Это просто зарисовка на тему нескольких дней писателя. К этому сводиться сюжет, который наполнен отнюдь не драматическими событиями. Это просто встречи, события, люди, зарисовки на темы литературной жизни Ленинграда начала семидесятых годов, и место в этой жизни писателя.
Ленинград, который готовиться к очередной годовщине, и человек, который просто хочет подарить своей дочке куклу. Такую куклу, которой она бы обрадовалось. Писатель - здесь не гений, а обычный человек.
Ныне Довлатов – наше все. Единственный наш современник, именем которого называют улицу в американском городе, и пресса об этом охотно пишет. Он – модный писатель. Но, как и всякий модный писатель, вряд ли прочитанный. Когда читательницы фотографируются с книгами писателя в социальной сети, вряд ли они толком понимают его.
Мы и Чехова только еще открываем. Да и любой классик, он потому и классик, что всегда современен. А Довлатов потому и классик, что он пишет не про зону, а про всех нас. И его юмор, и ирония теплые и уместные.
Фильм лишен привычной драматической конструкции. Нет в фильме ни начала, ни основного действия, ни трехактной структуры, ни катарсиса, есть просто несколько дней из жизни писателя.
И это то, что делает фильм трудным для просмотра неподготовленным зрителем. Все – таки, не каждый зритель ознакомлен с фигурами тех лет.
Трудность еще и в том, что героев здесь слишком много. Иные мелькают совсем на чуть – чуть, иных больше, иные совсем на втором плане. Параллельно истории Довлатова развивается история Бродского и история талантливого художника, который стал фарцовщиком. Герой встречается со своей бывшей возлюбленной, и переживает кризис в отношениях с женой.
Перед ним стоит основная дилемма: продать свой талант, пусть и за дешево, или не продавать. Есть пути компромисса, но они оказываются неприемлемыми для главного героя. И в этом и состоит основной конфликт фильма. Герой понимают, что ему не по пути с основной традицией советской литературы, которая требует не творчества, а пропаганды.
Есть в картине и вовсе потрясающие сцены. Например, сцены с найденными скелетами детей в ленинградском метро. Сцена потрясает. Как и актриса Зинаида Шарко, которая сыграла в картине эпизод, зато яркий.
В фильме вообще наши суперзвезды Козловский и Ходченкова не раздражают. Они здесь не просто медийные лица, как это подчас бывает, а полноценные персонажи. Гибель персонажа Козловского задела мою душу. Но жалко не только этого персонажа, но и того самого солдатика, под колеса машины которого бросился герой Козловского.
Любопытно и то, что самую лучшую советскую эпоху, когда Косыгин начал свои реформы, когда граждане стали лучше жить не на словах, а на деле (чего стоит только введение сорокачасовой недели, и двухдневных выходных), фильм показывает с неприглядной стороны. Творческие люди находятся, как в болоте. Или, как в тумане, который накрыл Ленинград. И герой ходит неприкаянный и одинокий в этом тумане.
До признания еще далеко. А до смерти не очень.
Одиночество в тумане нашего современного классика.
Фильм не для всех. Но фильм, который стал вехой в нашем кино.
Типичное кино Алексея Германа – младшего. Но и самое нетипичное. Из всех фильмов этого режиссера этот фильм самый зрительский. И здесь нет Анны Ахматовой, которая занимается сексом и читает стихи. И Гоша Куценко не играет здесь Блока. И за это спасибо.
Кстати, именно Герман открыл Козловского для большого кино. А теперь еще и Артура Бесчастного, который хорош в роли Бродского. И который совсем не ассоциируется с лейтенантом ФСБ из «Адаптации».
В целом, наверное, это арт-хауз, но мне было смотреть фильм интересно.
Как сказал еще один наш классик: времена не выбирают...