Простой пример, и никаких сенсаций. Просто многократно склоняю голову перед режиссерским и человеческим величием Александра Птушко.
В годы войны он был режиссером комбинированных съемок большинства советских фильмов. И не требовал, что ему повышали гонорар, или указывали его имя в титрах. Он просто делал свою работу. Делал ее так, что стал первым в мире.
А недостаток гонораров восполнял тем, что шил обувь. И в его обуви ходила все Алма – Ата. Говорят, это были башмаки типа сабо с деревянной подошвой. И очень удобные.
Но еще один пример.
Его фильмы «Садко» и «Илья – Муромец» куплены для проката в США. Но там они были перемонтированы. То есть, были нарушены авторские права и замыслы Птушко.
Он мог бы устроить скандал, но ему, напротив, понравились американские версии этих фильмов. Он одобрил их по причине их динамизма. И никакой спеси! Никаких замашек великого создателя! А ведь великий режиссер!
Великий, еще и потому что для каждой сложной сцены он находил простое решение.
Сцену в подводном царстве в фильме «Садко» он просто снимал сквозь аквариуму.
Огромные массовки он делал с помощью комбинированных съемок. Да, массовка была большая, но ни каких 110 тысяч актеров не было и в помине. Массовка была не больше 10 тыс.
И вообще, Птушко – один из создателей нашего современного кинематографа и родоначальник всех спецэффектов до эпохи спецэффектов.
Режиссер, которым мы можем гордиться. И восхищаться. И наслаждаться его фильмами.