вторник, 3 августа 2021 г.

Кахи Кавсадзе: большая потеря 2021 года.

 

 

Ушел из жизни Кахи Кавсадзе. Ему было 85 лет. Такая скорбная весть пришла 27 апреля 2021 года.

Кахи Кавсадзе – выдающийся актер. Парадоксально, но факт: на весь мир актера прославила роль Абдуллы – самого известного многоженца советского кино. Вторая знаменитая роль в фильмографии актера – это роль Ивана Грозного, который тоже прославился своим женолюбием.

При этом, сам актер был примером однолюба и отличного семьянина. В его жизни была только одна женщина – балерина Белла Мирианашвили. Актеру, который на тот момент был признанным красавцем и звездой, пришлось добиваться любимой женщины, а потом трогательно ухаживать за ней, когда она болела.

История их любви покорила мир.

Но Кавсадзе был верен и в искусстве. Всю жизнь он прослужил в Театре Шота Руставели. И те счастливчики, которые видели его на этой сцене, были потрясены его работами.

В жизни актера было несколько знаковых ролей.

Безусловно, это роль Абдуллы. Сам актер признавался, что он не играл бандита, а играл человека, который защищает свой мир, поэтому для Кавсадзе, это был положительный персонаж. Этот герой покорил немало женских сердец. Красавец, с орлиным профилем и невероятным взглядом, добавьте сюда, модный английский френч.

Актер тут не просто попал в образ, а сделал гораздо большее, он попал в целый типаж, и изобразил целый типаж.

Слава оказалось невероятной. И Кавсадзе мог бы спокойно почивать на лаврах. Но он этого не делал. Актер много снимался в грузинском кино, которое провалилось по кассе, но которое любили интеллектуалы всего мира. Такое кино на все времена. Мудрое и неспешное.

И главные фильмы грузинского кино почти все с участием Кавсадзе. Это и «Древо желаний» и «Мелодии Верийского квартала», и «Покаяние». А еще серия замечательных короткометражных фильмов.

Ну, и конечно же, актер стал одним из главных Дон- Кихотов мирового кино. Причем, опять же, в этой роли он сыграл целый типаж, сыграл роль философа, человека, который защищает свои взгляды.

Фильм в нашей стране видели немногие, но от этого он лучше не стал.

Одной из последних ролей актера, стал роль в фильме «Ч\Б», который был снят в жанре криминальной комедии. Там он снова сыграл роль мудрого человека.

Всего в творческой биографии актера более 90 ролей. И он не был звездой одного фильма, как об этом пишет пресса. Зрители любили актера в разных ролях. И продолжают любить, потому что, Кахи Кавсадзе - значимый актер мирового кино.

Светлая память...

Почему киностудия "Ленфильм" в начале тридцатых годов стала главной студией СССР.

 

Немного истории. Совсем немного.

В тридцатые годы «Ленфильм» вырвался вперед в негласном соревновании с «Мосфильмом».

А произошло это по очень простой причине.

Называется она по научному «ошибка в объекте».

«Мосфильм» планировался, как главная студия в стране.

Были построены огромные павильоны.

Но в этих павильонах был допущен грандиозный промах.

Поняли какой?

Догадаться крайне легко.

В этих павильонах не было шумоизоляции.

Они были спроектированы в тех условиях, когда кинематограф был еще немым, и поэтому в условиях звукового кино, эти павильоны пришлось переделывать.

На это ушло время.

И этим временем воспользовался «Ленфильм». Поэтому, в начале тридцатых годов студия выдала целый ряд шедевров советского звукового кино.

Другое дело, что уже к концу тридцатых годов «Мосфильм» стал самой крупной студией СССР, и всей Европы.

понедельник, 2 августа 2021 г.

Актеры, ушедшие от нас в один день.

 

Такой год. 2020… Уходят от нас глыбы, а не звезды. Уходят настоящие актеры.

Так уж случилось, что в один только день 9 декабря 2020 года этот мир покинули два замечательных актера. Это Александр Самойлов и Вячеслав Езепов. Их любили по – настоящему. И продолжают любить.

