пятница, 3 сентября 2021 г.

Михаил Геловани: актер, который сошел с ума от созданного им образа.

 


Михаил Геловани – великий актер. И великий человек. И тем больше масштаб трагедии, которая случилась с этим актером.

Начинал в кинематографе как комический и авантюрный герой. Успех был невероятный. Его комедии пользовались невероятным успехом. Актер был очень органичным в этом жанре.

Наверное, он так и вошел бы в историю кино, как великий комедийный актер.

Но велика сила случая!

В фильме «Великий маскарад» он играл грузина – экспроприатора, который грабит богатых людей в дореволюционной Грузии. Эта картина понравилась самому Сталину. Он много раз пересмотрел эту картину. Она напомнила ему годы его юности.

Поэтому, когда встал вопрос о кандидатуре на роль Сталина в фильме «Великое зарево», то сам Сталин порекомендовал Геловани на роль самого себя.

Разумеется, рекомендации Сталина все послушались.

Что такое образ Сталина в тридцатые годы? Это мудрый советчик при суетливом Ленине. Ленин был даже немного комичным персонажем. Картавым, лысым, он мог попросить налить кипяточку, или налить молочка. Но Сталин был образцом мудрости. Он словно высечен из скалы. В самых сложных ситуациях, именно он находить выход из положения.

15 раз Геловани играл Сталина в 15 фильмах. При этом, произошла полная идентификация актера с его образом.


Уже в 1948 году актера Геловани в образе Сталина заметили в буфете Большого театра. Там он бесплатно получил продукты. Лично Сталину это не понравилось. И Геловани был отлучен от образа вождя. Но совсем ненадолго.

Долге годы он был скромным человеком. Но затем актер изменился. Он стал требовать больших гонораров. И ему никто не мог отказать.

Окончательно судьба Геловани решилась в марте 1953 года. Тогда ему не дали постоять в почетном карауле во время похорон Сталина.

Он понял, что его карьера актера полностью завершена. И с того момента он сыграл лишь несколько эпизодических ролей в Театре – студии киноактера.

В те годы актер находился в состоянии психоза. Он мог неожиданно сорваться с места и уехать на несколько недель. Он выпивал. Актер находился под неусыпным контролем службы безопасности.

В состоянии алкогольного опьянения он мог позвонить в магазин и потребовать себе продукты голосом Сталина. Руководство партии разослало специальный циркуляр, где объявляло Геловани психическим больным человеком.

Но был ли он на самом деле болен? Теперь уже точно не разберешь.

Понятно, что были проблемы со здоровьем, но где ложь, а где правда, понять очень сложно.

Но очень сложно быть самим собой, когда тебя окружают созданный тобой же образ.

Актер ушел из жизни скоропостижно. По воле случая, 21 декабря 1956 года, в день рождения Сталина. Он чуть – чуть не дожил до тотальной десталинизации. Актеру было всего лишь 63 года.

Его похоронили на Новодевичьем кладбище. И есть мнение, что на этом настояли китайские товарищи, которые до самого конца ценили вклад Геловани в мировой кинематограф.

четверг, 2 сентября 2021 г.

Актеры, которые имели детей вне брака.

 


МИХАИЛ АСТАНГОВ.

Одна из самых известных историй с внебрачным ребенком произошла именно с легендарным советским актером Михаилом Астанговым. Все говорили, что у него был сын Юрий Чулюкин, который впоследствии стал известным советским режиссером. Сходство между ними было потрясающим. Тем более, что мать Юрия была учеником Астангова.

Но великий актер никогда не говорил об этих отношениях, тем более, что у Юрия Чулюкина был официально отец. Да и в жизни они встретились лишь однажды. По словам первой жены Чулюкина, на глазах которой и произошла эта встреча, они оба замерли во время этой случайно встречи. Они посмотрели, как в зеркало. Но больше друг с другом не встречались. Слухи остались только слухами.

 

АНДРЕЙ РОСТОЦКИЙ.

Про историю его отношений с первой любовью мало, что известно. Известно только что рассказала его первая жена Марина Яковлева.

Появлению Марины Яковлевой в жизни сына особенно обрадовали родители Андрея – известный режиссер Станислав Ростоцкий и известная актриса Нина Меньшикова. Они были недовольны тем, что их сын, единственный наследник великой династии встречается с женщиной старше его на 9 лет. И в этих отношениях у актера появился сын. Но наследника знаменитая семья признавать не хотела.

Брак с Яковлевой продержался всего два года. Детей в нем не было. А во втором браке актер и его супруга буквально вымаливали ребенка, так долго его не было. И были рады появлению на свет единственной дочери актера.

