четверг, 9 сентября 2021 г.

"Остров": фильм провалился в прокате, но затем стал культовым.

 


Один из первых российских фильмов, где была применена практика целенаправленных показов. Фильм рекламировала церковь. Но все равно картина провалилась в прокате.

Но затем 7 января 2007 года случилась премьера на телевидении, и ее посмотрела буквально вся страна. Рейтинги премьеры этого фильма бьют только новогодние поздравление Президента страны. И не один фильм, как советский, так и российский, не приблизился к рейтингам этого фильма. Руководство канала ставит только на «Движение вверх». Поживем – увидим. Но даже лучшие российские фильмы пока не собирали таких рейтингов. Фильм смотрят и пересматривают. Петр Мамонов получил и "Золотого орла» и «Нику», как и сам фильм. Редко бывает такое единодушие у двух российских киноакадемий. Как редко бывает единодушие у критиков, и у публики. Простой публике нужно зрелище. Критикам – смысл.

Фильм «Остров» - это пример того и другого. Да и просто пример того, что у нас кино смотрит НАРОД, а не ПИПЛ, который хавает. Народ у нас замечательный. И способный оценить духовный подвиг и высокие порывы души.

Фильм "Кин - дза - дза": его ждал провал в прокате, но он стал культовым.

 


 «КИН – ДЗА – ДЗА».

Фильм полностью провалился в советском прокате в 1987 году. Наверняка, провал связан и с некой экономической ситуацией той эпохи. Продвинутые советские зрители, которые затем и стали поклонниками этого фильма, уже видели «Чужого» и «Терминатора» по видеомагнитофонам, и фактически не посещали кинотеатры, а традиционная публика не оценила абсурдный юмор этой комедии, и весь его постмодернизм.

Оказалось со временем, что это не простой хороший фильм, а великий фильм мирового кинематографа, где сплав юмора и глубочайшего содержания достигли своих невероятных высот.

И почти любая фраза из этого фильма стала культовой, не говоря уж о знаменитом приветствии инопланетян.

Кстати, второй, подряд по времени, советский фильм, где содержится крылатая фраза про женщину Люду. Первый фильм, это, конечно же, "Любовь и голуби".

Голливуд обратил внимание на этот фильм. Инопланетный антураж воссоздан за сущие гроши даже по меркам советского кино. Голливуд же похитил сцену, где космолет чиниться с помощи обыкновенной кувалды. Вспомним знаменитую сцену из Армагедона».

Фильм со временем только набирает очки, и совсем не стареет. Стоит ли говорить о мудрости актеров Станислава Любшина, Евгения Леонова и Юрия Яковлева, которые согласились играть в сложных условиях пустыни, и не прогадали. Они – настоящие актеры, не жаловались на жару, а просто создавали свои знаменитые образы. Любопытно, что персонажа Любшина зовут Владимир Машков.

Самый сложный в производстве фильм для Георгия Данелии. Тут и проблемы с актерами, и съемки в пустыни, и нежелание студии выпустить односерийную версию фильма, на которой настаивал сам режиссер.

Словом, скрипач нам нужен. Без скрипача мы не представляем себе жизни.

Экранизации, превзошедшие литературный источник.

 


1 «СТАРИК ХОТТАБЫЧ».

Книга написана в конце тридцатых годов. И несет на себе отголоски тех лет. Кино же было снято уже в начале «оттепели», когда страна освобождалась от идеологических шор. И фильм несет на себе отпечаток этого. Фильм получился каким –то свободным и жизнелюбивым.

Все в этой картине выглядит логичным. Даже дальнейшая судьба Хоттабыча, который становиться фокусником, а не радиолюбителем, как в книге.

Фильм смотрится до сих пор. И не вызывает никаких вопросов. Поистине, кино снятое для всех возрастов.

 

2 «ЧЕЛОВЕК - АМФИБИЯ».

Удивительно, но тот же, режиссер Геннадий Казанский, что снял «Старика Хоттабыча» снял и этот фильм по повести Александра Беляева. Советскому фантасту не очень везло на удачные экранизации. Чего стоит только блеклая экранизация «Головы профессора Доуэля».

Но фильм «Человек – амфибия» не тот случай!

Для своего времени это был прорывной фильм по операторским съемкам, по объему спецэффектов. Но, если бы все дело было бы в подводных съемках и спецэффектах, то вряд ли мы бы смотрели этот фильм до сих пор. Все же, кино ушло вперед по этой части далеко.

Дело в том, что сценаристы сделали акцент на любовной истории, а не научных открытиях, и сделали схематичных героев Беляева живыми людьми. В этом –то и состоял успех фильма. Плюс, в экзотичности места действия.

Как говориться, минус один. Возле кинотеатров выстроились огромные очереди, а дело было в январе месяце. И многие люди, которые желали посмотреть этот фильм, получили обморожения.

Картина опередила по числе зрителей ближайшего преследователя «Гусарскую балладу» ровно в два раза. И фильм продолжали крутить в кинотеатрах, вплоть до девяностых годов, и всегда с аншлагами.