 

Ему было 68 лет. Сын великого Владимира Самойлова. Он доказал, что он блестяще может работать на сцене и в кино. Долгие годы он служил в Маяковке, а затем во МХАТЕ имени Горького. Там получил звание «Заслуженного артиста РФ».

Любопытна его история с кинокарьерой.

Начал Самойлов с положительных ролей. Многим зрителям запомнилась его роль в «Зимородке». А затем он продолжал работать в том же ключе. На его счету оперативник, рабочий, ученый.

В девяностые годы у актера был большой перерыв в съемках. А затем он активно освоил нишу российских сериалов. И всем запомнился его плохой персонаж из сериала «Две судьбы».

Теперь актер отрастил усы, и эти усы начали определять его имидж. Александра Самойлова много использовали на ролях второго плана.

К сожалению, в последние годы актер ходил по разного рода ток – шоу с сомнительной репутацией. Но зрители все равно продолжают любить по его ролям.

Всего на счету актера Александра Самойлова более 90 ролей в кино, и подавляющее большинство этих ролей сыграно именно в последние годы.

 

Вячеслав Езепов.

Легенда Малого театра. Но для всех кинозрителей незабываемый типажный актер. В последние 25 лет Езепов в кино фактически не снимался. Запомнился в ролях ярких исторических персонажей. Это Жданов в фильме «Николай Вавилов» и Щербаков в «Битве за Москву».

Также Вячеслав Езепов запомнился в ролях двух пассажиров поездов в фильмах «Убить «Шакала» и «34 скорый».

Замечательную роль сыграл он в фильме «Господин Великий Новгород». Но эту роль заслонили плохие персонажи Езепова в фильмах «Пять минут страха» и «Кодекс бесчестия». Он мог играть негодяев, а мог искренних, беззаветно влюбленных людей. Они в исполнении Вячеслава Езепова получались ранимыми и трогательными людьми.

Вячеслав Езепов был Народным артистом России.

Ему было 79 лет.

Почему в СССР сняли два фильма про композитора Глинку.

 

…Два фильма про композитора Глинку вышли с разницей в 6 лет. И произошло это в эпоху, когда фильмов снимали не много. И было принято решение на то, чтобы меньше, да лучше. Но именно в этот период вышли два фильма про Глинку, и это решение нашло воплощение в народном фольклоре. «Глинки мало не бывает».

А причина очень простая. Необходим был фильм про Глинку как родоначальника русской музыки. А в первом фильме, который называется просто «Глинка» композитор был представлен как живой человек. То есть, он не только сочинял великую музыку, но и испытывал чисто человеческие влечения, и чисто человеческие проблемы.

В первом фильме много времени было уделено его тяжелым отношением с женой и ее матерью, и роману композитора с Екатериной Керн.

И это не соответствовало канону, по которому приходилось рассказывать про великих людей. Но авторы фильма в этом не виноваты. Такой канон еще не сложился в 1946 году. Он еще только начинал складываться.

Главному зрителю, которым был товарищ Сталин, вообще не нравились любовные истории, мелодрамы. Особенно, когда дело касалось великих людей.

Во втором фильме, который называется уже «Композитор Глинка» в этом плане все стерильно. Семейная жизнь композитора даже не на втором, на третьем плане. Жена пару раз появилась в кадре. Никакой любовной истории! Глинка живет со своей сестрой. И их отношения чисто пасторальные. Он вообще далек от житейских проблем, много времени проводит за роялем, в путешествиях, и в разговоре с друзьями, которыми являются Пушкин и Гоголь. Причем, говорят все здесь цитатами и лозунгами. Так и должны разговаривать великие люди, по мнению тогдашних идеологов. Напомним, что переписку Пушкина вырезали из собраний сочинений, ибо эта переписка не соответствовала идеологическим представлениям о переписке. А вот переписка Гоголя и Лермонтова была вполне доступна. Видимо, проблемами пищеварения гении могут быть озабочены.

Глинка в этом фильме – человек общественный, без интимной и личной жизни. И очень схематичный человек.

Но именно такой подход нравился Сталину. Фильм вообще был приурочен к знаменитому съезду партии, когда она стала именоваться КПСС, и назревали революционные изменения.

