понедельник, 8 ноября 2021 г.

Сериал "Перевал Дятлова:" он вызвал споры.

Сериал «Перевал Дятлова» вызвал споры. Это означает одно: создатели добились своих целей. Рейтинги были высокими.


 

Другое дело, что могло ли быть иначе?

Все – таки, речь идет о самой главной загадке двадцатого века. Написаны тома, сняты десятки документальных фильмов, а все равно, ломают копья вокруг того, что могло послужить причиной гибели туристов на перевале, который теперь носит имя руководителя группы. Поэтому, внимание понятно.

Скандал разразился почти сразу же, после того, как создатели решили снять сериал. Родственники погибших были против того, чтобы сериал рассказывал о реальных героях. И их можно понять.

А тут еще в сериале фигурировало пару исторических персонажей. Причем, никто из них не имел никакого отношения к гибели на перевале Дятлова.

Вопрос, зачем это было нужно? Только ли ради лишних рейтингов. В «Форресте Гампе» все понятно с историческими персонажами. Здесь же эти персонажи кажутся лишними.

Зачем было нужно нагнетать мистику на протяжении семи серий, чтобы затем все решилось реалистически? Зачем вообще называть сериалом мистическим, если в итоге мистики в сериале нет?

С другой стороны, мне кажутся довольно странными придирки, что не показаны полностью условия зимнего похода. Все- таки, любой фильм – это не документальный фильм про тяготы походов. И кино снято для максимального широкого круга зрителей. А им нужно не детали, а суть.

В целом, мне показалась интересной разделить сериал на две части.

Одна часть – расследование, другая – сам поход с трагическим финалом.

Одна часть цветная, снятая на цифру. Вторая – стилизация под советские фильмы той поры, когда кино стало отказываться от цвета. В цветной части тоже имеется стилизация. Военные сцены – это стилизация под «Спасти рядового Райана», когда на экране много зеленого цвета.

Удачной выглядит и подборка актеров. В целом, группу «дятловцев» подобрали удачно. И известных актеров, и не очень известных не узнаешь, все они выглядят как люди той эпохи. Естественно, с оговоркой, как мы представляем себе людей той эпохи.

Странным выглядит участие больших звезд в эпизодах, или сильно второстепенных ролях.

Еще мне показалось странным, объяснение всего случившегося. Вроде оно и реалистично, но проводиться мысль, что «дятловцы» – это жертвы в обмен на жизнь мальчика. Их жертва определена жребием свыше.

Добавьте сюда еще и военную философию в духе «Белого тигра». Неоднозначные военные сцены.

Например, сцена с расстрелом. В сериале намекают, что это мирный житель. Но он в форме, да еще с эсесовскими знаками отличия. И офицер, равно, как и солдат, обязан был, как минимум, сдать такого подозрительного субъекта в органы контрразведки. Но не всегда была такая возможность. Но нужно понимать, что человек в форме – это враг.

Или поведение Золотарева с пленными. Это поведение привело к гибели его командира. А всего – на всего необходимо соблюдать устав Красной армии.

Вообще, военные сцены на многое намекают. Но эти наметки и догадки ни к чему не ведут. Все заканчивается своеобразным сеансом психиатрии, где психологом является пожилой манси.

Нужно отметить, хорошую работу оператора. Особенно, в черно – белых сценах.

Нужна ли была последняя серия? Не знаю.

Людям всегда будут интересны такие трагедии, а значит, фильмы о них будут снимать. И сериал «Перевал Дятлова» - просто пример подобного интереса.

 

 

воскресенье, 7 ноября 2021 г.

Сериал "Территория".

 


Компания, которая произвела на свет этот сериал, пытается отойти от славы производителей определенного контента. Вроде бы, «Реальные пацаны» принесли славу создателям сериала, «Ольга» закрепила эту славу. Но создатели теперь хотят чего –то большего.

Вот и вернулись к родной почве, экранизировав фольклор родного края.

Как получилось?

Изначальный посыл – это местный «Твин Пикс», только с коми – пермяцким акцентом.

И в общем, то у создателей получился, если не шедевр, то сериал необычный, заслуживающий внимания. Продукт, который выглядит экзотичным в телевизионным пространстве.

Безусловно, он привлек внимание своей темой. Фольклор – это богатая почва для создания сериала. Мистику любит народ. И телевидение в последнее время ищет новые темы. Так что все совпало.

Причем, безусловно, серила ориентируется на зрителям канала ТНТ, так что, все маркетинговые исследования на лицо.

Ставка сделана именно на сюжет. Из звездных имен здесь только Андрей Мерзликин. Еще несколько актеров просто известные. Та же Клавдия Коршунова – актриса замечательная, но звездой ее не назовешь. Как бонус, в картине можно увидеть Анну Синякину, которую когда –то прославил фильм «Ворошиловский стрелок».

