четверг, 2 сентября 2021 г.

Ситуация в советском прокате с фильмом "Гроздья гнева".


 

Фильм «Гроздья гнева» вышел на экраны в 1940 году. Тотчас же фильм был куплен для проката в СССР. Советский прокат тех лет был вообще открыт для проката иностранных фильмов.

Вопреки, расхожему мнению, что в Советском Союзе показывались только фильмы советского производства.

Фильм был снят по роману Стейнбека, рассказывал про американскую бедноту, идеологически выдержан, так что, все в порядке. Рассказывал фильм о том, как бедствует фермер, как он из фермера превращается в люмпен – пролетария. Тому, кто принимал решение о закупке, фильм понравился.

Фильм дублировали. Это очень дорогая технология по тем временам. И начали показывать начальству. И начальству не понравилось одно обстоятельство, что бедный американский пролетарий, имеет свой собственный пикап. Советский рабочий не мог и мечтать об автомобиле. Личный автомобиль – удел летчиков, героев – полярников и знатных стахановцев. Начальству показалось, что этот бедный фермер, не такой уж и бедный.

И начальство решило положить на полку этот фильм.

Таким образом, хорошо дублированная версия не шла в советском прокате. И история с запретом этой версии, оказывается верной.

Но!

Тут мы выявляем явный парадокс. В послевоенные годы фильм «Гроздья гнева» демонстрировался в советском прокате. Но, то была трофейная версия, захваченная у немцев.

Фильм демонстрировался без титров. И название было изменено. Он назывался теперь «Дорога бедствий». Естественно, что фильм шел с оригинальной дорожкой.

А дублированная версия фильма благополучно лежала под запретом, и показана была уже только в конце восьмидесятых годов по телевидению.

Действительно, ситуация парадоксальная. Был запрет, но фильм показывался.

Актер Анатолий Столбов: он скончался от рака.

АНАТОЛИЙ СТОЛБОВ (1933 – 1996). Замечательный актер комедийного амплуа. Из тех актеров, которого не знаешь по имени, зато знаешь в лицо. Много работал на «Ленфильме». Главных ролей не было. Зато было много запоминающихся ролей. Лучшие многосерийные фильмы с его участием – «Рожденная революция» и «Сержант милиции», лучшие полнометражные фильмы – «Здравствуй и прощай» и «Музыканты одного полка». Его любили снимать Павел Кадочников и Виталий Мельников. Эти режиссеры кого попало не снимали. Актер заболел на рубеже восьмидесятых и девяностых. Диагноз – рак горла. Операция помогла, хотя актер лишился голоса. И несколько лет он не разговаривал. Соответственно, он и не работал по профессии. Через несколько лет рак дал метастазы, и операции уже не помогли. Актер ушел из жизни в 63 года.

Актер и режиссер Константин Воинов: он взял себе псевдоним.

КОНСТАНТИН ВОИНОВ. Выдающийся советский режиссер. А затем уж актер. На его счету немало значительных режиссерских работ. Но в первую очередь, это «Женитьба Бальзаминова» - кино на все времена. Еще бы я отметил фильм «Шапка» - сатиры на нравы советских писателей, где шапка из ондатры становиться символом признания. Фирменный почерк Воинова как режиссера – это замечательный актерский ансамбль. В его фильмах играет буквально все, даже предметы мебели (фильм «Дача»). Настоящая фамилия режиссера и актера – Кац. Как актер он снимался немного, но запомнился ролями в фильмах «Бег», «Золотой теленок». А уже в конце своей жизни снялся в фильме «Приют комедиантов». Там у Воинова была главная роль. Этот фильм прославился, благодаря двум обстоятельствам: актрисе Елене Захаровой приходилось сниматься обнаженной значительное время, и этот фильм снимали буквально все, кроме режиссера. В остальном, это очень неплохое кино, снятое без чернухи.

Актрисы, которые взяли фамилию мужа.

 

Сегодня мы продолжим вспоминать актрис, которые сменили свою фамилию на фамилию мужа. Сегодня вспомним двух актрис, которые вышли замуж за Олега Стриженова, и стали Стриженовы. Хотя, до этого они уже успели побывать замужем, но в первом браке оставили свою девичью фамилию.

 


МАРИАННА СТРИЖЕНОВА.

Марианна Стриженова - потомственная актриса.