О судьбе же предполагаемого сына ничего не известно...

Кто является режиссером фильма "Джентельмены удачи".

 


Вопрос, конечно, довольно абсурдный. В титрах же написано, что режиссером фильма является Александр Серый. Кажется, это должно снимать все вопросы. Насчет авторства. Но художественные достоинства картины насколько велики, что не веришь, что фильм снял Серый, который за это снял худшую картину всего СССР, по меткому определению критиков.

Но есть множество свидетельств, что несколько ключевых сцен в этом фильме снимал Георгий Данелия. Об этом, в частности, рассказывает Виктория Токарева - соавтор сценария.

Это и сцена в тюрьме («Помогите, хулиганы зрения лишают!») и сцена с развязкой, когда герой Леонова снимает парик.

Но даже самое главное не то, что Данелия снял ряд ключевых сцен.

Самый главный факт, что фильмы рождаются на монтажном столе. А именно Данелия монтировал этот фильм. И мы видим фильм в его варианте, где нет ни одной лишней сцены, где драматургия упруга, а зрителю остается только одно - наслаждаться фильмом.

Александр Серый снимал всю азиатскую натуру, почти все сцены на зимней натуре в Москве.

Нельзя сказать, что он не был причастен к этому фильму.

Но он был, скорее, сорежиссером этого фильма.

А его соавтором был Данелия, который отошел в этом фильме от своей фирменной манеры съемок, так он и написал, что фильм является «нелирической комедией», и это очень уж перекликается с фильмом «Я шагаю по Москве», который начинается с титра «лирическая комедия».

Другое дело, что Данелия был не просто художественным руководителем и куратором фильма «Джентельмены удачи», но он был еще и настоящим другом и грузином, а что такое для грузина – дружба, знает всякий человек. И как настоящий друг он остался только художественным руководителем.

Сам Александр Серый не сумел повторить успеха своего первого фильма. Он сильно обиделся на Данелию, когда именно его называли режиссером этого фильма.

А критики еще долго будут спорить о степени авторства этого фильма. А зрителям все равно, они продолжают любить любимый фильм.

Кстати, на поле эксцентрической комедии сделать самого Гайдая - это дорогого стоит. Именно Георгий Данелия по кассовым борам дважды сделал фильмы Гайдая. В первый раз, это были "Джентельмены удачи", которые выступили против "Ивана Васильевича..." и победили. Второй раз фильм "Афоня" стал лидером проката в 1975 году.

Два великих фильма советского кино.

 

Сразу же скажу, что эти фильмы не являются зрительскими фаворитами. Их ценят только критики. Массовый зритель эти фильмы, в общем –то, и не увидел, и не слишком заметил. И понятно, почему.

Это очень сложное кино, кино не для всех. И оно не сразу же попадают в душу. Но – попадает! Особенно, когда ты взрослеешь. И эти фильмы очень уж созвучны с нашим временем и нашей эпохой.

Речь идет о фильмах «Ты и я» и «В четверг, и больше никогда».

 

Фильм «Ты и я» сняла режиссер Лариса Шепитько – режиссер крайне мистический и очень не зрительский. Воплощая свои замыслы, она никогда не шла на потребу массовому зрителю.

Хотя, у замысла фильма «Ты и я» был свой сюжет. На роль, сыгранную потом Дьячковым, Шепитько планировала Высоцкого. Но не срослось. А на вторую роль она выбрала Юрия Визбора.

Фильм получил третью категорию. И его посмотрело всего лишь около 5 млн. зрителей. Но затем он стал хитом в «Иллюзионе». И хитом у критики, которые назвали этот фильм «одним из лучших».

Не сразу же понимаешь, почему главный герой, очень благополучный человек, хочет куда –то бежать. Когда –то он предал себя, бросив научную работу, ради внешнего благополучия. В фильме это работа врачом в посольстве в Швеции. И оказывается, что предать себя вполне можно, но затем ты никуда от себя не убежишь. Даже на край света…

Гениальная музыка Шнитке, которая наполовину создает этот фильм.

 


Фильм «В четверг, и больше никогда» снят Анатолием Эфросом, безусловно, лидером советской театральной режиссуры, в кино, выступавшим достаточно редко.

Здесь снова благополучный врач, и личный апокалипсис, который подчеркивают цитаты из «Откровения». Главный герой «не холоден, не горяч», это вариант «лишнего человека» советского времени. Но ему совсем не сочувствуешь, ибо после себя он оставляет пустоту и смерть.

Причем, это подчеркивается в картине. Есть в фильме жестокая сцена убийства косули. Косули, которую сначала вылечила мать главного героя.

