понедельник, 2 августа 2021 г.

Почему в СССР сняли два фильма про композитора Глинку.

 

…Два фильма про композитора Глинку вышли с разницей в 6 лет. И произошло это в эпоху, когда фильмов снимали не много. И было принято решение на то, чтобы меньше, да лучше. Но именно в этот период вышли два фильма про Глинку, и это решение нашло воплощение в народном фольклоре. «Глинки мало не бывает».

А причина очень простая. Необходим был фильм про Глинку как родоначальника русской музыки. А в первом фильме, который называется просто «Глинка» композитор был представлен как живой человек. То есть, он не только сочинял великую музыку, но и испытывал чисто человеческие влечения, и чисто человеческие проблемы.

В первом фильме много времени было уделено его тяжелым отношением с женой и ее матерью, и роману композитора с Екатериной Керн.

И это не соответствовало канону, по которому приходилось рассказывать про великих людей. Но авторы фильма в этом не виноваты. Такой канон еще не сложился в 1946 году. Он еще только начинал складываться.

Главному зрителю, которым был товарищ Сталин, вообще не нравились любовные истории, мелодрамы. Особенно, когда дело касалось великих людей.

Во втором фильме, который называется уже «Композитор Глинка» в этом плане все стерильно. Семейная жизнь композитора даже не на втором, на третьем плане. Жена пару раз появилась в кадре. Никакой любовной истории! Глинка живет со своей сестрой. И их отношения чисто пасторальные. Он вообще далек от житейских проблем, много времени проводит за роялем, в путешествиях, и в разговоре с друзьями, которыми являются Пушкин и Гоголь. Причем, говорят все здесь цитатами и лозунгами. Так и должны разговаривать великие люди, по мнению тогдашних идеологов. Напомним, что переписку Пушкина вырезали из собраний сочинений, ибо эта переписка не соответствовала идеологическим представлениям о переписке. А вот переписка Гоголя и Лермонтова была вполне доступна. Видимо, проблемами пищеварения гении могут быть озабочены.

Глинка в этом фильме – человек общественный, без интимной и личной жизни. И очень схематичный человек.

Но именно такой подход нравился Сталину. Фильм вообще был приурочен к знаменитому съезду партии, когда она стала именоваться КПСС, и назревали революционные изменения.

Есть и еще одна причина, по которой первый фильм не понравился главному зрителю.

Это состав актеров.

Не может Максим и Ваня Курский играть Глинку и Пушкина. Тогда были очень суровые представления об актерском амплуа. Причем, как у простого зрителя, так и у вождя. Актер должен играть из картины в картину одно и тоже. И никаких попыток изменить свое амплуа.

А Георгий Вицин в роли Гоголя? А Вицин и был в первую очередь известен этой ролью в те годы.

Сейчас оба фильма смотрятся хорошо. Но каково же было зрителям тех лет дважды наблюдать одну и ту же историю?

Комментариев нет:

Отправить комментарий