Василий Макарович Шукшин не хотел снимать фильм «Печки – лавочки». Все его мысли были о Степане Разине. И даже его внешность была приведена в соответствии с веком Разина. Шукшин отрастил бороду, и уже ждал команды на начало съемки фильма.
Но этой команды так и не поступило, а поступило указание, согласно плану, сделать комедию о современной жизни.
Каким бы ты ни был гением, но план ты обязан был выполнять.
Шукшин пошел в гости к своему другу и товарищу по съемкам, оператору Гинзбургу. В гостях у Гинзбурга сидел его брат, знаменитый бард и драматург Галич. Он спел песню, в котором звучало выражение «печки – лавочки».
Так родилось название будущего фильма.
Сценарий писался на Леонида Куравлева. Тот не был против сниматься.
Но Татьяна Лиознова, которая не давала Шукшину воплотить замысел «Степана Разина», переманила Куравлева на съемки «Семнадцать мгновений весны».
Шукшин встретил Куравлева в коридоре студии имени Горького, и сказал ему несколько ласковых. Он имел право сказать.
Зато Куравлев подсказал ему, что следует Шукшину сниматься самому. А еще вместо Мордюковой предложил ему сняться с Лидией Федосеевой.
Вроде бы, Шукшин простил Куравлева, но прежней дружбы уже не было.
Фильм «Печки – лавочки» стал поистине тяжелым испытанием для Шукшина. Все было против него.
Редакторы хотели, чтобы Шукшин снял комедию о простом деревенском мужике. Шукшин зрил в корень. Он хотел снять фильм о конце русской деревни.
И он снял великий фильм, не смотря на все рогатки, которые ему вставляли редакторы и цензоры.
Многое не вошло в картину, хотя Шукшин задумал много прекрасных сцен. Например, картина должна была начинаться с того, что один из героев идет по деревне со стаканом водки на голове. А затем выпивает стакан без помощи рук.
Но такой зачин не устроил редакторов.
К тому же, было требование снимать фильм широкоэкранным. Такой формат тогда внедряли. Этот формат хорошо подходил для эпиков, но не слишком хорошо подходил для камерной истории Шукшина.
В результате этот фильм стал самым личным для Шукшина. Здесь снялась его жена, его дочери, его мама, и его племянники, и не счетное количество дальней родни.
Но именно его земляки, по сути, предали Шукшина, когда после фильма писали на него гневные письма во все инстанции. Мол, Шукшин совсем не отразил их жизнь.
И даже ближайший соратник Шукшина Сергей Бондарчук сказал, что в фильме много правды, но мало искусства.
Но этот же Сергей Бондарчук взял в свое объединение Шукшина. После реакции на фильм, Шукшин слег в больницу, и там за несколько недель написал киноповесть «Калина красная». А название этой повести предложила Лидия Николаевна, для которой эта песня была любимой…