили слухи, что Райкина пригласил сам Спилберг в фильм «Список Шиндлера». Но Райкин отказал ему. Причина банальная: занятость в театре. И это, похоже, на шутку.

Его театр продолжает оставаться одним из самых звездных в столице. В последние годы Райкин оказался одним из самых генерирующих новости людей театра. Он выступает против цензуры, а его конфликт с министром культуры стал притчей во языцах.

Но жаль, что в кино он с 2002 года не появляется. Да и сериал «Ошибка Пуаро» остается самым неизвестным сериалом Урсуляка. А этот сериал не хуже «Ликвидации».

Сергей Проханов: актер перестал сниматься в кино.

 


СЕРГЕЙ ПРОХАНОВ.

Любопытно, что сегодняшние наши герои – люди с диаметрально противоположными типажами, и схожей актерской судьбой.

Сергей Проханов – один из самых востребованных молодых актеров в 70 – 80 –ые гг.

Каждый год на экраны выходили новые фильмы с участием Сергея Проханова.

Но так уж бывает, не смотря на свой талант, и разные образы, созданные на экране, Сергей Проханов ассоциируется у зрителей с фильмом «Усатый нянь».

Хотя, были и другие замечательные фильмы. В частности, «Молодая жена». Не говоря уж о том, что кинокарьера Сергея Проханова оборвалась на трех замечательных детективах. Речь идет о фильме «Гений». Этот фильм наиболее известен. Но и минисериал «Привал странников» не хуже. И телевизионный фильм «Коррупция» тоже замечателен. Но в 1991 году люди следили за политикой. И сериалы прошли мио их внимания.

Кстати, во всех этих фильмах Проханов играет не очень хороших персонажей. И они у него удаются на все сто процентов!

Кажется, этот актер всегда может найти себе работу в кино. Но уже в начале девяностых годов он создает Театр Луны. И этот театр стал одним из первых частных театров. И сейчас этот театр остается самым успешным частным театром. Сергей Проханов вложил в него личные средства. И одно это вызывает уважение.

Но жаль, что с 1991 года актер в кино не снимается. И не собирается сниматься в кино. А жаль...