Есть и еще одна причина, по которой первый фильм не понравился главному зрителю.

Это состав актеров.

Не может Максим и Ваня Курский играть Глинку и Пушкина. Тогда были очень суровые представления об актерском амплуа. Причем, как у простого зрителя, так и у вождя. Актер должен играть из картины в картину одно и тоже. И никаких попыток изменить свое амплуа.

А Георгий Вицин в роли Гоголя? А Вицин и был в первую очередь известен этой ролью в те годы.

Сейчас оба фильма смотрятся хорошо. Но каково же было зрителям тех лет дважды наблюдать одну и ту же историю?

Виктор Авдюшко: легендарный актер, умерший в 50 лет.

 

 

 


 

Виктор Авдюшко – актер невероятной силы энергии. Она просто перетекает с экрана. Даже довольно плохие фильмы, типа фильма «Прощай» Поженяна, он спасал. Правда, там была еще и музыка Таривердиева.

Но Виктор Авдюшко – это актер, который был премьером. Он великолепно играл роли сильных мужчин. И сам актер в жизни был сильным мужчиной, который не пасовал перед опасностями. И который пренебрегал собственным здоровьем, ради кино.

Так уж полагается у наших актеров. Жертвовать всем, ради создания образов на экране. Размениваться, такие титаны, как Авдюшко, не могли.

Первую работу актера зрители могли увидеть только в годы перестройки. Фильм «Тугой узел» оказался первым «полочным» фильмом.

И фильм «Мир входящему» тоже прошел вторым экраном, хотя и признается затем шедевром кинематографа.

Не слишком завидная судьба в прокате оказалась и у фильма «Тридцать три», где актер сыграл единственную комедийную роль в своей жизни. Этот фильм тоже прошел вторым экраном, хотя и признан сейчас шедевром.

Зато другие работы актера в кино тут же находили признание зрителя. Актер играл суровых, но справедливых героев, которые беспощадны, прежде всего, к самому себе. За такими героями стоит правда жизни. И это, наверное, больше, чем актерское мастерство.

Таким же беспощадным актер оказался в жизни, и к самому себе.

И в этом кроется причина его раннего ухода.



Ему только что исполнилось 50 лет. Он слегка приболел, обычная простуда, ничего страшного. Ему нужно было просто отлежаться. Но нужно было сниматься в кино. И актер начал сниматься в сложнопостановочных сценах, где необходимо было находиться в ледяной воде. Режиссер уговаривал актера отложить съемку. Но тот был не согласен.

В результате у Авдюшко обычная простуда переросла в гнойный плеврит. Опять же, можно было отлежаться уже в Москве, но у актера по планам был еще один фильм. И вместо того, чтобы лечиться, он снялся в фильме «Солдаты свободы».

И это решение стало для актера роковым.

От болезни он уже не оправился.

19 ноября 1975 года он ушел из жизни. И этот уход стал шоком для людей, которые знали Авдюшко как сильного и жизнелюбивого человека.

Наверное, он мог бы отлежаться. Но он просто не умел жить по – другому. Он горел в работе, и она спалила его.

Своими ролями в кино Виктор Авдюшко оставил добрую память о себе.

Петр Ярош – короткая жизнь актера из фильма «Афганец».

 


 

Редкий фильм начала девяностых, который понравился зрителям. Речь идет о фильме «Афганец». Сейчас фильм показывается крайне редко. Главную роль в фильме и сыграл актер Петр Ярош (1971 – 2005), актер, про которого мало информации в открытых источниках, вообще мало информации, словно бы этого актера и не было.

Сниматься Петр Ярош начала еще в детстве, и отнюдь не в проходном фильме, а в фильме Алексея Салтыкова «Полынь – трава горькая».

Он не стал после этого фильма снимаемым актером, и успех пришел после фильма «Афганец».

 Затем последовало продолжение этого фильма «Афганец – 2». Оно было снято через три года после первого фильма.

Больше никаких фильмов в биографии актера не было.

