Фильм «Зеленая книга», вроде бы, далек от нашей действительности. Никто бы не сказал одному из главных героев этого фильма на Ваське, что черным здесь гулять не рекомендуется. На Коломне гулять в те годы было опасно всем. Но, в целом, проблема расовой дискриминации и сегрегации совсем далека от наших реалий. У нас могут оскорбить человека другой расы. Но сделать раздельными туалеты так и не догадались.
Но фильм понятен всем, потому что он про простую человеческую коммуникацию, про то, что все различие между людьми – это ерунда, когда речь идет о взаимопонимании и дружбе.
Сюжет этого фильма прост: главному герою нужно возить по южным штатам выдающегося пианиста. Дело происходит в ноябре – декабре 1962 года.
Рабство отменено почти 97 лет назад. Но расовые различия остались. И герои сталкиваются с этими расовыми проблемами в лице того, что героя можно чествовать на банкете, как дорого гостя, а вот в туалет для белых ему сходить нельзя. Потому что этот туалет только для цветных.
Или ему нельзя сходить в ресторан, потому что в этом ресторане цветные только официанты.
Фильм не рассказывает о расовых проблемах в лобовую, как это делает другой выдающийся фильм «Зеленая миля», где героя приговаривают к смерти только за цвет кожи. Но он честно рассказывает о проблемах с юмором и иронией.
Особенно, запоминается сцена, когда машина останавливается где –то в поле, и черные работники не понимают, почему за рулем находиться белый, а на заднем сидении находится черный.
Один из главных героев – выдающийся пианист, ученик Шестаковича, любимец братьев Кеннеди, но это на Севере, а на Юге, он всего лишь цветной, пусть и крайне успешный человек.
Безусловно, для любителей кино, понятно, что фильм «Зеленая книга» - всего лишь парафраз фильма «Шофер Миссис Дейзи», некий перевертыш, где шофером является белый человек, а хозяином цветной.
А для простых зрителей, это просто история для всей семьи, понятная всем. И это настоящая рождественская история, ведь она о том, что в Рождество всем нужно быть вместе, и плохо на Рождество быть одному.
Кстати, про Ваську и про Коломну, почему я о них заговорил. Все просто. Главный герой учился в Ленинграде, и там никого не волновал цвет его кожи. Он был просто американцем. Но не просто быть американцем на Юге в те годы. И фильм тоже про это. Как нужно ломать лед старых проблем. Иногда просто нужно начать это делать, а не сидеть сложа руки.
И вся наша ученость может быть только в тягость, когда нет настоящих людей. Фильм в этом смысле фактически выражает формулу Алексея Балабанова: главное найти своих, и успокоиться. Так и герой этого фильма, выдающийся интеллектуал, находит своих в лице простой итальянской бруклинской семьи. И обретает дружбу на всю жизнь.
Фильм получил один из самых справедливых «Оскаров» за последние годы. Настоящий рождественский фильм!