Фильм «Человек 217» - один из самых лучших, и вместе с тем, не самый известный фильмов Михаила Ильича Ромма.
Причина подобной неизвестности вполне понятна.
Фильм вышел в апреле 1945 года, а уже в мае 1945 года некоторые фразы про то, что нет хороших немцев, все они враги оказались не слишком нужными, в следствии того, что в восточной зоне оккупации мы начали строить социалистическое государство. И понадобились хорошие немцы.
А зрители в 1945 году в качестве своего фаворита выбрали комедию, далекую от военных реалий.
Фильм можно рассматривать как очень точное исследование природы фашизма, которая затрагивает самые низменные человеческие черты, и эксплуатирует их.
Фильм можно назвать художественным исследованием к монументальному полотну «Обыкновенный фашизм, наряду с «Убийством на улице Данте».
И фильм демонстрирует самую суть фашизма. Один из героев немцев придумывает бесчеловечное наказание. Оно, на первый взгляд, не такое уж страшное. Просто каждое утро бить своего работника палкой по голове, бить не слишком сильно, но методично. И главное, каждое утро.
А еще суть фашизма в том, что других людей фашизм за людей не рассматривается. У них даже нет имени. Только номера. При этом, люди могут быть отличным товаром. И с точки зрения товара они интересны хозяевам.
Фильм можно назвать дискуссионным, и по сравнению с более поздними фильмами, где говориться, что плох именно фашизм, а не немецкая нация. Вспомним «Александра Маленького», где герой не карает гитлерюгенда за убийство боевого товарища. Ибо немецкий подросток еще всего лишь подросток. Вспомним, как осуждают героя «Подранков». Или поступок героя фильма «Жаворонок». Даже Кондратьев в «Сашке» выводит немца жалким, но все же человеком, Но героиня Елены Кузьминой говорит в кадр поставленным голосом, что немцы только выглядят как люди. А на самом деле, они нелюди. Они – жалкие на московских мостовых, но, дай им власть, и обнажиться не человеческая сущность. Для этой героини нет никаких компромиссов.
Не случайно, титр подчеркивает, что дело происходит в очень доброй немецкой семье. Глава семьи известен всему городу как чудак, и как крайне добрый человек.
В остальном, это типичное кино Михаила Ромма, можно сказать, что это некое продолжение «Пышки» и «Мечты». Ромм использует те же художественные методы. Большая часть действия происходит в замкнутом пространстве с ограниченным количеством героя, четко соблюдается трехактная структура действия с сильным драматичным содержанием.
Может быть, устарели приемы монтажа, пленка, но не устарело содержание этого фильма.
А еще это один из первых фильмов, который рассказывает о судьбе перемещенных лиц. В 1945 году об этом еще можно было говорить. Но вскоре эта тема закроется. И откроется только в эпоху «оттепели». Но все равно, про это будут говорить скромно и мимоходом.
И фильм является шедевром, который нужно смотреть, если не смотрели. И пересматривать время от времени, чтобы помнить подвиг тех, кто в мае 1945 года победил в самой страшной войне.