Впрочем, в этом фильме есть некая надежда, есть некий просвет. И он в том, что будущее поколение будет лучше этого, и даже лучшего прежнего.

Изначально сценарий назывался «Заповедник». Но это название не понравилось чиновникам. Они почувствовали то, что все хорошее в этом фильме, есть ни в простом советском враче, а в обитателях заповедника, где и происходит действие картины.

Название картины говорящее, ведь все действие в картине происходит в чистый четверг. И только в этот день можно изменить свою судьбу, или карму. Но герой этот шанс упускает.

Одна из лучших ролей Олега Даля. Здесь он разворачивается в полный актерский рост. И виден его невероятный талант, или гений, который еще будут оценивать на расстояние.

Любопытна и роль Иннокентия Смоктуновского. Он играет здесь персонажа, которого все зовут «дядя Ваня», и это некий вариант того чеховского персонажа. Любопытно, что Смоктуновский так и не сыграл дядю Ваню в кино. Но сыграл в экранизации чеховской пьесы, осуществленной Кончаловским.

В фильме есть надежда, как и во всяком хорошем произведение искусства. И эта надежда связана с героиней Веры Глаголевой.

Жаль, что эти фильмы так и не стали пользоваться успехом у широкой аудитории. Просто эти фильмы пони маешь не с первого раза.

Сам с трудом осилил их в первый раз. Но затем посмотрел второй раз, а затем третий. И эти фильмы не отпускают от себя. И они являются достоянием нашего искусства.

Фильм "Последняя реликвия" - воспоминание детства.

 


Скажу крамолу: не важно, хороший это фильм, или плохой. Для меня это просто возвращение в детство, в ту пору, когда в кинотеатр ходили всей семьей, и смотрели такие фильмы.

В памяти остался, прежде всего, голос Георга Отса. И именно с эти голосом больше всего ассоциируется этот фильм.

Это очень сочный фильм, как то мясо, которое поедают герои.

Полагаю, история создания этого фильма следующая. В шестидесятые годы лидерами проката были французские «Мушкетеры» и «Анжелика». Нужно было дать ответ. И был дан вполне достойный ответ. Касса была хорошая. Гораздо больше, чем в официальных источниках. Я смотрел этот фильм в восьмидесятые годы, и народу в зале было много.

А в остальном, фильм сделан по лекалам приключенческого жанра. Это приключение, растянутое на полтора часа, возвращение, как в волшебный мир детства, так и в придуманный мир средневековья.

Разумеется, никаких намеков на происхождение героя. В оригинале, он – русский князь, скрывающийся от Ивана Грозного.

В фильме этого нет. Герой здесь просто герой. Очень крутой парень, который с легкостью может уделать десяток парней.

И, конечно же, две любовные истории. Причем, не слишком понятно, какая из героинь красивее. Как по мне, так Эве Киве. Особенно, когда снимает монашеское одеяние. Но это дело вкуса. Обе актрисы невероятно красивы!

Любовные истории сделаны хорошо. Совсем не схематично. Конечно, начало любовной линии напоминает «Черную стрелу», кое – где виден даже Хаггард, но это общая проблема приключенческих историй, она всегда архетипична. В конечном итоге, первый роман приключений – это «Одиссея».

Совсем не раздражают песни. В «Слугах дьявола» они раздражают, хотя написаны они Раймондом Паулсом. А в «Последней реликвии» они звучат очень естественно.

Постановочно – художественная часть тоже на высоте. Отличная натура, отличные интерьеры. Хорошая постановка боевых сцен. В них не чувствуется постановочность фильмов плаща и шпаги.

Безусловно, гениален Ролан Быков. Не стал бы копаться глубоко, но кое – какую перекличку с его образом Скомороха из «Рублева» я почувствовал. Там – стихия народного бунта и воли, здесь – жесткий катехизис. Но опять же, не стал бы копаться глубоко.

Такие фильмы созданы для развлечения.

Как по мне, фильм «Последняя реликвия» эту функцию выполняет. Смотрится на ура и почти через 50 лет после выхода фильма. То есть, фильм не постарел. И, конечно, можно набросать придирок. Но как –то этого не хочется делать.

Хочется просто возвратиться в мир детства, и сказать спасибо создателям фильма.

Фильмы, которые пугали советских зрителей.

 

Есть мнение, что в советском прокате никогда не было фильмов ужасов. Но большинство фильмов ужасов, которые стали классикой жанра, в советском прокате демонстрировались, потому что они были сняты в Германии, а Германия (Веймарская республика) в двадцатые годы сотрудничала с СССР. Но это было в двадцатые годы, которые давно остались в прошлом. Реакция массового зрителя на те фильмы осталась неизвестной.