И многих зрителей, которые желали ознакомиться с текстом романа, ждало разочарование. Все же, при всем уважение к Александру Беляеву, как писатель он второго ряда. Но как человек первого. Человек несгибаемой воли. И своих героев он наделял этой волей.

 

3 «ГАРДЕМАРИНЫ, ВПЕРЕД!».

Одно из самых сильных моих разочарований. Один из сильных советских телевизионных фильмов, который смотрела вся страна. В буквальном смысле слова. И очень слабый литературный источник. Но Светлана Дружинина что-то усмотрела в этом источнике. Сработала женская интуиция, но сам литературный источник был сильно переработан Юрием Нагибиным, и он превратил довольно слабый роман в увлекательный сценарий. История, рассказанная в романе, мало что крайне рыхлая, так еще и скучная, читать ее совершенно невозможно, хотя, вроде бы, история написана хорошим русским языком.

Кстати, книгу издали, благодаря только успеху фильма. На обложке были изображены герои из фильма.

Фильм и сейчас пересматривается вновь и вновь. Вся трилогия сделана замечательно. Книга же является, скорее, неким дополнением к фильму.

Суздаль как уникальная кинолокация.

 


Суздаль – жемчужина «Золотого кольца» России. Как бы, не банально, но это так. Это маленький город, чье величие определяется не его физическими размерами.

В этом городе наиболее полно сохранились белокаменные церкви времени феодальной раздробленности. Причина этого еще и в том, что город всегда находился вдалеке от дорог. 30 километров от главной русской дороги – нижегородского тракта.

Кино фактически спасло Суздаль во времена Хрущева, когда началась мощная антирелигиозная компания, и снова начали сносить церкви.

Именно кинематографисты показали, что город Суздаль нужен всему миру. Это уникальная кинолокация, которая не меняет свой облик несколько столетий.

Плюсом Суздаля явилось и то, что расположен он сравнительно недалеко от Москвы.

Мы не можем сейчас судить о том, насколько эти фильмы повлияли на идею «Золотого кольца». Но известно одно, что туристы узнали о Суздале гораздо раньше, чем «Золотое кольцо» появилось официально. Напомним, произошло это ровно 50 лет назад.

Вспомним четыре фильма, снятые в этом городе.

«Женитьба Бальзаминова».

Суздаль в этом знаменитом фильме маскируется под Замоскворечье второй половины позапрошлого уже века. Не было возведено никаких декораций. Кинематографисты использовали только натуру.

Не говорю о том, что фильм получился великим. Но натура Суздаля создала особое настроение. И она никак не фальшивая, а настоящая.

«Андрей Рублев».

Разумеется, что часть этого великого фильма была снята на натуре в городе Суздале. И именно этот фильм показал как хорошо сохранились храмы города Суздаля. Мировой успех этого фильма привел к тому, что город Суздаль стал всемирно известен.

"Тема".

В фильме речь идет о современности. Главный герой приезжает в город отдохнуть от московской суеты. И город становиться символом провинции. Но в этой провинции живут люди, которые составили бы гордость любой провинции.

Здесь мы видим Суздаль зимой. И это город становиться символом некоей безнадежности, которая окружает главного героя.

«Царь».

Фильм снят относительно недавно. Фактически Суздаль становиться универсальным местом, где можно воссоздать любую старину. Сами события фильма не имеют никакого отношения к городу. Но зрители это не замечают. Город подтверждает свой статус универсального места, где можно воссоздать любую древнюю эпоху.

среда, 8 сентября 2021 г.

Как советский зритель воспринимал Жан – Поля Бельмондо.

 



 

Парадокс восприятия советского зрителя образов этого актера состоял в том, что лучшие роли актера просто не доходили до советского зрителя.

Интеллигентный зритель только мог читать о ролях актера в фильмах «На последнем дыхании», «Горит ли Париж?», «Труп моего врага».

Да и многие роли в боевиках до советского экрана не доходили. Например, один из самых кассовых боевиков с участием актера «Страх над городом».

Словом, советский зритель довольствовался тем, что есть.

И первый раз советский зритель увидел актера в авантюрной роли в фильме «Картуш». И тут же был сражен талантом актера. Фильм стал хитом советского проката.    

Второй раз на экранах зритель увидел актера только спустя десять лет. Речь идет о фильме «Повторный брак».

Другие звезды французского кино на экране мелькали гораздо чаще.

Но именно семидесятые были переломными для фильмов Бельмондо в советском прокате. Время от времени их стали закупать.

В семидесятые прогремел фильм «Великолепный». Советский зритель не мог до конца оценить эту пародию на Джеймса Бонда. Но все равно попал под очарование этого фильма. Он стал одним из лидеров советского проката.

Затем был «Частный детектив» и «Кто есть кто?». Каждый раз эти фильмы становились лидером проката. Но и эти фильмы были подвергнуты цензурным правкам.

А, например, «Профессионала» так и не закупили для советского проката в начале восьмидесятых годов.

Фактически не закупали комедии с участием актера. Многие из них были криминальными. Например, «Игра в четыре руки» или «Супермозг».

К моменту начала перестройки советский зритель мог видеть актера только в нескольких детективных боевиках или в двух авантюрных фильмов.

