четверг, 12 августа 2021 г.

Краткая история создания фильма "Печки -лавочки".

 


Василий Макарович Шукшин не хотел снимать фильм «Печки – лавочки». Все его мысли были о Степане Разине. И даже его внешность была приведена в соответствии с веком Разина. Шукшин отрастил бороду, и уже ждал команды на начало съемки фильма.

Но этой команды так и не поступило, а поступило указание, согласно плану, сделать комедию о современной жизни.

Каким бы ты ни был гением, но план ты обязан был выполнять.

Шукшин пошел в гости к своему другу и товарищу по съемкам, оператору Гинзбургу. В гостях у Гинзбурга сидел его брат, знаменитый бард и драматург Галич. Он спел песню, в котором звучало выражение «печки – лавочки».

Так родилось название будущего фильма.

Сценарий писался на Леонида Куравлева. Тот не был против сниматься.


 

Но Татьяна Лиознова, которая не давала Шукшину воплотить замысел «Степана Разина», переманила Куравлева на съемки «Семнадцать мгновений весны».

Шукшин встретил Куравлева в коридоре студии имени Горького, и сказал ему несколько ласковых. Он имел право сказать.

Зато Куравлев подсказал ему, что следует Шукшину сниматься самому. А еще вместо Мордюковой предложил ему сняться с Лидией Федосеевой.

Вроде бы, Шукшин простил Куравлева, но прежней дружбы уже не было.

Фильм «Печки – лавочки» стал поистине тяжелым испытанием для Шукшина. Все было против него.

Редакторы хотели, чтобы Шукшин снял комедию о простом деревенском мужике. Шукшин зрил в корень. Он хотел снять фильм о конце русской деревни.

И он снял великий фильм, не смотря на все рогатки, которые ему вставляли редакторы и цензоры.



Многое не вошло в картину, хотя Шукшин задумал много прекрасных сцен. Например, картина должна была начинаться с того, что один из героев идет по деревне со стаканом водки на голове. А затем выпивает стакан без помощи рук.

Но такой зачин не устроил редакторов.

К тому же, было требование снимать фильм широкоэкранным. Такой формат тогда внедряли. Этот формат хорошо подходил для эпиков, но не слишком хорошо подходил для камерной истории Шукшина.

В результате этот фильм стал самым личным для Шукшина. Здесь снялась его жена, его дочери, его мама, и его племянники, и не счетное количество дальней родни.

Но именно его земляки, по сути, предали Шукшина, когда после фильма писали на него гневные письма во все инстанции. Мол, Шукшин совсем не отразил их жизнь.



И даже ближайший соратник Шукшина Сергей Бондарчук сказал, что в фильме много правды, но мало искусства.

Но этот же Сергей Бондарчук взял в свое объединение Шукшина. После реакции на фильм, Шукшин слег в больницу, и там за несколько недель написал киноповесть «Калина красная». А название этой повести предложила Лидия Николаевна, для которой эта песня была любимой…

Актрисы, которые прославились под фамилиями мужей.

 

Продолжаем вспоминать актрис, которые взяли фамилию мужа. В случае с нашими двумя сегодняшними героинями, смена фамилии совсем не принесла актрисам успеха в профессии, да и просто человеческого счастья не принесла. а третья наша героиня обрела счастье во втором браке.

ЛЮДМИЛА ДАВЫДОВА.

Урожденная Шляхтур. Безусловно, Шляхтур – совсем не кинематографическая фамилия, но с актрисой связан другой любопытный факт. Она состояла в первом браке с Андреем Ладыниным, сыном одной из самых знаменитых кинематографических пар, но актриса не взяла себе ни фамилию первого мужа, ни фамилию второго мужа. Вторым мужем был Валерий Усков – один из самых знаменитых советских кинорежиссеров. Кстати, брак с Усковым стал очень скандальным, и прежде всего, в этих скандалах окружающие обвиняли саму актрису.

Она поменяла фамилию, когда вышла замуж в третий раз. На этот раз ее избранником стал декан факультета МГИМО Давыдов. И только с момента этого брака она поменяла свою фамилию, и стала указываться в титрах, как Давыдова. Но именно в этот момент ролей становилось все меньше.

Есть версия, что она еще раз поменяла свою фамилию, на фамилию Макеева. По крайней мере, в титрах нескольких фильмах актриса указана, как Макеева. Макеевым был гражданский супруг актрисы, против которого восстал отец актрисы.

Смена фамилии не принесла огромного успеха актрисе. Увы…

ВЕРА ИВЛЕВА.