Актриса здесь играет жертву похищения. Такая видна у нее судьба: играть всегда жертв.

Сюжет здесь довольно типичный. Но им можно наслаждаться. Причем, все повороты сюжета предсказуемы, если даже не быть знакомым с мифологией жанра. А роли всех персонажей точно расписаны.

Поэтому, каких –то открытий этот сюжет не представляет.

Сразу же понимаешь, к чему все приведет.

И концовка тоже довольно предсказуемая. И она намекает на второй сезон. Совсем не понятно, что случилось с отцом главного героя.

Актерская игра вполне себе на уровне. Равно, как и режиссура. Операторская работа на высоте: красотой пейзажей можно только наслаждаться. Все – таки, как красива наша страна, и отдельный ее регион!

 

В целом, меня удивил хронометраж. Всего семь серий. Не дотянут даже до дежурного хронометража в восемь серий. И удивляет то, что в отдельных сериях мало событий. А в последних сериях события нагнетаются. Словно,куда -то торопятся.

Первая серия – это вообще затянутая экспозиция. Не каждый зритель доживет до первого акта действия. И это, безусловно, минус.

Но плюсом выступает то, что у фильма есть некий магнетизм. И он совсем не смотрится как сериал.

Вроде бы, первая серия заканчивается необычно, и есть попытка строить фильм в виде сериала, но получается вполне себе качественное кино. И это кино не портят даже довольно слабые спецэффекты. Все же фильм не о спецэффектах, а о тайнах. Такие фильмы держаться именно на атмосфере. А атмосферу создателям удалось создать.

Проект ругают. Кто –то за слабую актерскую игру. Особенно достается Глебу Калюжному. Не буду его хвалить. Но он сделал все, что от него зависит на таком драматургическом материале.

Порадовали молодые актрисы. И то, что сериал обходиться без особых сцен насилия и чернухи. Фильм вообще похож на признание к своей малой Родине.

И такое признание заслуживает внимание.

Хотя, по отзывам зрителей, фильм воспринят неоднозначно. Но это судьба многих нетипичных продуктов.

Еще один жирный минус каналу – это огромное количество рекламы. Особенно, их любимого проекта, их печально знаменитого реалити - шоу. И это мне не понравилось.

Но такова наша жизнь.

Да и название можно было придумать полюбопытнее. Вариантов множество.

В целом, сериал «Территория» - проект, который привлек мое внимание на семь вечеров.

"Десять негритят": английская и советская киноверсии.

 


 

«Десять негритят» - один из великих романов двадцатого века. Сравним две экранизации этого романа, классическую советскую версию Станислава Говорухина и английский сериал 2015 года выпуска.

Именно эта экранизация сохраняет подлинную концовку, без намека на счастливый финал.

Коренное отличие: в советском фильме – звездный актерский состав. Даже в роли лодочника – Федор Одиноков. И даже голос обвинителя – Игорь Ясулович.

В английской версии – актеры хорошие, спору нет, но звездами их назвать язык не поворачивается.

В фильме Говорухина присутствует маленький пистолет. В английском фильме – огромный револьвер. Будто бы герой приехал с Дикого Запада.

В фильме Говорухина вериться, что Вера может застрелить из пистолета. И не очень вериться, что Вера сможет продолжать стрельбу после первого выстрела в английской версии. Просто кисти рук сломаются. Не приспособлен такой револьвер для стрельбы дамами.

И уж не вериться, что герой так легко может подставиться под выстрелы.

В советском фильме это выглядит естественно. В английской очень уж совсем не естественно.

Мотивы у судьи тоже разные.

В английской версии, судья – это просто маньяк, который болен раком в последней стадии. То есть, терять ему нечего. В советском фильме, судья хочет добиться справедливости. И ради этой справедливости он сам становится преступником.

Полицейский инспектор в нашем фильме дал ложные показания. В последней экранизации он избил человека до смерти. Опять же, это какой – то садист.

Генерал в советской версии послал своего подчиненного на смерть. В английской версии сам застрелили его из пистолета в затылок. Опять же, какой – то садист получается.

То есть, в советской версии можно понять мотивы героев. Они совершают проступки, которые приводят к человеческой трагедии. Им можно сопереживать. Здесь же им сопереживать не хочется.

Доктор в английской версии какой -то дерганный и нервный, крайне неприятный тип. В советской версии он выглядит очень импозантно.

В английской версии много запрещенных препаратов. Герои находятся под их воздействием. В советской версии нет никакого упоминания о запрещенных препаратах.

В советской версии действие происходит в замкнутом пространстве, которое буквально душит зрителя.

В английской версии, дом выглядит очень приятным, милым и большим. В нем много пространства и воздуха. Он совсем не зловещий, как в советской версии.

