Фильм
«Ищите женщину» сейчас является классикой нашего кино, неотъемлемой частью
нашего досуга, фильмом, который смотрят и наслаждаются вновь и вновь.
Но,
когда –то этот фильм, который являлся новогодним подарком советского
телевидения советскому зрителю, оказался очень новаторским.
В
скобках скажу, что не новаторским оказалось то, что Георгий Данелия снимал
заграницу скрытой камерой, или то, что Робберу Тома не заплатили авторские. У
нас зарубежным авторам деньги не платили, а заграницу снимали скрытой камерой
еще со времен "Соляриса".
Но
были две новаторские тенденции. О них и скажем поподробнее.
Первая
тенденция состояло в том, как в картине показывалась заграница.
Советские
зрители знали тогда о загранице то, что это то место, где жить нельзя. Не зря
же во всех городах были улицы Сакко и Ванцетти. Советское кино преуспевало в
том, чтобы показать нам ужасы заграницы. Первым был фильм «Цирк», затем пошло и
поехало.
Только
в начале восьмидесятых выходили латвийские сериалы, например, «Мираж», где
показывали, как страдают жители заграницы.
Короче,
повезло нам, что мы родились в СССР.
Но
в фильме «Ищите женщину», заграница показывается как милое место, где секретарша
нотариальной конторы отнюдь не голодает, а весело проводит время на работе за
просмотром телевизионных фильмов. Фильм совершенно лишен всяких социальных
подтекстов обязательных в фильмах про заграницу. Вы скажите, это комедия. Но
«Невероятные приключения итальянцев в России» - тоже комедия. Но там социальных
подтекстов сколько хочешь.
Новаторство
«Ищите женщину» в том, что заграница показывалось как милое место, где вполне
можно жить. И даже не слишком трудиться на работе, поскольку героиня не слишком
утверждает себя, проводя время за разговорами с подругами.
Вторая
новаторская тенденция фильма: он сделан в жанре иронического детектива.
Это
первое появление иронического детектива на отечественных экранах. В
восьмидесятые же годы был «Нежно любимый детектив» и «Акселератка», но это
будет позже.
Иронический
детектив – это жанр, где главным было не расследование преступления, а
атмосфера, в котором это расследование проводилось. И настоящим следователем
становился случайный человек, как правило, далекий от мира криминала.
Очень
сложный литературный жанр и кинематографический. Этот жанр требует множества
нюансов. Там должен быть не юмор, иначе это будет комедия в стиле «Стариков –
разбойников», а именно ирония. Причем, такая ирония, что эту самую иронию может
не замечать и сам зритель.
Советский
зритель оценил этот жанр, и оказался преданным поклонником этого жанра. А уже в
России, жанр иронического детектива оказался самым тиражируемым в качестве
книжных изданий.
Но
всем этим детективам очень далеко от детектива Аллы Суриковой. Почему?
Наверное, потому что режиссер оказался очень талантливым человеком. И не раз
потом подтверждала свой талант, создавая новые фильмы – шедевры. И мы любим ее
фильм "Ищите женщину".