Фильм «Первоклассница» - совершенно милый фильм. Может быть, это кино на все времена. По крайней мере, я пересматриваю этот фильм.
Фильм снят в 1948 году. Современников фильма поражали шикарные бытовые условия, в которых живет главная героиня.
У нее была отдельная квартира! Да еще и в хорошем современном доме.
Мало того, что у нее была своя квартира, так собственный телефон! Это роскошь по тем временам.
С телефона можно и начать. Современные дети совсем ничего не понимают, насчет телефона и наличие его в собственной квартире. Еще в восьмидесятые годы позволить себе иметь собственный телефон в квартире могли позволить далеко не все. На установку телефона стояла очередь.
По поводу собственной квартиры могу сказать следующее. Хрущевская программа строительства жилья не случайно началась. Большая часть населения жила в коммуналках, в бараках, счастье было иметь частный дом. Разумеется, безо всяких удобств и с угольным отоплением.
Всех этих реалий сейчас не сильно понимают дети.
Но это общие условия житься в советском фильме.
А есть и чисто школьные моменты.
Например, раздельное обучение мальчиков и девочек. То же самое и в книге «Витя Малеев…», или, например, в фильме «Аттестат зрелости».
Современным детям, да и нам, не слишком понятно, почему нужно стремиться на вечер в женскую школу.
А все, потому что в конце сороковых годов обучение раздельное. Мальчики учатся в мужских школах. Девочки – в женских.
Опят был признан ошибочным, и был совсем недолгим. Но 12 лет раздельное обучение все же было. И в фильме это показано.
И совсем уж непонятный современным детям процесс обучение письму с помощью чернил. Это было непонятно уже и нам. Шариковая ручка уже была у всех.
А наши родители, равно, как и героиня этого фильма, училась писать с помощью чернил. И тут нужно не только умудриться научиться писать. Но еще и не испачкать себя, и не испачкать тетрадь.
Прогресс устранил эту проблему. Теперь учиться писать гораздо легче.
Но есть отельный минус.
Уже сейчас в ВУЗах не возбраняется записывать лекцию с помощью ноут – бука. А когда –то у студентов мозоли не сходили между пальцами от письма.
По поводу педагога Тамары Макаровой тоже многое можно сказать. Это образ педагога – ментора. А педагог должен быть другом, подругой, иметь много функций, а не только функцию взрослого наставника.
Но образ этот вполне себе простительный: взрыв педагогики был в пятидесятые – шестидесятые годы, и до образа Ирины Печерниковой в фильме «Доживем до понедельника» было еще 20 лет.
А еще в фильме показана атмосфера всеобщего оптимизма, когда каждый ребенок мог обратиться к каждому взрослому, и тот ему помогал. Очень теплая ламповая атмосфера в фильме.
Такое вот размышление над фильмом, который стал маленькой вехой в истории нашего кино.