понедельник, 2 августа 2021 г.

Актеры, ушедшие от нас в один день.

 

Такой год. 2020… Уходят от нас глыбы, а не звезды. Уходят настоящие актеры.

Так уж случилось, что в один только день 9 декабря 2020 года этот мир покинули два замечательных актера. Это Александр Самойлов и Вячеслав Езепов. Их любили по – настоящему. И продолжают любить.

 

Ему было 68 лет. Сын великого Владимира Самойлова. Он доказал, что он блестяще может работать на сцене и в кино. Долгие годы он служил в Маяковке, а затем во МХАТЕ имени Горького. Там получил звание «Заслуженного артиста РФ».

Любопытна его история с кинокарьерой.

Начал Самойлов с положительных ролей. Многим зрителям запомнилась его роль в «Зимородке». А затем он продолжал работать в том же ключе. На его счету оперативник, рабочий, ученый.

В девяностые годы у актера был большой перерыв в съемках. А затем он активно освоил нишу российских сериалов. И всем запомнился его плохой персонаж из сериала «Две судьбы».

Теперь актер отрастил усы, и эти усы начали определять его имидж. Александра Самойлова много использовали на ролях второго плана.

К сожалению, в последние годы актер ходил по разного рода ток – шоу с сомнительной репутацией. Но зрители все равно продолжают любить по его ролям.

Всего на счету актера Александра Самойлова более 90 ролей в кино, и подавляющее большинство этих ролей сыграно именно в последние годы.

 

Вячеслав Езепов.

Легенда Малого театра. Но для всех кинозрителей незабываемый типажный актер. В последние 25 лет Езепов в кино фактически не снимался. Запомнился в ролях ярких исторических персонажей. Это Жданов в фильме «Николай Вавилов» и Щербаков в «Битве за Москву».

Также Вячеслав Езепов запомнился в ролях двух пассажиров поездов в фильмах «Убить «Шакала» и «34 скорый».

Замечательную роль сыграл он в фильме «Господин Великий Новгород». Но эту роль заслонили плохие персонажи Езепова в фильмах «Пять минут страха» и «Кодекс бесчестия». Он мог играть негодяев, а мог искренних, беззаветно влюбленных людей. Они в исполнении Вячеслава Езепова получались ранимыми и трогательными людьми.

Вячеслав Езепов был Народным артистом России.

Ему было 79 лет.

Почему в СССР сняли два фильма про композитора Глинку.

 

…Два фильма про композитора Глинку вышли с разницей в 6 лет. И произошло это в эпоху, когда фильмов снимали не много. И было принято решение на то, чтобы меньше, да лучше. Но именно в этот период вышли два фильма про Глинку, и это решение нашло воплощение в народном фольклоре. «Глинки мало не бывает».

А причина очень простая. Необходим был фильм про Глинку как родоначальника русской музыки. А в первом фильме, который называется просто «Глинка» композитор был представлен как живой человек. То есть, он не только сочинял великую музыку, но и испытывал чисто человеческие влечения, и чисто человеческие проблемы.

В первом фильме много времени было уделено его тяжелым отношением с женой и ее матерью, и роману композитора с Екатериной Керн.

И это не соответствовало канону, по которому приходилось рассказывать про великих людей. Но авторы фильма в этом не виноваты. Такой канон еще не сложился в 1946 году. Он еще только начинал складываться.

Главному зрителю, которым был товарищ Сталин, вообще не нравились любовные истории, мелодрамы. Особенно, когда дело касалось великих людей.

Во втором фильме, который называется уже «Композитор Глинка» в этом плане все стерильно. Семейная жизнь композитора даже не на втором, на третьем плане. Жена пару раз появилась в кадре. Никакой любовной истории! Глинка живет со своей сестрой. И их отношения чисто пасторальные. Он вообще далек от житейских проблем, много времени проводит за роялем, в путешествиях, и в разговоре с друзьями, которыми являются Пушкин и Гоголь. Причем, говорят все здесь цитатами и лозунгами. Так и должны разговаривать великие люди, по мнению тогдашних идеологов. Напомним, что переписку Пушкина вырезали из собраний сочинений, ибо эта переписка не соответствовала идеологическим представлениям о переписке. А вот переписка Гоголя и Лермонтова была вполне доступна. Видимо, проблемами пищеварения гении могут быть озабочены.