Актрису назвали тут «королевой эпизодов». Но это не совсем верно. Да, в ее жизни были и эпизоды, но играла она роли второго плана, а отнюдь не только эпизоды. Актриса яркой и необычной внешности. Была словно создана для кино и театра.

И успех был!

Родилась актриса в обычной семье Кислаевых.

Единственный официальный брак подарил актрисе красивую фамилию – Ивлева. Она взяла фамилию мужа, и прославила эту фамилию. А мужу была нужна жена – домохозяйка. И его тоже можно понять, он был человеком далеким от искусства.

Этот брак распался по причине непонимания.

А фамилия осталась, и под этой фамилией актриса вошла в историю нашего кино.

ЕЛЕНА ДЕНИСОВА.

Девичья фамилии актрисы – Укращенок. Под этой фамилией она и фигурирует в титрах фильма «Ищите женщину», который стал самым знаменитым в карьере Елены, как актрисы.

Она сменила свою фамилию, когда вышла замуж за актера Игоря Денисова. От этого брака есть сын Тимофей. Но сам брак оказался не слишком долгим. И актриса уже долгие годы замужем за Эдвардом Радзинским. И этот брак считается одним из самых крепких.

Актер Валерий Хромушкин: он скоропостижно ушел из жизни в 56 лет.

 


Имя Валерия Хромушкина – отнюдь не забытое имя. Этот актер, хоть и прожил недолгую жизнь, оставил яркий след в искусстве.

Валерий Хромушкин, конечно, гордость Калуги – его родного города. Тут нет споров. Но и гордость русской актерской школы.

Любопытно, что между двумя главными положительными персонажами, сыгранными Валерием Хромушкиным, затесалась роль эпизодического персонажа в фильме «Белый Бим, Черное ухо». Этого персонажа, как и его товарищей, мы не любили.

Мы, конечно, полюбили актера за его Дмитрия (Диму) Савельева из фильма «Вечный зов», персонажа, который стал поэтическим камертоном всего фильма. Он сыграл его в молодости.

А также мы полюбили актера за роль Левы Гурова в фильме «Ипподром» - молодого сыщика, который расследует сложное дело.

Еще была яркая роль в фильме «Интердевочка».

Актер был всегда востребован. Помимо актерской деятельности, он занимался издательской деятельностью, был человеком широкого кругозора и большого интеллекта. У него был широкий круг общения.

Поэтому его друзей поразил тот факт, что вокруг скоропостижной кончины актера стали складываться слухи сплетни.

Например, «желтая пресса» писала, что полиция взламывала дверь квартиры актера.

Друзья опровергают тот факт.

Тело актера нашел его брат, у которого были ключи от его квартиры. «Желтая пресса» ошибочно писала и о месте захоронения актера. Он похоронен в родной Калуге, а не в Москве.

Причина смерти естественная. Во сне у актера оторвался тромб.

Актер был полон планов. У него был антрепризный спектакль. Он подшучивал, что в сериалах он востребован в одном качестве. Во многих из них он играл врачей, от обычных врачей до светил медицины. И предложений о съемках было достаточно.

Актер Валерий Хромушкин ушел из жизни 17 октября 2012 года.

Екатерина Деревщикова: звезда советского кино, которую перестали снимать.

 


Имя актрисы Екатерины Деревщиковой сейчас относится к легендам нашего кино.

Екатерина Деревщикова – актриса с парадоксальной судьбой. Ее очень рано заметили. Она снялась в фильме «Личное дело» в 1939 году. Не помешал съемкам в кино и тот факт, что ее отец был репрессирован.

Тут же Екатерина Деревщикова стала известной юной актрисой. Насколько юной мы не знаем, поскольку в биографии актрисы фигурируют две даты рождения. По одной из версий актриса родилась в 1926 году. По второй – в 1929 году.

Но она по настоящему стала звездой после роли в фильме «Тимур и его команда». Там она сыграла Женьку.

Именно после этой роли ее взяла Тамара Макарова во ВГИК, причем, безо всяких экзаменов, и на второй курс.

А в 1946 году последовала вторая звездная роль Катеньки в фильме «Каменный цветок».

Екатерина Деревщикова стала полноценной звездой советского кино. На тот момент ей было всего лишь 19 лет, если верить второй версии ее рождения.

Но, увы, после 1946 года звездных ролей не было. Говорят, что Тамара Макарова приревновала ее к Сергею Герасимову, и Екатерина была вычеркнута из числа тех актеров, которым должны быть присуждена Сталинская премия. Говорят, Тамара Макарова вычеркнула актрису и из числа вгиковских учеников. Институт она так и не закончила.

Но в 1946 году Деревщикова еще снялась в популярной комедии тех лет. Скорее, по инерции. Больше больших проектов в карьере актрисы не было.