После же войны фильмы ужасов не демонстрировали, не закупали в прокат. И советский зритель мог узнать про них только из журнала «Искусство кино», где иногда ругали образцы жанров. Но иногда в страну проникали фильмы, которые вызывали страх у советских зрителей, да и сами советские режиссеры иногда выдавали что –то подобное.

Вспомним несколько фильмов, которые напугали советских зрителей.

 


ВИЙ.

Это классика мировой литературы, небольшая повесть Николая Васильевича Гоголя. Поэтому и был снят фильм под неусыпным оком Александра Птушко, который отвечал за спецэффекты картины. Есть мнение, что он приложил руку и к режиссуре. Но это только мнение.

Получилось страшное кино на все времена. Не зря этот фильм никогда не показывают на морских судах. Если начать показывать этот фильм, то будет несчастье, или шторм. Моряки – люди крайне суеверные.

Пример того, что классическая повесть в великолепном исполнении может быть фильмов на все времена. И всегда становится страшно.

В кинотеатрах фильм демонстрировался вплоть до восьмидесятых годов, и всегда были аншлаги. Так что, я думаю, что он собрал гораздо больше зрителей, чем указано официально.

 

ФАНТОМАС.

Это довольно забавно, что пародийный фильм, комедию советский зрители воспринимали так. И все, потому что они не знали сам жанр. И многим становилось страшно при виде зловещей маски Фантомаса.

Слышал сам истории, что после кино девушки звонили отцам, чтобы они их встретили из кинотеатров.

Фильм наделал много шуму в свое время.

Особенно, советских зрителей напугала третья часть киносериала, где пародируются готические фильмы.

 

ДИКАЯ ОХОТА КОРОЛЯ СТАХА.

Единственный фильм в готическом стиле, снятый в Советском Союзе в Белоруссии по прозе белорусского классика Владимира Короткевича.

Вроде бы, в фильме даются все разгадки всем событиям, но смотреть его все равно страшно. Атмосфера старого замка удручает. Полагаю, фильм имел бы больший успех, если бы режиссер не хотел снять «кино не для всех».

Но получилось атмосферно и страшно.

«ЧЕЛОВЕК – НЕВИДИМКА».

Английская классика нам всегда в помощь. Сюда же можно отнести и «Доктора Джекилла» с Иннокентием Смоктуновским. Но «Человек – невидимка» пользовалось большим успехом в советских кинотеатрах. Передовые спецэффекты для 1984 года. И великолепные актерские работы. Сейчас фильм несколько подзабыт. И это совсем несправедливо. Но неискушенного советского зрителя спецэффекты пугали. Качественная экранизация, за юмор в которой отвечал герой Леонида Куравлева.

Ситуация в советском прокате с фильмом "Гроздья гнева".


 

Фильм «Гроздья гнева» вышел на экраны в 1940 году. Тотчас же фильм был куплен для проката в СССР. Советский прокат тех лет был вообще открыт для проката иностранных фильмов.

Вопреки, расхожему мнению, что в Советском Союзе показывались только фильмы советского производства.

Фильм был снят по роману Стейнбека, рассказывал про американскую бедноту, идеологически выдержан, так что, все в порядке. Рассказывал фильм о том, как бедствует фермер, как он из фермера превращается в люмпен – пролетария. Тому, кто принимал решение о закупке, фильм понравился.

Фильм дублировали. Это очень дорогая технология по тем временам. И начали показывать начальству. И начальству не понравилось одно обстоятельство, что бедный американский пролетарий, имеет свой собственный пикап. Советский рабочий не мог и мечтать об автомобиле. Личный автомобиль – удел летчиков, героев – полярников и знатных стахановцев. Начальству показалось, что этот бедный фермер, не такой уж и бедный.

И начальство решило положить на полку этот фильм.

Таким образом, хорошо дублированная версия не шла в советском прокате. И история с запретом этой версии, оказывается верной.

Но!

Тут мы выявляем явный парадокс. В послевоенные годы фильм «Гроздья гнева» демонстрировался в советском прокате. Но, то была трофейная версия, захваченная у немцев.

Фильм демонстрировался без титров. И название было изменено. Он назывался теперь «Дорога бедствий». Естественно, что фильм шел с оригинальной дорожкой.

А дублированная версия фильма благополучно лежала под запретом, и показана была уже только в конце восьмидесятых годов по телевидению.

Действительно, ситуация парадоксальная. Был запрет, но фильм показывался.