Ее родители – актеры МХАТА. Она носила двойную фамилию Грызунова – Бебутова по отцу и по матери.

Когда вышла замуж в первый раз за летчика, Героя Советского Союза Кириллова, то оставила свою девичью фамилию. Правда, ее сценической фамилией была фамилия Бебутова. Так, видимо, казалось короче.

Она уже была известной актрисой, когда встретила на съемках Олега Стриженова. Служебный роман перетек в длительный брак, от которого родилась дочь Наталья.

А Марианна Бебутова в этом браке взяла фамилию Стриженова. И Стриженовой осталась до конца своих дней.

Она была буквально ЗА МУЖЕМ. Ради своего мужа она сменила родной Театр Моссовета, где была любимицей Завадского на Театр киноактера. Но была в нем задействована совсем немного. А после развода со Стриженовым и в кино заметных ролей стало меньше.

ЛЮБОВЬ СТРИЖЕНОВА.

Актриса за свою жизнь три раза меняла свою фамилию. Ее девичьей фамилией была фамилия Лифенцова. Под этой фамилией актриса и стала делать успешную театральную и кинокарьеру. Но уже в самом начале этой карьеры, она познакомилась с Владимиром Земляникиным. Они вместе снимались в фильме «Улица молодости», играли там влюбленную пару, любовь с экрана перешла в жизнь. Почти сразу же актриса забеременела, вышла зам уж за Земляникина, и стала Земляникиной.

После окончания театрального ВУЗА, она пришла работать в МХАТ. И в этом театре встретила Олега Стриженова. Между актерами, которые оба были несвободны, разгорелся страстный роман. Оба развелись, и заключили брак.

Любовь Земляникина снова взяла фамилию второго мужа, и стала Любовью Стриженовой. Но второй брак оказался довольно непродолжительным для обоих супругов. Говорят, в этом браке было много взаимных претензий. Крепости брака не помог даже сын Александр, рожденный в этом браке.

После развода, про личную жизнь Любови Стриженовой мало что известно. Она полностью посвятила себя работе, и заботе о сыне. После распада МХАТа, выбрала сторону Дорониной, и очень много работала в ее театре.

А затем Любовь Стриженова совершила еще один поворот в своей судьбе, и стала монахиней под именем Иудифь. Иудифь, что любопытно в неканоническом Ветхом Завете, очень любопытный персонаж. Она – фактически актриса и разведчица, которая много сделала ради своего народа. И прожила она долгую жизнь после своих Деяний

среда, 1 сентября 2021 г.

Неудача и триумф Давида Тухманова в телефильме «Бумеранг».

 

 



 

Успех и неудача всегда следует рядом. И это доказывает пример Давида Тухманова, который мы приводим в пример.

Кстати, предыстория этого лежит в политике. На советском телевидении хотели убрать все, что связано с именем Щелокова.

Поэтому, телевизионный цикл про ЗнаТоКов подвергли ребрендингу.

Героям повысил звание, Томину позволили носить модные брюки, почти джинсы, а главное, полностью изменили саундтрек цикла.

Доверили писать музыку Давиду Тухманову.

Гениальный композитор написал выдающуюся музыку. 

Но центральную песню серии «Бумеранг» зрители просто не приняли. И дело даже не в самой песне. Написана Тухмановым, исполнена Лещенко просто замечательно, наверное, гениально, пусть полетят в меня упреки.

Но!

Зритель всегда знал, что в ЗнаТоКах должна быть одна песня композитора Манка Минкова «Наша служба и опасна и трудна». И другой песни он слышать не хотел.

Дело не в музыки, а в массовом сознании.

Прозвучи эта песня в другом фильме, она бы стала знаменитой.

Но судьба компенсировала композитору этот провал.

Для фильма он написал романс «Напрасные слова», который полностью связан по теме с судьбой героини Людмилы Чурсиной.

Режиссер просто бездарно распорядился этим романсом.

Мы слышим его в тот момент, когда злодеи замышляют свои планы.  И наше внимание переключено на эти планы.

А ведь Ирина Аллегрова гениально исполнила этот романс. Просто попала в точку.

Это гениальный романс Давида Тухманова и Ларисы Рубальской. Лучше не напишешь!

Но романс этот прогремел уже на эстраде, когда его исполнил Александр Малинин.