По сути, была всего лишь одна роль в фильме «Десять тысяч мальчиков». И на этом карьера Деревщиковой как киноактрисы закончилась.

Она переехала в Киев выйдя замуж. Но после развода вернулась в Москву. В Киеве была служба в Театре Леси Украинки.

В Москве не было и того. Долгие годы актриса перебивалась случайными заработками. Совсем случайно она сумела устроиться на работу в Театр кукол Сергея Образцова. Там актриса прослужила до конца жизни. В этом театре она сумела получить звание «Заслуженной артистки РФ». Случилось это уже в 1999 году.

Пережила актриса и потерю сына: он ушел от менингита в возрасте 35 лет.

Ушла актриса в полном одиночестве в возрасте в 2006 году.

Но память о ее фильмах до сих пор жива у тех, кто видел Деревщикову на экране. И очень жалко, что ее талант оказался нереализованным.

Актриса Валентина Токарская: жизнь как увлекательный роман.

 

 

Актриса Валентина Токарская – не просто легенда нашего театра и кино, не просто первая красавица эпохи, а человек, про жизнь которой стали складывать легенды еще при жизни. Не понятно только, почему про ее жизнь не снят ни один фильм.

Актриса мюзик – холла, одна из первых красавиц эпохи. Список ее ухажеров очень велик. И это тоже видные деятели искусства, писатели и актеры.

Актриса блистала на сцене с самых юных лет, и до своего девяностолетия. Люди, знающие актрису уже в старости, удивлялись ее способности изменяться. На служебном входе стоит обычная старушка. Она входит в гримерную, и на сцену выходит красавица совсем без возраста.

Именно, Валентина Токарская была наставницей Любови Орловой. Дело в том, что вначале была написана пьеса «Под куполом цирка», и написана она была специально для Токарской. И лишь затем появился фильм. И именно в этом фильме Александрова предстала впервые королевой, до этого она работала в амплуа простушки.

Уже в тридцатые Токарская стала легендой. Она выступала в Мюзикл – холле. После закрытия этого театра Токарская стала звездой Театра Сатиры.

И она не знала, какие дальнейшие испытания принесет ей жизнь.

А дальше была война.

Токарская одной из первой записалась в бригаду артистов, которые разъезжали по фронтам. Под Вязьмой эта бригада попала в окружение. И все артисты оказались в плену.

Токарская уже в плену спасала своего коллегу по бригаде, назвавшись его женой. Иначе коллегу ждала бы смерть, в связи с его еврейским происхождением.

Находясь в плену, Токарская работал в таких же агитбригадах. Только теперь она выступала перед солдатами вермахта. И была успешна настолько, что выступила перед самим Гитлером. И это не легенда, а исторический факт.

А в дни Победы она снова выступала перед нашими войсками. Только уже в Берлине.

В ноябре 1945 года она возвратилась в Москву. Театр Сатиры принял актрису. Но уже через некоторое время ее ждал арест. Основное обвинение состояло в том, что она была в плену. И там она не искала контактов с подпольщиками и партизанами. Она не пыталась бежать. На эти обвинения Токарская спокойно отвечала, что она –актриса, и совсем не знает, как искать контакты с партизанами.

Свои несколько лет лагерей она получила. И оказалась в Воркуте, где продолжила работать в лагерном театре.

И именно лагерь подарил ей главную любовь ее жизни.

Здесь она встретила Алексея Каплера. Он находился на привилегированном положении. Хотя, он и был зэком, но у него была даже своя каморка. Он работал фотографом. Токарская полюбила его. Между ними завязался роман.

После заключения, они вступили в брак.

В 1956 году актрису ждал успех и в кино. Она сыграла роль немецкой шпионки в фильме «Дело № 306». На съемки фильма она попала с легкой руки партнера по театру Евгения Весника.

 

Но судьба словно бы испытывала Токарскую на прочность. Алексей Каплер полюбил Юлию Друнину. И хотел затеять раздел совместно нажитого имущества. В ответ на это Токарская поступила по – королевски. Она отдала Каплеру все их имущество. Театр дал актрисе небольшую квартиру, в которой она и прожила тридцать лет.

После этого она еще тридцать лет служила в театре. Снималась в небольших ролях в кино. Самой яркой ролью была роль в фильме «Испытательный срок».

Актриса страда от отсутствия ролей.

И все же, в конце жизни она получила сразу же несколько подарков.

Во – первых, актрису наградили званием «Народной актрисы». Оказывается, что до 87 лет актриса даже не была заслуженной актрисой. И это был уникальный случай, когда актриса получила звание «Народной», минуя стадию «Заслуженной артистки».