В нашей версии Вера раскаивается. В английской версии до конца борется за жизнь.

Наконец, название. Советская версия называется «Десять негритят». И нет здесь никаких солдатиков.

Что бы, не писать много, советская версия – это очень добротное кино. А английская версия – проходной сериал.

Наше кино выигрывает по всем параметрам.

 

суббота, 6 ноября 2021 г.

Фильм «Два долгих гудка в тумане» - необычный советский детектив.

Фильм «Два долгих гудка в тумане» - необычный советский детектив.

 


Фильм «Два долгих гудка в тумане» не стал сенсацией советского проката, но вошел в историю нашего кино тем, что это был один из необычных детективов в истории советского кино.

Прежде всего, он стал необычным детективом, потому, что в нем нет милиционеров, следователей. В этом фильме вообще нет фигуры главного следователя. Формально, такой фигурой является капитан судна, но лишь формально.

В сюжете отсутствие органов власти объяснено: действие происходит на севере, на теплоходе, в самом конце навигации. А герои попали в водоворот загадочных событий.

И преступник здесь не задержан органами власти. Он ушел от властей. Но ушел лишь за тем, чтобы сам себя наказать. Таким образом, преступление и наказание здесь присутствует должным органом.

Необычность фильма еще и в том, что в фильме нет главного героя. Это ансамблевый фильм. Здесь есть много героев, у них не так много времени в фильме, но у всех у них есть одна яркая черта, поэтому они и запоминаются. 

 


Конечно, сюжет сделан под влиянием Агаты нашей Кристи. Наверное, этот сюжет был бы зарублен, если бы авторы задумали сюжет на несколько лет раньше. Но фильм был снят в начале восьмидесятых годов, когда советское кино взяло курс на развлекательное кино, и начало эксперимент с жанрами.

Фильм «Два долгих гудка в тумане» и является таким жанровым экспериментом. Детектив на фоне красивых северных пейзажей. Некоторые этот фильм называют первым нуаром. Но это те называют, кто не знают историю кино.

Прорывом этот фильм не стал, не смотря на необычность. И связано это, скорее, со средней режиссерской работой.

А еще с тем, что экспозиция в фильме длиться гораздо больше, чем основное действие. По сути, на протяжении 50 минут идет завязка картина. Такая завязка хороша для таких колоссов, как «Титаник». Но в этом фильме основное действие начинается на пятидесятой минуте, чтобы закончиться на семидесятой минуте. То есть, зритель ждет что чего –то начнется. А не начинается. А когда начинается, то очень быстро заканчивается.

Плюс, фигура преступника легко угадываема внимательным зрителем. Для жанра детектива это огромный минус.

Еще один минус – это совсем не женский фильм.

Тут пример. Не женский фильм – это и «Секреты Лос – Анжелеса». Но  с ярким женским пятном в виде Ким Бейсингер. 

Здесь же героини просто для статистики. Играть им абсолютно нечего. Просто нужны женщины. Они здесь есть. Даже две любовные драмы. Но они только обозначены. Не более…

Собственно, фильм не является психологическим детективом. Это скорее приключенческий детектив. Мотивации здесь явные и выпуклые. Они нужны только для сюжета, не более.

Какой –то перебор и с культурными работниками. Здесь и писатель из Москвы, и режиссер Дома культуры. Как –то много для такого фильма.

Вообще, самые классные актеры в этом фильме – это Демьяненко и Ефимов. Они своим закадровым озвучанием делают этот фильм.

В целом, фильм необычный для советского детектива. Но на этом и все. За пределы среднего фильма он не выходит.

Не слишком понятен и короткий хронометраж фильма. Почему нельзя было сделать фильм длинной в 90 минут? Тогда бы можно было полнее раскрыть характеры персонажей и не делать события столь сумбурными.

Фильм не создал тенденцию в советском кино, и остался неким жанровым реликтом.  Вполне возможно потому, что этот эксперимент не вызвал большого зрительского отзыва.  

 

Александр Яценко: он прославился, благодаря сериалам.

АЛЕКСАНДР ЯЦЕНКО.


 

Востребованный на протяжении почти десяти лет киноактер, который стал известен массовому зрителю после премьеры сериала «Оттепель». До этого актер снимался много и успешно, но большинство его фильмов проходили по категории «фестивальное кино». Эти картины, если и выходили в прокат, то проваливались, или шли сразу же малым тиражом.

Успешным киноактером Яценко стал в 2006 году, когда он сыграл главную роль в картине Алексея Балабанова «Мне не больно». В этом же году вышел фильм Бориса Хлебникова «Свободное плавание». Все критики писали, что в нашем кино появился новый тип героя. Это совестливый человек, который старается быть честным даже в любой, самой экстремальной ситуации.