Глинка в этом фильме – человек общественный, без интимной и личной жизни. И очень схематичный человек.

Но именно такой подход нравился Сталину. Фильм вообще был приурочен к знаменитому съезду партии, когда она стала именоваться КПСС, и назревали революционные изменения.

Есть и еще одна причина, по которой первый фильм не понравился главному зрителю.

Это состав актеров.

Не может Максим и Ваня Курский играть Глинку и Пушкина. Тогда были очень суровые представления об актерском амплуа. Причем, как у простого зрителя, так и у вождя. Актер должен играть из картины в картину одно и тоже. И никаких попыток изменить свое амплуа.

А Георгий Вицин в роли Гоголя? А Вицин и был в первую очередь известен этой ролью в те годы.

Сейчас оба фильма смотрятся хорошо. Но каково же было зрителям тех лет дважды наблюдать одну и ту же историю?

Виктор Авдюшко: легендарный актер, умерший в 50 лет.

 

 

 


 

Виктор Авдюшко – актер невероятной силы энергии. Она просто перетекает с экрана. Даже довольно плохие фильмы, типа фильма «Прощай» Поженяна, он спасал. Правда, там была еще и музыка Таривердиева.

Но Виктор Авдюшко – это актер, который был премьером. Он великолепно играл роли сильных мужчин. И сам актер в жизни был сильным мужчиной, который не пасовал перед опасностями. И который пренебрегал собственным здоровьем, ради кино.

Так уж полагается у наших актеров. Жертвовать всем, ради создания образов на экране. Размениваться, такие титаны, как Авдюшко, не могли.

Первую работу актера зрители могли увидеть только в годы перестройки. Фильм «Тугой узел» оказался первым «полочным» фильмом.

И фильм «Мир входящему» тоже прошел вторым экраном, хотя и признается затем шедевром кинематографа.

Не слишком завидная судьба в прокате оказалась и у фильма «Тридцать три», где актер сыграл единственную комедийную роль в своей жизни. Этот фильм тоже прошел вторым экраном, хотя и признан сейчас шедевром.

Зато другие работы актера в кино тут же находили признание зрителя. Актер играл суровых, но справедливых героев, которые беспощадны, прежде всего, к самому себе. За такими героями стоит правда жизни. И это, наверное, больше, чем актерское мастерство.

Таким же беспощадным актер оказался в жизни, и к самому себе.

И в этом кроется причина его раннего ухода.



Ему только что исполнилось 50 лет. Он слегка приболел, обычная простуда, ничего страшного. Ему нужно было просто отлежаться. Но нужно было сниматься в кино. И актер начал сниматься в сложнопостановочных сценах, где необходимо было находиться в ледяной воде. Режиссер уговаривал актера отложить съемку. Но тот был не согласен.

В результате у Авдюшко обычная простуда переросла в гнойный плеврит. Опять же, можно было отлежаться уже в Москве, но у актера по планам был еще один фильм. И вместо того, чтобы лечиться, он снялся в фильме «Солдаты свободы».

И это решение стало для актера роковым.

От болезни он уже не оправился.

19 ноября 1975 года он ушел из жизни. И этот уход стал шоком для людей, которые знали Авдюшко как сильного и жизнелюбивого человека.

Наверное, он мог бы отлежаться. Но он просто не умел жить по – другому. Он горел в работе, и она спалила его.

Своими ролями в кино Виктор Авдюшко оставил добрую память о себе.

Петр Ярош – короткая жизнь актера из фильма «Афганец».

 


 

Редкий фильм начала девяностых, который понравился зрителям. Речь идет о фильме «Афганец». Сейчас фильм показывается крайне редко. Главную роль в фильме и сыграл актер Петр Ярош (1971 – 2005), актер, про которого мало информации в открытых источниках, вообще мало информации, словно бы этого актера и не было.