И самое главное, Театр Сатиры широко отметил юбилей актрисы. В 1996 году ей исполнилось 90 лет. На юбилее было полно народу. Актриса несколько раз выходила на сцену, сменяя наряды. И все понимали, что это – истинная королева отечественной сцены.

Через полгода после своего юбилея, Валентина Токарская мирно скончалась во сне в своей небольшой квартирке.

Елена Добронравова: она упустила две этапные роли в кино.

 

 

Парадокс судьбы актрисы Елены Добронравовой: сейчас ее мы часто вспоминаем не по сыгранным ролям, а по тем ролям, которые актриса не сыграла.

Долгое время ее актерская судьба складывалась успешно.

Она окончила знаменитую «Щуку», и почти тут же получила приглашение в кино. Да еще и на главную роль! В те годы это была особая удача.

После выхода на экраны фильма «Большая семья», Елена Добронравова стала звездой советского кино. Этот фильм получил награду в Каннах за актерский ансамбль.

Она закрепила свой успех фильмами «Город зажигает огни» и «Золотой эшелон».

Но главная роль в жизни актрисы ушла от нее. Она пробовалась в фильм «Летят журавли». И пробовалась вроде бы успешно. Но в самый последний момент Калатозов решил снимать Самойлову, свое решение, мотивируя тем, что это совсем новое лицо в нашем кино. Он, безусловно, был прав.

Но каково было актрисе понять, что мимо нее прошла этапная роль.

Но она продолжила сниматься в кино, и играть в театре.

В 60 –ые годы она снималась мало, а к успехам актрисы, можно было отнести ее роль в фильме «Рабочий поселок». Да, здесь была роль резко негативная, но зато яркая. Но эта роль не стала для актрисы прорывом. Роли не посыпались на нее из рога изобилия.

 


Но в конце этого десятилетия ее снова пригласили на пробы к фильму «Офицеры», и актриса почувствовала, что удача ей снова улыбается.

Она успешно прошла пробы, худсовет студии Горького утвердил актрису на роль.

Но все испортил конфликт актрисы с режиссером Роговым. И в самый последний момент актриса оказалась выкинутой из фильма. Детали этого конфликта так и остались неизвестными широкой публики.

Актерское счастье навсегда покинуло Елену Добронравову. Больше никаких этапных ролей в кино не было. Хотя, она и снималась в небольших ролях. Всего работ было около двадцати.

Последней ролью в кино, была роль в фильме «Тегеран – 43».

Но сейчас мы понимаем, что Елена Добронравова была большой актрисой, жаль, что этот потенциал оказался нереализованным.

Актриса Ольга Аросева и ее отношения со Сталиным.

 



Жизнь Ольги Аросевой - достаточно редкий случай среди актеров – когда легенды смешиваются с правдой жизни.

И один из центральных сюжетов в жизни актрисы – это ее легендарная встреча со Сталиным. И продолжение этой легендарной встречи.

Напомним сюжет.

Единственная встреча будущей актрисы со Сталиным произошла на Тушинском авиапараде в июле 1935 года. Сталин заметил, что девочке неудобно смотреть на самолеты и вытащил ее вперед. Они разговорились. Тогда же было сделано легендарное фото. Выяснилось, что и день рождения у них в декабре, да еще и в один день. Товарищ Сталин пригласил девочку на собственный день рождения. Ее покорило его обращение к ней, и ее сестре на «вы». И покорил Олю огромный букет цветов, который Сталин подарил лично ей. Это был первый букет цветов ее жизни.

 


И девочка пришла на день рождение Сталина в тот же год. Она заранее готовилась к его день рождению. И долго собиралась, и рано встала, и шла пешком до Кремля.

Но ее никто там не ждал. Вождь забыл о своем обещании. И она пришла домой ни с чем.

А затем сама жизнь предприняла оборот, когда девочка вынуждена была обратиться к Сталину.

Произошло это после ареста отца. И будущая актриса написала Сталину письмо, что ее отец не виновен.

Она получила обнадеживающий ответ из секретариата Сталина, что во всем разберутся. Но даже если бы они разобрались, то было бы поздно, поскольку отец девочки получил «десять лет без права переписки».

А это формулировка означало только одно – расстрел.

Третий случай, когда актриса пересеклась с вождем, относиться, скорее, к области легенд, которые распускала сама актриса.

Но она любила рассказывать эту историю, как она, будучи беременной, шестого марта 1953 года, шла в Театр Сатиры, и толпа провожающих в последний путь Сталина, так прижала актрису к стенке, что это спровоцировало выкидыш. Актриса еще радовалась, что жива осталась.

Получается, что вождь забрал у актрисы не только отца, но и ее ребенка.