Но это ни коим образом не умоляет исполнение Аллегровой. Просто так легли карты.

Сейчас этот романс живет собственной жизнью, и никто этот романс не связывает с циклом про ЗнаТоКов.

Таким образом, успех одной песни компенсировал неудачу другой песни.

Такая затейливая судьба бывает у музыкальных саундтреков.

Какие реалии фильма "Первоклассница" мы сейчас не понимаем.

 


Фильм «Первоклассница» - совершенно милый фильм. Может быть, это кино на все времена. По крайней мере, я пересматриваю этот фильм. 

Фильм снят в 1948 году. Современников фильма поражали шикарные бытовые условия, в которых живет главная героиня.

У нее была отдельная квартира! Да еще и в хорошем современном доме.

Мало того, что у нее была своя квартира, так собственный телефон! Это роскошь по тем временам.

С телефона можно и начать. Современные дети совсем ничего не понимают, насчет телефона и наличие его в собственной квартире. Еще в восьмидесятые годы позволить себе иметь собственный телефон в квартире могли позволить далеко не все. На установку телефона стояла очередь.

По поводу собственной квартиры могу сказать следующее. Хрущевская программа строительства жилья не случайно началась. Большая часть населения жила в коммуналках, в бараках, счастье было иметь частный дом. Разумеется, безо всяких удобств и с угольным отоплением.

Всех этих реалий сейчас не сильно понимают дети.

Но это общие условия житься в советском фильме.

А есть и чисто школьные моменты.

Например, раздельное обучение мальчиков и девочек. То же самое и в книге «Витя Малеев…», или, например, в фильме «Аттестат зрелости».

Современным детям, да и нам, не слишком понятно, почему нужно стремиться на вечер в женскую школу.

А все, потому что в конце сороковых годов обучение раздельное. Мальчики учатся в мужских школах. Девочки – в женских.

Опят был признан ошибочным, и был совсем недолгим. Но 12 лет раздельное обучение все же было. И в фильме это показано.

И совсем уж непонятный современным детям процесс обучение письму с помощью чернил. Это было непонятно уже и нам. Шариковая ручка уже была у всех.

А наши родители, равно, как и героиня этого фильма, училась писать с помощью чернил. И тут нужно не только умудриться научиться писать. Но еще и не испачкать себя, и не испачкать тетрадь.

Прогресс устранил эту проблему. Теперь учиться писать гораздо легче.

Но есть отельный минус.

Уже сейчас в ВУЗах не возбраняется записывать лекцию с помощью ноут – бука. А когда –то у студентов мозоли не сходили между пальцами от письма.

По поводу педагога Тамары Макаровой тоже многое можно сказать. Это образ педагога – ментора. А педагог должен быть другом, подругой, иметь много функций, а не только функцию взрослого наставника.

Но образ этот вполне себе простительный: взрыв педагогики был в пятидесятые – шестидесятые годы, и до образа Ирины Печерниковой в фильме «Доживем до понедельника» было еще 20 лет.

А еще в фильме показана атмосфера всеобщего оптимизма, когда каждый ребенок мог обратиться к каждому взрослому, и тот ему помогал. Очень теплая ламповая атмосфера в фильме.

Такое вот размышление над фильмом, который стал маленькой вехой в истории нашего кино.   

Михаил Астангов: его настоящая фамилия Ружников.

МИХАИЛ АСТАНГОВ. Действительно, легенда советского кино и советского театра. Настоящая фамилия актера – Ружников. Но он взял в качестве сценического псевдонима фамилию Астангов. И под этой фамилией он и прославился. В театре репертуар его ролей был разнообразен. Но кино использовало типаж Астангова. Как правило, это был иностранец с не очень хорошими намерениями. Отрицательный персонаж. И играл он таких персонажей, выкладываясь на все сто процентов. Его героев ненавидели. Фильмография актера довольно большая. Но это были роли второго плана. Шедевром стала его роль в фильме Михаила Ромма «Мечта». Кинокритики отмечали особое отношение Астангова к своим героям: он мог их пожалеть. Всю свою жизнь играя подлецов и негодяев, чему способствовала выразительная внешность актера, в самом конце жизни он сыграл образ выдающегося советского ученого в фильме «Иду на грозу». И звание «Народного» ему дали безо всяких проблем, хотя, обычно, у актеров такого амплуа случались проблемы с получением этого высокого звания.