Сегодня мы поговорим только об одном актере, который стоит десятка других, потому что этот актер выразил наш национальный дух, как никто другой. Таких актеров можно пересчитать на пальцах одной руки.
А вот театральный деятель такой только один.
Это ОЛЕГ НИКОЛАЕВИЧ ЕФРЕМОВ. Актер, который не сыграл ни одной отрицательной роли на экране, или даже не сыграл ни одного противоречивого образа на экране. Актеры равные ему играли порой противоречивые образы, как Сергей Бондарчук Годунов которого все же неоднозначный персонаж, или Тихонов, который убедительно сыграл негодяя. Но только Ефремов и Баталов на экране были положительными персонажами.
Олег Николаевич Ефремов - гений русского театра, и русского кино второй половины двадцатого века. Имя Станиславского было написано на знамени Ефремова. Приверженцем его системы Олег Николаевич был всю жизнь, и он доказал жизнеспособность этой системы.
Но и его не обошла стороной известная русская болезнь.
Говорят, он начал пить очень рано, еще до того, как задумал стать актером. А курить начал еще раньше. И с сигаретой, как и с рюмкой не расставался всю свою жизнь, не смотря на все свои проблемы со здоровьем.
Поразительное обстоятельство, которое трогает лично меня. Не смотря на количество любимых женщин, не смотря на детей, внуков, друзей, актер последние годы жил вместе со своим престарелым отцом, который полностью взял на себя заботы о своем сыне. Девяносто летний человек заботиться о семидесятилетнем сыне.
Ефремов, лидер по своей природе, был вожаком во всем. Основанный им театра «Современник» называли не только самым талантливым театром, но и самым пьющим театром страны. Но тогда все эти застолья были вполне понятны: актер был еще молодым и полным планов.
У Ефремова быстро получилось создать один из самых популярных театров в стране. В этом театре все творили и все выпивали, от плотников до ведущих актеров.
Нужно признать, что официальные власти все прощали Олегу Ефремову. Прощали и за «Голого короля», и за чтение Солженицына в открытую, хотя в конце шестидесятых за это можно было попасть в тюрьму, и за поддержку «пражской весны», за его убежденный антисталинизм в годы застоя.
Но власти приготовили для Ефремова очень хитрую ловушку. Они доверили ему МХАТ, который был главным театром страны. Ефремов принял театр, полный планов. Но его тут же, ждал удар: его единомышленники по «Современнику» отказались идти следом за ним. Возник конфликт со знаменитыми мхатовскими стариками. Ефремов выдержал все удары.
Но в запои в тот период он уходил все чаще и чаще.
При этом, первый период запоя для Ефремова был крайне плодотворным временем. А затем его творческая активность затухала. Свои запои он называл «путешествиями».
Про загулы Ефремова ходят легенды по Москве. Власть все прощала Ефремову. Ибо МХАТ был придворным театром в те годы. И действовал в правильном русле, как при Леониде Ильиче, так и при Михаиле Сергеевиче. Ефремову приходилось бороться с цензурой, и доходить до самого верха.
Собственно, именно в годы горбачевской перестройки происходит раскол МХАТА, и вся история театра разделяется на «до» и на «после». Это глубокая трагедия для всего нашего искусства. Копья вокруг этой трагедии ломаются до сих пор. Правда, думаю, лежит по середине.
МХАТ – периода девяностых годов это театр с глубоко больным худруком, и с очень плохой посещаемостью.
Еще одна особенность Олега Ефремова – это некий фаворитизм. Особенно, в отношении актрис. Все знали, какая актриса была его очередной фавориткой. Но только до девяностых годов – это были просто личные фаворитки Ефремова, а в девяностые годы эта фаворитка фактически правила театром. И все об этом знали. Она делала все от лица худрука, а худрук или лечился, или был в запое.
Гастроном возле его дома называли «ефремовским».
Всю свою жизнь Олег Николаевич интересовался больше всего театром. Всех своих жен он отбил у своих друзей и товарищей.
Но всю свою жизнь он не сорвал ни одной репетиции, и ни одной съемки в кино. Он пахал как каторжный всю свою жизнь, и отстаивал на практике свои принципы правдивого искусства.
Подавляющее большинство своих ролей в кино он сыграл на «Мосфильме», или на студии имени Горького, потому что не мог покидать свой театр, который любил больше всего на свете.
Александр Володин – его приятель и собутыльник – рассказывал историю, как Ефремов однажды проснулся в его квартире и заплакал от счастья, потому что он подумал, что оказался в вытрезвителе, и не нужно идти на службу в театр.
О пьянстве актера мы многое знаем из рассказов его сына. Например, он легально разрешил Михаилу попробовать портвейн еще в подростковом возрасте. И сам сын продолжает выпивать до сих пор.
Но Ефремов был гением, а его сын является просто талантливым типажным актером.
Ефремов был тихим пьяницей, и никаких скандалов себе не позволял, хотя имел большой, по тем временам, статус члена ЦК, и мог позволить себе многое. Но никаких скандалов, он предпочитал беседовать со своими друзьями за выпивкой.
Полагаю, что пьянство для актера было некой отдушиной, потому что все остальное время было занято театром и огромной работой.
Многие его бывшие женщины дают интервью. И все указывают на то, что Олега Николаевича в жизни больше интересовал театр. И помнить его мы будем по великим делам его на благо Отечества.