Зато в годы перестройки плотину словно бы прорвало.

И большинство фильмов Бельмондо появились на экранах. Это и вполне невинный «Ас из асов», жесткий боевик «Вне закона», тот же «Профессионал». Последние два фильма с легендарной музыкой Энио Морриконе.

Фактически, только фильм «Одиночка» вышел почти в год в год с французским прокатом.

Остальные фильмы выходили с огромной задержкой.

Того же «Человека из Рио» выпустили только спустя 25 лет после выхода в мировой прокат.

Непонятно, чего цензоры нашли в этой французской комедии?  Но советский зритель оценил ее только в конце восьмидесятых годов.

Не смотря на это, массовый зритель с первого раза полюбил легендарного актера. И любовь это оказалась любовью навсегда.

вторник, 7 сентября 2021 г.

Фильм «Курск»: страшное и правдивое кино.

 



 

В нашей стране фильм вызвал скандал, поскольку часть событий, показанной в фильме, не совпадает с событиями, которые стали официальной версией.

Не буду вдаваться в подробности политики.

Но сам фильм получился живым, добрым, он очень бережно показывает образы подводников. Не все из них герои, но все из них живые люди.

И, как мне кажется, нет никаких политических спекуляций на человеческой трагедии, а есть попытка показать большую трагедию.

И этот фильм задевает за живое. Чувствуется, что его снимали талантливые люди, которые не просто отрабатывали бюджет, заказ, или что там еще.

Они глубоко проникли в тему, и показали, что есть лучшее в людях, которые оказались на грани жизни и смерти.

В конечном итоге, всегда интересно смотреть кино про людей, а не про подводную лодку. За любым таким событием стоять людские жизни, судьбы, и смерти.

Фильм, в общем –то, и страшен тем, что он безнадежен. Он не дает героям никакой надежды. Но я как зритель, все это понимая, все равно смотрел фильм до конца. Потому что, в глубине моей души теплилась надежда, а вдруг?

Понятна еще одна причина, по которой фильм вызвал скандал. Показывая с теплотой офицеров и моряков, фильм беспощаден к руководителям российского флота.

Фильм говорит о том, что нужно было спасать моряков, спасать любой ценой, даже ценой секретов. В этом смысле фильм несет подлинно гуманистический потенциал.

Что еще важно: фильм не кажется клюквой, моряки и офицеры выглядят настоящими, а не ряженными. Удивляешься даже этому реализму.

С самого начала фильм задает ощущение тесноты. И до конца придерживается этого стандарта. Кажется, что тесно даже на улице, среди этих уродливых зданий.

А еще есть какое –то ощущение серости и унылости. И на это работает световая гамма фильма. В этой световой гамме нет ни одного яркого пятна. Все здесь серо и уныло.

И среди этой серости живут настоящие люди, чья жизнь скорее должна прерваться. Кто – то умрет, а кто –то навеки потеряет своих любимых людей.

Ощущение катастрофы просто разлито в воздухе. Весь фильм лишен воздуха.

Но в фильме есть настоящая правда, и настоящая любовь. И нет спекуляций, нет политики. Есть просто люди, который до конца выполняют свой долг. И есть их жены, которые навсегда останутся верными женами. И есть дети, которые стали сиротами. И которые никогда не увидят своих отцов.  

Кино, которое нужно смотреть. Но вряд ли многие его увидят в нашей стране.

"Любовь земная" - фильм, который превзошел литературную основу.

 


 «ЛЮБОВЬ ЗЕМНАЯ».

Фильмы Евгения Матвеева ругали высоколобые критики. Разумеется, уже в новейшее время.

Роман Петра Проскурина относиться к так называемой «секретарской прозе». Это далеко не Шукшин и Астафьев по своему таланту человек. Читать сейчас этот роман просто скучно.

Но режиссер Матвеев и сценарист Валентин Черных сумели экранизировать этот роман так, что он становиться поэмой о любви, горькой, невозможной, но все же, любви.

Конечно, права Ольга Остроумова, что называла этот фильм несколько индийским кино, в том смысле, что там много страсти, и фактически отсутствует реализм. Но в конечном итоге, и «Ромео и Джульетта» - не слишком реалистичное произведение.

А фильм хорош тем, что он захватывает. Сопереживаешь герою фильма, и его поздней любви. Сопереживаешь и его другу. Да и все эти колхозные дела не слишком лезут в глаза. Насколько ярко и выпукло перед глазами проходит история любви. Даже история скрытого врага не слишком лезет в глаза. В советской прозе репрессии тридцатых годов часто и оправдывали тем, что спрятаны эти скрытые врага глубоко внутри, и мешают нам жить, порочат честных людей.

Есть любовная история, прописанная интересно, а колхозные реалии это просто фон истории.

Особо хочется отметить диалоги Черныха. Мастер диалогов он номер один. Все фразы запоминаются, все фразы по делу. Речью главных героев просто наслаждаешься.

Фильм современен, потому что истинная история любви не может устареть. Как и выбор между долгом и чувствами.

Про музыку обоих фильмов говорить не хочется. Она живет отдельно от фильмов. И эта музыка гениальна.