Сниматься Петр Ярош начала еще в детстве, и отнюдь не в проходном фильме, а в фильме Алексея Салтыкова «Полынь – трава горькая».

Он не стал после этого фильма снимаемым актером, и успех пришел после фильма «Афганец».

 Затем последовало продолжение этого фильма «Афганец – 2». Оно было снято через три года после первого фильма.

Больше никаких фильмов в биографии актера не было.

Неизвестно даже, был ли он профессиональным актером. Вообще, об образовании актера ничего неизвестно. Он учился в обычной московской школе в Черемушках. И больше нечего.

У него была младшая сестра. Говорят, что сестер было две. Но эта информация совсем неточная.

О жизни Петра Яроша после фильма «Афганец» информация тоже противоречивая.

Говорят, что имелись проблемы с наркотиками. И именно из-за этого он не смог развить свой успех в кино.

С наркотиками он завязал. И есть свидетельство того, что уже в начале тысячелетия Петр Ярош не пил, не курил, следил за своим здоровьем, был вегетарианцем и буддистом.

Есть также сведения, что он негде не работал. И очень хотел вернуться в кино. 

Вполне возможно, что на судьбу актера повлияло и то, что в начале девяностых проблему с работой испытывали многие даже именитые актеры. Тогда было не до кино. А в начале нашего века Ярош тоже пришелся не ко двору со своими увлечениями.

Актер ушел из жизни в декабре 2005 года. Предполагаемая причина смерти – пневмония. Но это тоже неточно.

В любом случае, Петр Ярош так и остался актером одной роли в сердцах людей. 

В чем состояло новаторство создателей фильма "Ищите женщину".

 

Фильм «Ищите женщину» сейчас является классикой нашего кино, неотъемлемой частью нашего досуга, фильмом, который смотрят и наслаждаются вновь и вновь.

Но, когда –то этот фильм, который являлся новогодним подарком советского телевидения советскому зрителю, оказался очень новаторским.

В скобках скажу, что не новаторским оказалось то, что Георгий Данелия снимал заграницу скрытой камерой, или то, что Робберу Тома не заплатили авторские. У нас зарубежным авторам деньги не платили, а заграницу снимали скрытой камерой еще со времен "Соляриса".

Но были две новаторские тенденции. О них и скажем поподробнее.

Первая тенденция состояло в том, как в картине показывалась заграница.

Советские зрители знали тогда о загранице то, что это то место, где жить нельзя. Не зря же во всех городах были улицы Сакко и Ванцетти. Советское кино преуспевало в том, чтобы показать нам ужасы заграницы. Первым был фильм «Цирк», затем пошло и поехало.

Только в начале восьмидесятых выходили латвийские сериалы, например, «Мираж», где показывали, как страдают жители заграницы.

Короче, повезло нам, что мы родились в СССР.

Но в фильме «Ищите женщину», заграница показывается как милое место, где секретарша нотариальной конторы отнюдь не голодает, а весело проводит время на работе за просмотром телевизионных фильмов. Фильм совершенно лишен всяких социальных подтекстов обязательных в фильмах про заграницу. Вы скажите, это комедия. Но «Невероятные приключения итальянцев в России» - тоже комедия. Но там социальных подтекстов сколько хочешь.

Новаторство «Ищите женщину» в том, что заграница показывалось как милое место, где вполне можно жить. И даже не слишком трудиться на работе, поскольку героиня не слишком утверждает себя, проводя время за разговорами с подругами.

Вторая новаторская тенденция фильма: он сделан в жанре иронического детектива.

Это первое появление иронического детектива на отечественных экранах. В восьмидесятые же годы был «Нежно любимый детектив» и «Акселератка», но это будет позже.

Иронический детектив – это жанр, где главным было не расследование преступления, а атмосфера, в котором это расследование проводилось. И настоящим следователем становился случайный человек, как правило, далекий от мира криминала.

Очень сложный литературный жанр и кинематографический. Этот жанр требует множества нюансов. Там должен быть не юмор, иначе это будет комедия в стиле «Стариков – разбойников», а именно ирония. Причем, такая ирония, что эту самую иронию может не замечать и сам зритель.

