Сериал «Перевал Дятлова» вызвал споры. Это означает одно: создатели добились своих целей. Рейтинги были высокими.
Другое дело, что могло ли быть иначе?
Все – таки, речь идет о самой главной загадке двадцатого века. Написаны тома, сняты десятки документальных фильмов, а все равно, ломают копья вокруг того, что могло послужить причиной гибели туристов на перевале, который теперь носит имя руководителя группы. Поэтому, внимание понятно.
Скандал разразился почти сразу же, после того, как создатели решили снять сериал. Родственники погибших были против того, чтобы сериал рассказывал о реальных героях. И их можно понять.
А тут еще в сериале фигурировало пару исторических персонажей. Причем, никто из них не имел никакого отношения к гибели на перевале Дятлова.
Вопрос, зачем это было нужно? Только ли ради лишних рейтингов. В «Форресте Гампе» все понятно с историческими персонажами. Здесь же эти персонажи кажутся лишними.
Зачем было нужно нагнетать мистику на протяжении семи серий, чтобы затем все решилось реалистически? Зачем вообще называть сериалом мистическим, если в итоге мистики в сериале нет?
С другой стороны, мне кажутся довольно странными придирки, что не показаны полностью условия зимнего похода. Все- таки, любой фильм – это не документальный фильм про тяготы походов. И кино снято для максимального широкого круга зрителей. А им нужно не детали, а суть.
В целом, мне показалась интересной разделить сериал на две части.
Одна часть – расследование, другая – сам поход с трагическим финалом.
Одна часть цветная, снятая на цифру. Вторая – стилизация под советские фильмы той поры, когда кино стало отказываться от цвета. В цветной части тоже имеется стилизация. Военные сцены – это стилизация под «Спасти рядового Райана», когда на экране много зеленого цвета.
Удачной выглядит и подборка актеров. В целом, группу «дятловцев» подобрали удачно. И известных актеров, и не очень известных не узнаешь, все они выглядят как люди той эпохи. Естественно, с оговоркой, как мы представляем себе людей той эпохи.
Странным выглядит участие больших звезд в эпизодах, или сильно второстепенных ролях.
Еще мне показалось странным, объяснение всего случившегося. Вроде оно и реалистично, но проводиться мысль, что «дятловцы» – это жертвы в обмен на жизнь мальчика. Их жертва определена жребием свыше.
Добавьте сюда еще и военную философию в духе «Белого тигра». Неоднозначные военные сцены.
Например, сцена с расстрелом. В сериале намекают, что это мирный житель. Но он в форме, да еще с эсесовскими знаками отличия. И офицер, равно, как и солдат, обязан был, как минимум, сдать такого подозрительного субъекта в органы контрразведки. Но не всегда была такая возможность. Но нужно понимать, что человек в форме – это враг.
Или поведение Золотарева с пленными. Это поведение привело к гибели его командира. А всего – на всего необходимо соблюдать устав Красной армии.
Вообще, военные сцены на многое намекают. Но эти наметки и догадки ни к чему не ведут. Все заканчивается своеобразным сеансом психиатрии, где психологом является пожилой манси.
Нужно отметить, хорошую работу оператора. Особенно, в черно – белых сценах.
Нужна ли была последняя серия? Не знаю.
Людям всегда будут интересны такие трагедии, а значит, фильмы о них будут снимать. И сериал «Перевал Дятлова» - просто пример подобного интереса.