Но в другом популярном сериале «Екатерина» Яценко показала зрителям, что он многогранный актер. Здесь он сыграл Петра Третьего – самого спорного нашего императора. И сыграл так, что стал одним из самых запоминающихся героев этого фильма. В его исполнении император – не просто персонаж, но человек.

Актер тесно сотрудничает с режиссером Борисом Хлебниковым – одним из лидеров нового российского кино. Но в прошлом году он изменил любимому режиссеру, и снялся в сериале «Ненастье», который стал удачным для актеров.

Сейчас Александр Яценко – один из титулованных российских актеров.

 

пятница, 5 ноября 2021 г.

Фильм «Секреты Лос – Анжелеса» - фильм, которому не повезло с годом выхода.

 

Фильм «Секреты Лос – Анжелеса» - фильм, которому не повезло с годом выхода.

 


Название не случайно. Действительно, картине не повезло выйти в один год с «Титаником». И два «Оскара», которые все же взяла картина – это большое достижение.

Но, как мне кажется, выйди картина через год «Оскаров» могло бы быть больше. Всяко лучше фильм, чем  некоторые фильмы 1998 года.

Сейчас таких фильмов не снимают. Что бы криминальный боевик и жесткая драма, чтобы рассказ о судьбах трех людей  история одной любви, чтобы ретро кино, и что бы это сделать круто.

Все это есть в фильме, и поэтому пересматривать его одно удовольствие.

Формально – это рассказ о трех полицейских, которые оказались замешаны в одну неприятную историю. Но это не история дружбы. Полицейские становятся напарниками, но лишь по очень большой необходимости.

И если рассматривать фильм как боевик, то ему иногда не хватает лихости. Но финальная перестрелка все искупает. И если иногда можно заскучать, то финальная перестрелка долго не забудется.

А как криминальная драма – это простое большое достижение мирового кино! Здесь криминальная драма поднята на уровень греческой трагедии, на самый высокий уровень. И эта драма держит внимание любого зрителя до самого конца.

Безусловно, большая работа Рассела Кроу. Он здесь играет полицейского – громилу, но громилу с нежной душей. Это одна из первых его работ в большом Голливуде, о которой заговорили.

 И невероятная работа Гая Пирса. Если Кроу потом найдет себя в большом голливудском кино, то судьба Пирса сложится сложнее. В ней будет успех и забвение.

 Про судьбу же Кевина Спейси говорить не буду. Но это его лучшая работа между двумя «Оскарами». Его героя жалко. Причем, актер просто живет в этой роли. 

Сценарий получился сложный, со многими подтекстами. У каждого героя здесь своя правда. А мир окажется жесток.

И в этом жестком мире есть яркое пятно. Это героиня Ким Бейсингер. В мужском фильме лучшая роль у женщины! Сколько в этом смысла. Ее героини не так много на экране. Но каждое ее появление невозможно забыть. Иногда кажется, что она не второстепенная, а главная героиня. А из женщин так и точно здесь главная.     

Второй план актерский тоже хорош. Один Денни Де Вито чего стоит!

Может быть, фильм не великий,  но выдающийся. Он не случайно не затерялся в бездне лет. И сейчас он смотрится вполне свежо. Это настоящее кино.

 

Что обозначает слово «Ушац» в фильмах Георгия Данелии.

Что обозначает слово «Ушац» в фильмах Георгия Данелии.

 


Небольшая, но интересная история.

Все знают про кодовое слово – талисман в фильмах Эльдара Рязанова.

Это имя его однокурсника Катаняна.

И не так много народу слышали про имя – талисман, которое Георгий Данелия использовал в своих фильмах.

Этот талисман носит название «ушац».

На самом деле, Михаил Ушац – известный художник – карикатурист. Его карикатуры знали все советские жители, поскольку Ушац работал в журнале «Крокодил».

Но, прославился Михаил Ушац, в узких кругах студентов МАРХИ не этим, а тем, что однажды ему в голову пришла очень хорошая мысль.

Вечером застолбить за собой место в мастерской, ближе к окну.

У художников, и архитекторов места, которые расположены ближе к окнам, всегда являются престижными. Вот Ушац и подписал под мольбертом «Ушац».

Мол, знайте, мое место занято.

Но нужно знать юмор студентов МАРХИ. Эта надпись не слишком понравилась тем студентам, которые пришли раньше.

И они на всех мольбертах написали фамилию «Ушац».

Так эта фамилия стала первым мэмом. И этот мэм дожил до того времени, когда в МАРХИ учился Георгий Данелия. И он решил это слово использовать в качестве талисмана. И использовал это слово во многих своих фильмах.

И большинство зрителей не знала, что означало это слово. И только выпускники МАРХИ могли оценить тонкий юмор маэстро, который помнил о своих корнях.