Советский зритель оценил этот жанр, и оказался преданным поклонником этого жанра. А уже в России, жанр иронического детектива оказался самым тиражируемым в качестве книжных изданий.

Но всем этим детективам очень далеко от детектива Аллы Суриковой. Почему? Наверное, потому что режиссер оказался очень талантливым человеком. И не раз потом подтверждала свой талант, создавая новые фильмы – шедевры. И мы любим ее фильм "Ищите женщину".

Где советские режиссеры снимали Сибирь.

 

 


В 60 – ые - -70 – ые гг. наше кино и телевидение наводнили фильмы, где действие происходит в Сибири. Это и исторические эпопеи, и просто мелодрамы, и истерны, и производственное кино.

Сибирская натура сама собой напрашивается на экран. Но далеко не всегда кинематографисты находили натуры в Сибири. Вспомним несколько локаций, которые кинематографисты, использовали снимая Сибирь.


«Тени исчезают в полдень».

Первый советский сериал снимали под Уфой. Локации искали долго. Плюсом этих локаций было и то, что они не так уж далеки от студии, и крайне живописны.

Когда фильм вышел на экраны, имел успех, никто и не заметил, что фильм снимали в европейской части страны. Но съемки фильма оставили глубокий след в сердцах местных жителей. И туристы в те места ездят до сих пор.

«Любовь и голуби», «Холодное лето пятьдесят третьего…».

Для этих фильмов локаций выступила карельская натура. Природа там напоминает сибирскую, не менее красива, а ехать до Карелии несравненно ближе, чем до Сибири. А это экономия бюджетных средств, которые всегда не безразмерны. Нужно отметить, что действие этих фильмов происходит глубоко в Сибири, в фильме «Любовь и голуби» герои живут в Иркутской области, действие «Холодного лета пятьдесят третьго…» по очень косвенным признакам, происходит в Красноярском крае.

В любом случае, эти фильмы можно смотреть, как фильмы, где идеально снята природа.


«Валентина».

А вот Глеб Панфилов и вовсе не мудрствовал лукаво. Действие пьесы «Прошлым летом в Чулимске», по которой снимался фильм, происходит в таежном поселке. И Глеб Панфилов нашел уголок Сибири в ближнем Подмосковье, в районе города Внуково.

Впрочем, в картине не так уж много декораций. Но когда смотришь фильм, то не возникает никаких сомнений, что действие происходит именно в Сибири. Такая достоверность.

Могли, умели!

И отсутствие бюджета им была не помеха. 

Великие?

Не знаю...

Но мастера! Профи!

Обращение ко всем читателям.

 Иронически, если они, конечно, будут. Может и не быть.

Но все же, надежды юношей питают. Даже, когда юношам далеко уже за сорок...

Цель блога очень простая. 

Накопилась информация про актеров.

Это полу или просто забытые актеры.

Эпизодники. И звезды. Просто забытые актеры.

Кумиры вчерашних лет. И не только. 

Просто те, кого забыли. 

Время - жестокая штука. Память человечества скоротечна. 

Иных уж нет, а те далече...

Снова классики. Но ими пользоваться можно. Прошло уже больше 70 лет. Авторские права свободны.

Пишу про них статья. Хотя, это громкое сказано. Скорее, очерки. с личным отношением. 

Иногда лучше, иногда хуже. Не всегда информативно. В конечном итоге, не биографический сайт. 

И не только актеры. 

Но и рецензии к фильмам. Информация о них. И так далее, словом все то, что может опрадывать название блога кинолюбитель. 

Если напишу о политике, то забаньте, за минусуйте. Это же, нечестно. 

И так, кино, актеры, кинопроцессы. Ностальгия. Больше родное отечественное. Иногда западное. 

За качество не отвечаю. 

Ну, уж простите. 

Но с любовью ко всем. Без агрессии. Ни слова критики в адрес артистов. Критиковать мы все мастера. Хотим понимать.

Вот и вы меня поймите.