1 «СТАРИК ХОТТАБЫЧ».
Книга написана в конце тридцатых годов. И несет на себе отголоски тех лет. Кино же было снято уже в начале «оттепели», когда страна освобождалась от идеологических шор. И фильм несет на себе отпечаток этого. Фильм получился каким –то свободным и жизнелюбивым.
Все в этой картине выглядит логичным. Даже дальнейшая судьба Хоттабыча, который становиться фокусником, а не радиолюбителем, как в книге.
Фильм смотрится до сих пор. И не вызывает никаких вопросов. Поистине, кино снятое для всех возрастов.
2 «ЧЕЛОВЕК - АМФИБИЯ».
Удивительно, но тот же, режиссер Геннадий Казанский, что снял «Старика Хоттабыча» снял и этот фильм по повести Александра Беляева. Советскому фантасту не очень везло на удачные экранизации. Чего стоит только блеклая экранизация «Головы профессора Доуэля».
Но фильм «Человек – амфибия» не тот случай!
Для своего времени это был прорывной фильм по операторским съемкам, по объему спецэффектов. Но, если бы все дело было бы в подводных съемках и спецэффектах, то вряд ли мы бы смотрели этот фильм до сих пор. Все же, кино ушло вперед по этой части далеко.
Дело в том, что сценаристы сделали акцент на любовной истории, а не научных открытиях, и сделали схематичных героев Беляева живыми людьми. В этом –то и состоял успех фильма. Плюс, в экзотичности места действия.
Как говориться, минус один. Возле кинотеатров выстроились огромные очереди, а дело было в январе месяце. И многие люди, которые желали посмотреть этот фильм, получили обморожения.
Картина опередила по числе зрителей ближайшего преследователя «Гусарскую балладу» ровно в два раза. И фильм продолжали крутить в кинотеатрах, вплоть до девяностых годов, и всегда с аншлагами.
И многих зрителей, которые желали ознакомиться с текстом романа, ждало разочарование. Все же, при всем уважение к Александру Беляеву, как писатель он второго ряда. Но как человек первого. Человек несгибаемой воли. И своих героев он наделял этой волей.
3 «ГАРДЕМАРИНЫ, ВПЕРЕД!».
Одно из самых сильных моих разочарований. Один из сильных советских телевизионных фильмов, который смотрела вся страна. В буквальном смысле слова. И очень слабый литературный источник. Но Светлана Дружинина что-то усмотрела в этом источнике. Сработала женская интуиция, но сам литературный источник был сильно переработан Юрием Нагибиным, и он превратил довольно слабый роман в увлекательный сценарий. История, рассказанная в романе, мало что крайне рыхлая, так еще и скучная, читать ее совершенно невозможно, хотя, вроде бы, история написана хорошим русским языком.
Кстати, книгу издали, благодаря только успеху фильма. На обложке были изображены герои из фильма.
Фильм и сейчас пересматривается вновь и вновь. Вся трилогия сделана замечательно. Книга же является, скорее, неким дополнением к фильму.