Неизвестно даже, был ли он профессиональным актером. Вообще, об образовании актера ничего неизвестно. Он учился в обычной московской школе в Черемушках. И больше нечего.

У него была младшая сестра. Говорят, что сестер было две. Но эта информация совсем неточная.

О жизни Петра Яроша после фильма «Афганец» информация тоже противоречивая.

Говорят, что имелись проблемы с наркотиками. И именно из-за этого он не смог развить свой успех в кино.

С наркотиками он завязал. И есть свидетельство того, что уже в начале тысячелетия Петр Ярош не пил, не курил, следил за своим здоровьем, был вегетарианцем и буддистом.

Есть также сведения, что он негде не работал. И очень хотел вернуться в кино. 

Вполне возможно, что на судьбу актера повлияло и то, что в начале девяностых проблему с работой испытывали многие даже именитые актеры. Тогда было не до кино. А в начале нашего века Ярош тоже пришелся не ко двору со своими увлечениями.

Актер ушел из жизни в декабре 2005 года. Предполагаемая причина смерти – пневмония. Но это тоже неточно.

В любом случае, Петр Ярош так и остался актером одной роли в сердцах людей. 

В чем состояло новаторство создателей фильма "Ищите женщину".

 

Фильм «Ищите женщину» сейчас является классикой нашего кино, неотъемлемой частью нашего досуга, фильмом, который смотрят и наслаждаются вновь и вновь.

Но, когда –то этот фильм, который являлся новогодним подарком советского телевидения советскому зрителю, оказался очень новаторским.

В скобках скажу, что не новаторским оказалось то, что Георгий Данелия снимал заграницу скрытой камерой, или то, что Робберу Тома не заплатили авторские. У нас зарубежным авторам деньги не платили, а заграницу снимали скрытой камерой еще со времен "Соляриса".

Но были две новаторские тенденции. О них и скажем поподробнее.

Первая тенденция состояло в том, как в картине показывалась заграница.

Советские зрители знали тогда о загранице то, что это то место, где жить нельзя. Не зря же во всех городах были улицы Сакко и Ванцетти. Советское кино преуспевало в том, чтобы показать нам ужасы заграницы. Первым был фильм «Цирк», затем пошло и поехало.

Только в начале восьмидесятых выходили латвийские сериалы, например, «Мираж», где показывали, как страдают жители заграницы.

Короче, повезло нам, что мы родились в СССР.

Но в фильме «Ищите женщину», заграница показывается как милое место, где секретарша нотариальной конторы отнюдь не голодает, а весело проводит время на работе за просмотром телевизионных фильмов. Фильм совершенно лишен всяких социальных подтекстов обязательных в фильмах про заграницу. Вы скажите, это комедия. Но «Невероятные приключения итальянцев в России» - тоже комедия. Но там социальных подтекстов сколько хочешь.

Новаторство «Ищите женщину» в том, что заграница показывалось как милое место, где вполне можно жить. И даже не слишком трудиться на работе, поскольку героиня не слишком утверждает себя, проводя время за разговорами с подругами.

Вторая новаторская тенденция фильма: он сделан в жанре иронического детектива.

Это первое появление иронического детектива на отечественных экранах. В восьмидесятые же годы был «Нежно любимый детектив» и «Акселератка», но это будет позже.

Иронический детектив – это жанр, где главным было не расследование преступления, а атмосфера, в котором это расследование проводилось. И настоящим следователем становился случайный человек, как правило, далекий от мира криминала.

Очень сложный литературный жанр и кинематографический. Этот жанр требует множества нюансов. Там должен быть не юмор, иначе это будет комедия в стиле «Стариков – разбойников», а именно ирония. Причем, такая ирония, что эту самую иронию может не замечать и сам зритель.

Советский зритель оценил этот жанр, и оказался преданным поклонником этого жанра. А уже в России, жанр иронического детектива оказался самым тиражируемым в качестве книжных изданий.

Но всем этим детективам очень далеко от детектива Аллы Суриковой. Почему? Наверное, потому что режиссер оказался очень талантливым человеком. И не раз потом подтверждала свой талант, создавая новые фильмы – шедевры. И мы любим ее фильм "Ищите женщину".